Как имитируют золото. Как отличить сплав, похожий на золото, от настоящего металла? Чем имитируют золото

С другими металлами в различных пропорциях.

Например: сплавы, которые состоят из 14 частей и 10 частей другого металла, являются 14 — каратным золотом, 18 частей золота и 6 частей другого металла, 18 – каратное и т.д.

Данное соотношение чаще всего выражают в виде пробы: 14/24 равна 585 пробе и 18/24 является .

Красное и розовое золото

Розовое золото является результатом сплава золота и меди , и широко используется для специализированных ювелирных изделий. Ювелирные изделия из розового стали популярны во всем мире только в начале 20 века, и сейчас из данного сплава делают в основном только обручальные кольца.

Красное или розовое также называют русским, потому что ещё в 18 веке оно было популярно в России, а на Западе о нём даже и не знали.

Основные формулы состава розового или красного золота:

18K Красное : 75% золота, 25% меди

18K Розовое золото: 75% золота, 22,25% меди, 2,75% серебра

18K Розовое : 75% золота, 20% меди, 5% серебра

Также зачастую добавляется до 15 процентов цинка – что добавляет сплаву желтовато-красный оттенок.

В древние времена из-за примесей в процессе плавки золото часто обращалось в красноватый цвет. Именно поэтому во многих греко-римских текстах и даже во многих произведениях средневековья описывают красным.

Зелёное золото

Зелёное получают путём соединения золота и серебра. Чисто зелёного золота не бывает, бывает лишь зеленовато-желтое .

Соотношение золота в данном сплаве — 75% золота и 25% серебра (или 73% золота и 27% серебра). Зелёное золото было известно ещё 860 году до нашей эры под названием электрума – природный сплав золота и .

Также зачастую в сплав добавляют – именно он добавляет зелёный оттенок сплаву и предаёт эффект прозрачности. Сплав – 75 процентов золота, 23 процента меди и 2 процента кадмия дает светло-зеленый оттенок, 75 процентов золота, 15 процентов серебра, 6 процентов меди и 4 процента кадмия дает темно-зеленый оттенок. Но стоит учитывать, что кадмий является токсичным металлом и долго носить украшение, содержащее кадмий, категорически запрещено.

Черное золото


Чёрное получают четырьмя способами:

1.Покрытие сплавом родия и рутения ,

2.Патинирование с применением серы и кислородных соединений.

3.Использование во время выделки аморфного углерода

4.Контролируемое окисление – чаще всего доведение до окисления в соотношении – 75 процентов золота и 25 процентов .

Голубое золото представляет собой сплав золота и индия . Он содержит 46% золота (около 12 карат) и 54% индия.

Стоит отметить и соединения, которые выдают за золото, но на самом, же деле в них практически нет золота, либо вообще нет, поэтому стоит обратить на данный список особое внимание.

ярко жёлтый сплав , содержащий 90 процентов и 10 процентов алюминия – наиболее часто выдают за золото, потому что является малозатратным способом, и невооружённым взглядом не отличим от оригинала.

На втором месте расположен сплав под названием батбронза, который был разработан в середине 20 века, как сплав для позолоты и для изготовления промышленных, сценических деталей.

Сплав, в который добавляют , но уже в большом количестве, называется батметалл. В основном используется в производстве столовой посуды.

Французы придумали термин «вермей», который используют для обозночения , покрытого золотом в малом количестве. Вермей изготавливают только на огне.

Также стоит отметить гамельтонметалл, который состоит из 66,7 процентов меди, 33,3 процента цинка. Сплав имеет желтоватый цвет, применяется для покрытия золотым цвет деталей промышленного предназначения.

Американцы же придумали слово «голдин» — сплав меди и алюминия , применяется для изготовления дешёвых, некачественных ювелирных изделий.

Дюраметалл – сплав цинка, алюминия и меди , который имеет золотисто-жёлтоватый оттенок.

Сплав, который содержит 83.6 процента меди, 9,34 процента цинка и 7 процентов , имеет золотистый оттенок, и полностью имитирует золото и называется мангеймское .

66 процентов меди и 34 процента цинка – сплав похож по цвету на самородное и его выдают за необработанное золото.

Французы также придумали выражение «oreide» — «французское золото». «Французское золото» применяют для изготовления недорогих .

Сплав, состоящий из меди и цинка, называется томпак. Томпак впервые применил лондонский часовщик Христофор Пинчбеккер в начале 19 века, идеально имитирует золото, потому что устойчив к коррозии и обладает высокой прочностью.

Сплав, содержащий 57 процентов меди, 18 процентов платина, 10 процентов серебра, 9 процентов и 6 процентов цинка – платинор. Платинор имеет красивый золотой цвет, но из-за высокой себестоимости очень редко применяется как заменитель золота.

Сплав, который применяют для изготовления недорогих украшений, носит название «сплав золота с », но на самом, же деле не содержит ни грамма золота, но в тоже время является 100 процентной копией золота 585 пробы.

Поэтому стоит тщательно проверять ювелирные изделия перед покупкой, а после покупки стоит обратиться к независимому и полностью проверить изделие на подлинность.

Существуют самородные «близнецы» золота, не менее благородные, чем оно само. Таков, например, электрон — смесь золота и серебра или поликсен — природная платина с примесью различных соединений, которые придают ей золотистый оттенок. Из этих сплавов изготавливали античные монеты, а в современном мире их используют для создания ювелирных изделий.

Казалось бы, зачем изобретать то, что и так можно найти в природе? По химической стойкости и великолепному внешнему виду по природные «имитации» не уступают настоящему золоту. Однако при этом они не уступают солнечному металлу и в цене. Изобретательность, так же как и жадность, всегда были присущи человеку, поэтому во все века люди искали другие, более дешевые способы для имитации золота. Сегодня их существует предостаточно.

Древнейший из составов для имитации золота — латунь, медно-цинковый сплав. Несмотря на то, что цинк как таковой открыли довольно поздно, латунь была известна еще древним римлянам. В древнем мире ее получали, добавляя в медь галмей, то есть цинковую руду с незначительными примесями олова, никеля, свинца, марганца, железа.

В XIX веке, с открытием цинка, латунь была как бы заново изобретена, и именно тогда ее начали широко использовать при имитации золота. Тонкие листки мягкой латуни (с содержанием меди около 60%), применяемые для такой имитации, получили название мозаичное золото, гамельтонметалл и томпак.

Еще несколько имен латунь получила в честь своего «первооткрывателя», англичанина Христофора Пинчбека — пинчбек или английское золото. Эти названия относятся к сплавам с содержанием меди более 80%, из которых делают «золотые» украшения и оклады.

Почти одновременно с английским золотом появилось золото французское — сплав меди и цинка с добавлением олова (83,6% меди, 9,4% цинка и 7% олова). Разные по пропорциям варианты этого сплава называли также симилором, орайде или мангеймским золотом. Все они служили для имитации золота при изготовлении поддельных украшений.

Наконец, в изобретении различных имитаций золота отличилась и Германия. Здесь были созданы золотистые сплавы с добавлением алюминия: коричневатый сплав меди, цинка и алюминия, получивший название дюраметалл и голдин — золотисто-желтая «алюминиевая бронза», состоящая из 90% меди и 10% алюминия.

Тончайшую фольгу для позолотных работ, все чаще стали заменять листками других металлов, а то и просто золотой краской на основе сульфида олова. Такие покрытия называли сусальным или муссивным золотом. Современные мастера, чтобы не путаться в терминах, именуют сусальным золотом только сам благородный металл, а покрытия, созданные для его имитации, обозначают словом «поталь».

В настоящее время сложно кого-либо удивить поддельным товаром. Подделывают абсолютно все — от продуктов питания до денег, ювелирных изделий и произведений искусства. И именно поддельные ювелирные изделия обходятся покупателям наиболее дорого. Согласно усредненным статистическим данным, в российских ювелирных магазинах имитация старого драгоценного металла — золота — уже достигает половины от общего числа представленных изделий. А имитация старого изделия из золота будет однозначно стоить дороже, чем поддельная новомодная бижутерия. Как же купить настоящее изделие из старого золота, а не дешевый сплав, похожий на благородный металл?

Чтобы понимать, как отличить материал, похожий на золото, от настоящего драгоценного металла, необходимо знать, какие сплавы способны имитировать внешний вид старого золота. Если вам не повезет, вы можете купить какой-то из следующих сплавов:

  1. Алюминиевая бронза. Является сплавом золотисто-желтого оттенка. Прекрасно имитирует золото. Примерно 90% такого сплава приходится на медь, оставшаяся часть — на алюминий.
  2. Батбронза. Тоже имеет красивый золотисто-желтый оттенок. Обычно применяется для изготовления различных художественных изделий. Недобросовестные продавцы могут выдавать его доверчивым покупателям за драгоценный металл.
  3. Батметалл. В некоторых странах из него изготавливается столовая посуда. Этот сплав неплохо имитирует золото.
  4. Бельгика. Этот сплав больше похож на платину. Включает в свой состав железо, никель и хром. На драгоценный металл нет и намека.
  5. Вермей — серебро, обрабатываемое огнем. В процессе обработки металл становится похожим на золото. Но платить за серебро столько, сколько стоит золото, не лучший вариант.
  6. Гамельтонметалл — это сплав из цинка и меди. Имеет красивый золотисто-желтый оттенок. Применяется для золочения разнообразных изделий.
  7. Голдин. Он является сплавом алюминия и меди. В некоторых странах из него изготавливаются бюджетные украшения. Металл хоть и красивый, но с золотом у него нет ничего общего, кроме внешнего вида.

  1. Дюраметалл. В состав этого сплава входят алюминий, медь и цинк. Ингредиенты смешиваются в определенных пропорциях и подвергаются специальной обработке. Конечное изделие имеет красивый золотисто-бронзовый оттенок. Но это опять-таки не золото.
  2. Золотая фольга. Эти очень тонкие листы применяются для золочения разнообразных деревянных и металлических изделий, а также в других сферах.
  3. Musiv — это сульфидное олово с привлекательным золотым блеском. Используется, как правило, для золочения. Единственным его преимуществом является то, что со временем материал не чернеет.
  4. Мангеймское золото. Оно является сплавом цинка, меди и олова. Имеет окраску «под золото».
  5. Мозаичное золото. Этот сплав состоит из цинка и меди. Имеет оригинальный оттенок самородного золота.
  6. Накладное золото — сплав из меди со слоем драгоценного металла.
  7. Орайде. Этот сплав состоит из цинка, меди и олова. Иногда добавляется железо. Применяется для литья недорогих ювелирных изделий.
  8. Пинчбек, который представляет собой сплав цинка и меди. Используется для производства бюджетной бижутерии. Недобросовестными торговцами выдается за золото.
  9. Платинор — сплав из серебра, меди, никеля, цинка и платины. Процент драгоценных металлов настолько мал, что недобросовестные продавцы остаются в большом выигрыше, выдавая такие изделия за настоящее золото.
  10. Симилор. В составе этого сплава присутствуют цинк, медь и олово. Обычно изделия покрываются позолотой.
  11. Томпак — один из сплавов, наиболее часто выдаваемых за золото. В его составе присутствуют цинк и медь. Имеет красивый оттенок. Благодаря меди является устойчивым к воздействию коррозии.
  12. Электрон. Он содержит серебро и золото. В античные времена сплав применялся для изготовления монет.

Значение ювелирной пробы

Важно учитывать, что даже наличие пробы вовсе не является гарантией того, что вы покупаете драгоценный металл. Если с российскими маркировками покупателю все еще немного понятно (обычно это цифры рядом с женским профилем или звездой и серпом с молотом), то с пробами по зарубежным стандартам все гораздо сложнее.

И знание того, что золото в 14 каратов соответствует «отечественной» 585-й пробе, а изделие из 18-каратного материала можно расценивать как 750-ю пробу, в деле практически не помогает. Пробы пробами, но никто не застрахован от покупки цепочки, у которой в лучшем случае половина сделана из драгоценного металла, а оставшаяся часть — из разного рода сплавов.

Проверить на подлинность очень сложно. Реагирует далеко не каждый ювелирный детектор. Отправляясь в магазин за покупкой золотого изделия, возьмите с собой какое-нибудь украшение из этого же материала. Бросьте свое и присматриваемое изделие на витрину и сравните издаваемый звук. Если звуки похожи, вам, скорее всего, удалось найти настоящее золото.

Можно применить и психологические методы. Попробуйте немного «поковырять» поверхность присматриваемого изделия, чтобы консультант это видел. Ничего страшного вы изделию не сделаете, но из реакции продавца можно будет понять очень многое.

Оценка качества ювелирных изделий

Проверка качества ювелирной продукции в России относится к полномочиям Государственной пробирной палаты. Теоретически изделия с ее пробой являются настоящим золотом. Однако на практике все куда запутаннее. Проблема в том, что в большинстве своем ювелирные изделия проверяются поверхностно. Как правило, анализируется лишь слой покрытия, соскобленного с поверхности ювелирного изделия. Таким образом, печать свидетельствует лишь о том, что верхний слой ювелирного украшения в действительности сделан из золота. Но что под этим слоем — уже загадка.

Знающий пользователь может возразить, что драгоценные изделия разрезаются, после чего срез подвергается подробному химическому анализу. Да, подвергается. Но подобную проверку проходит только одно изделие на выбор из целой партии однотипной продукции. Так что если проверенный образец сделан из золота, а остальные изделия изготовлены из непонятных сплавов, пробирная палата за это уже не отвечает.

Важно учитывать и то, что лишь примерно половина изделий в стране в настоящее время имеет соответствующую маркировку. Если учитывать специфику деятельности упоминавшейся пробирной палаты, то можно прийти к такому неутешительному выводу, что качественных ювелирных украшений в продаже еще меньше.

И ничего удивительного в этом нет. Подделывать ювелирные украшения очень выгодно. Они имеют небольшой размер и продаются по высокой цене, если пересчитать на единицу объема. Контрабандистам очень удобно работать с такой продукцией. Их изготовление не требует наличия больших производственных помещений. Да и сложные технологические операции, как правило, тоже не требуются. Так что теневой ювелирный бизнес развивается и процветает. Поэтому к покупке нужно тщательно готовиться.

Любой путешествующий по России человек всегда удивлялся, во-первых, огромному количеству сохранившихся старинных храмов, во-вторых, неземной красоте куполов, сверкающих золотыми красками. Все дело в покрытии церковных маковок сусальным золотом, которое сохраняет свои качества продолжительное время.

Сейчас наряду с сусальным золотом используется поталь – между этими двумя декоративными отделками существует определенное внешнее сходство и в то же время есть кардинальные отличия.

Технология производства

Сусаль изготавливается из чистого золота, которое раскатывается до чрезвычайно тонких листов. Затем пластины в декоративных целях наносятся на купола, статуи. Этот химический элемент относится к мягким металлам, хорошо поддающимся ковке. Именно эти его свойства используются для создания сверхтонких пластин. Сначала из золота готовят бруски, затем каждый из них раскатывают в полосу длиной до 30 метров. На следующем этапе каждая полоса нарезается квадратами, их укладывают один на один, перестилая специальной бумагой. Образуются стопки, каждая из которых содержит 100-300 листов золота.

Далее стопка помещается под специальный молот, который плющит золотые квадраты в лепешки. Процесс удара молотом повторяется около 2000 раз, в результате чего толщина каждой из лепешек уменьшается до нескольких микрон. Вновь повторяется процесс вырезания, теперь уже из лепешек, квадратов, которые вкладываются в специальную книжку. В ней может содержаться от 10 до 300 листов сусального золота.

Всего при производстве этой декоративной шикарной отделки проводится до 30 различных операций. Самая важная из них – расплющивание, к тому же она и самая трудоемкая. Необходима четкая регулировка силы удара молота, установление определенной последовательности и направления ударов. Правильная технология позволит получить равномерное расплющивание, листы сусального золота будут одинаковой толщины, без выбитых участков или, наоборот, утолщений. В конечном счете, качество листов скажется на времени сохранности покрытия.

Раньше и сейчас

Технология изготовления сусального золота насчитывает более 1700 лет. Первыми в этом деле, как и во многих других технологиях, были китайцы. Сейчас же такое производство налажено во многих странах мира. За столетия технологии, естественно, изменились, в первую очередь это касается расплющивания. Сначала использовался только ручной труд – специальный молотобоец наносил удары по стопке. Были в этом деле и признанные мастера, хотя ни один специалист в мире не обеспечит идеального расплющивания.

На смену человеку пришли автоматические молоты, которые, во-первых, облегчили его труд, во-вторых, процесс расплющивания проходил равномерно, как следствие, меньше брака было на выходе. Сила молотобойца была уже не нужна – удары наносил молот, но стопку должен был двигать все равно человек. Современные технологии позволили человеку практически устраниться от участия в таком тонком процессе. Молот автоматически наносит удары, робот, для которого разработана специальная программа, передвигает стопку золота. При этом тщательно соблюдается технологический процесс, идет постоянный контроль качества.

Имитация золота

Понятно, что использование сусального золота во многих случаях является слишком дорогим удовольствием. Во-первых, само по себе золото – довольно-таки дорогой металл, во-вторых, запасы его не бесконечны, в-третьих, технологии производства сложны. Поэтому издавна люди искали способы получения красивой декоративной отделки, подобной золоту, но гораздо ниже по стоимости. Изобретение потали, имитирующего сусальное золото, не было случайным, к нему люди шли целенаправленно!

В настоящее время существует несколько технологий производства потали. Согласно одной из них, вместо золота используют другие металлы, например алюминий, более распространенные, дешевые и ковкие, а также сплавы металлов. Самый распространенный вариант – сплав меди и цинка. После того как сплавы будут нанесены на изделие, их покрывают лаком желтого цвета, чтобы имитировать тон настоящего золота. Вторая технология потали предполагает использование химических соединений, которые добавляются в краски, имитирующие позолоту.

Отличия сусального золота и потали

Учитывая все вышесказанное, можно отметить следующие моменты. Во-первых, поталь является имитацией сусального золота, используется наряду с настоящим драгоценным металлом для отделки различных покрытий, в том числе статуэток, багетов, рамок, карнизов. Поталь на порядок дешевле золотых листов, что позволяет создавать шикарные интерьеры по вполне приемлемым ценам. Тем не менее, этот материал менее долговечен в сравнении с золотом, поэтому, во-первых, применяется только в интерьерах зданий, во-вторых, требует покрытия лаком для увеличения времени использования.

Каждый хозяин при разработке дизайна дома волен сам принимать решение, поталь или настоящее сусальное золото использовать в отделке!

Сегодня подделка ювелирных изделий - это чрезвычайно выгодный бизнес. Ведь золотые украшения малы по размеру. Они удобны при контрабанде. Они обладают высокой стоимостью в расчете на единицу объема и к тому же для их производства не нужны большие помещения и очень сложные технологии.
Как подделывают золото

Способов имитации золота очень много. Самый простой - это, так называемое, цыганское золота - начищенная до золотого блеска медь. Но обычно все-таки используются различные сплавы. Порой это бывают очень простые подделки из латуни, рондоля, бронзы, меди и даже из железа с алюминием. Однако чаще всего для имитации золота используются такие сплавы, отличить которые от настоящего золота по силам только опытному ювелиру или эксперту. Так за драгоценный желтый металл часто выдаются следующие подделки:

7 алюминиевая бронза (ауфир, аурал, ауфор) - сплав золотисто-желтого цвета (состоит из 90 частей меди 10 частей алюминия);

7 батбронза (bathbronze) - сплав бронзы с оловом (используется для позолоты и литья художественно-промышленных изделий;

7 батметалл (bathmetall) - сплав, легированный цинком (используется в Англии для производства столовой посуды);

7 вермей (vermeil) - позолоченное на огне серебро;

7 гамельтонметалл (hamiltonmetell) - сплав из 66,7 частей меди и 33,3 частей цинка золотисто-желтого цвета;

7 голдин (goldin) - сплав меди и алюминия (используется в Германии для изготовления дешевых ювелирных изделий);

7 дюраметалл (durametall) - сплав меди, цинка и алюминия золотисто-бронзового цвета;

7 золото musiv - пластики сульфидного олова с золотым блеском (применяются для золочения; не разъедаются серой и сероводородом, не чернеют);

7 мангеймское золото - сплав из 83,6 частей меди, 9,4 частей цинка и 7 частей олова, окрашенный под золото;

7 мозаичное золото - сплав из 66 меди и 34 цинка (имеет оттенок самородного золота);
орайде (oreide),

7 «французское золото» - сплав золотого цвета из 80 частей меди, 15 частей цинка и 5 частей олова;

7 пинчбек (pinchbeck), «английское золото» - сплав меди и цинка (применяется для изготовления общедоступных украшений, бижутерии, окладов);
7 симилор - сплав, похожий на золото (состоит, как правило, из 83,7 частей меди, 9,3 частей цинка и 7 частей олова);

7 томпак - сплав меди и цинка различных составов (чаще 90 частей меди и 10 частей цинка) с красивым золотым цветом;

7 электрон - сплав золота и серебра различных соединений;

7 «сплав золота с титаном» - сплав без золота (бижутерия), но по цвету напоминающий золото 585 пробы (обычно из него делают массивные украшения).
Томпак

Не все то золото, что блеститОсобо часто людям «впаривают» томпак - весьма похожий на золото сплав. Продажа томпака под видом золота очень популярна в Турции, где «попасть» на этот сплав можно даже в крупном магазине. Часто встречается фальшивое золото в Израиле, Италии, Китае, ОАЭ. Из этих стран обычно поступает и псевдозолотая контрабанда. Некачественные золотые изделия легко ломаются, а вот чинить их ювелиры не берут, т.к. незолотые сплавы не паяются.

В последнее время много фальшивого золота появилось в Гонконге и Вьетнаме (сплав золота с вольфрамом и другими тяжелыми металлами).

Очень распространена фальсификация, когда часть изделия из настоящего золота, а часть из сплава меди, олова и цинка. Например, замок на золотой цепочке с клеймом, действительно, золотой, а вот вся остальная часть - из сплава «под золото».
Турецкое золото

Конечно, на подлинном золоте должна стоять соответствующая проба. Но, например, в той же Турции в магазине прямо при вас поставят на изделии пробу, которую вы пожелаете. Понятно, что и на других украшениях может стоять любая проба.

Обжегшись на фальшивом желтом импортном золоте, россияне стали вновь ценить отечественное красное золото. Однако цвет сегодня не указывает на место изготовления. Иностранные импортеры, изучив спрос российских покупателей, быстро перешли на производство червонного золота.

Чтобы не терзать себя сомнениями и не оказаться разочарованным от дорогостоящей покупки, не стоит покупать золото с рук или в сомнительных магазинах. Лучше обращаться в крупные магазины и приобретать там изделия известных западных фирм и известных российских заводов. Хотя цена такого золота будет выше, но зато и вероятность купить подделку окажется относительно небольшой.

Стоит помнить, что согласно официальной статистике, около 60% золотых изделий, ввозимых в Россию, имеют содержание золота значительно ниже указанной на них пробы, а более половины продаваемых в России золотых украшений - фальшивые.

Если появились сомнения в подлинности золота, то стоит отдать изделие на экспертизу, например, в ломбард. В случае подтверждения подозрений фальшивое золотое украшение можно сдать в тот же магазин, в котором оно было куплен.

Лучше сомнительное золото не покупать. Можно не только потерять денежные средства, но и попасть в зону внимания правоохранительных органов. А вдруг вы покупаете дешевое фальшивое золото для дальнейшей перепродажи?
Способы определения истинности золота

Золото подделывают с древних времен, и одновременно идет поиск того, как отличить настоящий драгоценный металл от поддельных сплавов. Поначалу наши предки проверяли качество золота, лишь наблюдая за изменением его цвета при накаливании на огне. Позже к делу подключилась наука. Так, широко известна история о том, как древнегреческий ученый Архимед сумел определить, сделана корона царя Гиерона из чистого золота или ювелир подмешал туда очень много серебра. Принимая ванну во время размышлений, Архимед открыл свой известный закон: «тела более тяжелые, чем жидкость, опущенные в эту жидкость, будут опускаться пока не дойдут до самого низа, и в жидкости станут легче на величину веса жидкости в объеме, равном объему погруженного тела». Ученый понял, что, погружая корону в воду, можно определить ее объем, измеряя объем вытесненной ею воды. Сравнив же вес и объем контрольного золота и короны, было легко узнать чистый ли драгоценный металл использовал ювелир.

С тех времен много воды текло, но необходимость определения истинности золота не отмерла, а наоборот: стала еще более насущной. За последние 10 лет официальное производство золота в нашей стране сократилось почти в три раза, а количество магазинов, торгующих золотом, только растет. Продают ли в них настоящее золото?

Есть множество относительно простых и достаточно сложных способов определения истинности золота.
Внешний осмотр золота

Прежде всего стоит изучить золотое изделие «на глаз». Если на нем нет пробы, то доверять продавцу нельзя. То же самое можно сказать, если клеймо нечеткое, «смазанное».

В принципе, чем лучше выглядит непробированная вещь, тем выше проба, которую продавцы назовут покупателю. Так, например, можно легко купить четырнадцатикаратную вещь по цене восемнадцатикаратной. Если же продавец говорит, что золото 585-й пробы, то его вообще не стоит покупать, т.к. это, скорее всего, 500-я или даже 375-я проба, которую потом ни один ювелир просто не возьмет.

Так что первое, на что стоит обратить внимание, это наличие четкого клейма. Однако, то, что на изделии есть проба, еще не говорит о том, что это золото не фальшивое. Проба может гарантировать только то, что верхний слой действительно из драгоценного металла. Поэтому стоит тщательно осмотреть изделие со всех сторон - насколько оно хорошо выглядит в целом и по отдельным деталям: аккуратно ли вставлены камни, качественная ли пайка в местах соединения. Неаккуратность всегда выдает не очень-то пекущихся о клиентах фальсификаторов. В фальшивках часто болтаются камни, с трудом закрываются замки. Если в том месте, где прикреплен замок есть зазубрины, это означает, что на изделии стоит не родной замок (скорее всего фальшифка).

Стоит внимательно изучить прилагаемый сертификат. В нем может быть честно написано, что изделие лишь покрыто золотом определенной пробы.

Проба должна быть на каждой части изделия. Иначе может оказаться, что одна часть украшения из качественного золота, а другая - из фальшивого.

Стоит изучить систему клейм, так как после распада Советского Союза в его бывших республиках сохранились территориальные органы пробирного надзора, имеющие все необходимое для клеймения оборудованием. Хотя эти клейма устаревшего советского образца, но они до сих пор признаются подлинными… и встречаются на современных «псевдозолотых» изделиях.

В любом случае, наличие клейма - это хоть какая-то гарантия качества изделия, т.к. в целом нелегальные производители и торговцы стараются не связываться с подделкой клейм, потому что это грозит уголовной ответственностью.
Цена золота

Подлинные украшения из золота 585 пробы не могут стоить дешевле полутора тысяч рублей за 1 грамм.
Золото на зуб

Говорят, что если бросить на стол вещь из настоящего золота и проверяемую, то их «звонкость» будет сопоставима. Якобы золото, в отличие от поддельного сплава, издает особенный, хрустальный звон. Увы, эксперты, утверждают, что «на ухо» настоящее золото не определить.
Золото на зуб

Очень древний способ. Настоящее золото легко мнется в отличие от подделок. Этим способом пользуются даже современные ювелиры.
Золото на магнит

А вот с помощью магнита часть подозрений можно снять. Ведь истинное золото не магнитится. Правда, не магнитятся также медь и алюминий, которые часто используются для обмана.
Соскоб золота

Стоит поцарапать изделие с внутренней стороны. Под тонким слоем золота может оказаться алюминий или другой неблагородный металл.
Потереть золото

Можно потереть золотое изделие о необожженную керамическую плитку, плотность которой почти в два раза превосходит плотность золота. Настоящее золотое изделие должно оставить на плитке золотой след. От подделки же останутся царапины (серые или черные).
Химическое золото

Можно капнуть на металл йодом. Если у вас в руках настоящее золото, то оно почернеет, если нет, то темный йод станет белым как молоко. А пятнышко с золота можно потом стереть тряпочкой.

Можно использовать хлорное золото, которое не реагирует с золотом, но при соприкосновении с другими металлами шипит и пенится.

Если подержать недолго изделие в уксусе, и оно потемнеет, то это подделка.

Можно использовать медицинский ляписный карандаш, которым нужно нанести небольшую черточку на смоченном в воде металле. Если после того, как вы вытрете карандаш, на металле останется след, то это также подделка.

Можно проверить одно золото другим. Так следует контрольным изделием начертить небольшую линию на каком-нибудь жестком предмете. Затем нужно сделать то же самое с проверяемым украшением. Если оба следа одинаковы, то есть большая вероятность того, что оба предмета имеют одинаковую пробу.

Можно использовать для проверки золотых изделий и свою собственную кожу. Для этого нужно около минуты энергично тереть проверяемым украшением по руке до небольшого нагрева. Затем следует внимательно осмотреть руку, не остается ли на ней темный след. Если остается, то в этом украшении очень мало золота.

Ювелиры с сомнением относятся к домашним способам проверки подлинности и рекомендуют использовать только профессиональные подходы: проверять прибором и пробирным камнем.
Проверка золота прибором

Сегодня на рынке появились приборы для идентификации монет и драгоценных металлов, которые позволяют производить неразрушающий экспресс-контроль ювелирных и других металлических изделий. Делают они это, измеряя электрохимический потенциал поверхности материала.

Нередко подобные приборы утверждают, что фирменное золото подделка и, наоборот, обеляют фальшивки. Связано это с определенной ненадежностью применяемого способа. Ведь физические параметры украшения (электрическое сопротивление), на которые ориентируются подобные приборы, зависят не только от количества золота в сплаве, но и от состава и соотношения остальных компонентов.
Пробирка золота на пробирном камне (быстрая проверка чертой)

Этот способ был самым употребительным еще у древних греков. Суть его в том, что зачищенным местом исследуемого предмета на пробирном камне оставляют золотые окрашенные штрихи (пробирный камень - это мелкозернистый кремнистый сланец густого черного цвета). Стеклянной палочкой поперек штрихов последовательно растирают капли пробирных кислот (для золота разной пробы они будут разными). Если сплав имеет 750-ю пробу золота или больше, то цвет черты под этими кислотами вообще не изменится. Черта сплава 585-й пробы изменит окраску под кислотой для золота 750-й пробы и вскоре исчезнет. То же самое произойдет и с чертой сплава 333-й пробы золота, которая не изменяется только под кислотой для золота 333 пробы.

Золотая черта не изменяется только тогда, когда нанесенная пробирная кислота соответствует чистоте исследуемого золота. На простых же металлах под воздействием пробирных кислот появляются небольшие пузырьки, и штрихи через несколько секунд исчезают.
Основной пробирной кислотой для золотых сплавов является химически чистая азотная кислота. Она не действует на штрихи пробы свыше 500-й. Если черта исчезает частично (окрашивается в бурый цвет), то сплав имеет пробу ниже 500-й пробы. Если же совсем не остается следов и черта полностью исчезнет, то испытуемый предмет сделан из простого металла.
Пробирной кислотой для сплава свыше 500-й пробы служит смесь азотной и соляной кислот с дистиллированной водой в определенных пропорциях. Для более низкой пробы используют разбавленные азотные кислоты.
У проверки золота на пробирном камне также есть свои недостатки. В частности правильность определения пробы золота таким способом полностью зависит от квалификации пробирного мастера и условий проведения проверки. Результат проверки золота на пробирном камне в большой степени субъективен.

Существуют и более точные, одновременно, и более сложные способы проверки истинности золота. Например, методом капельных реакций. Однако не все потребители согласятся на их использование, ведь придется пожертвовать частью украшения, которую растворят или распылят. К тому же такие технологии требуют использования дорогостоящего оборудования и отнимают много времени.

Чтобы не терзаться в сомнения относительно подлинности приобретения, лучше не покупать золотые изделия с рук, в ларьках, сомнительных магазинах и на турецко-египетском взморье.
Лабораторный анализ подлинности золота

Если после покупки терзают подозрения относительно содержания золота в изделии, а дома никак их развеять не удается, то можно обратиться к специалистам, которые проведут лабораторный анализ подлинности золота. Конечно, это будет стоить денег, зато нервы удастся сэкономить.

Обычно в лабораториях проводят специальный спектральный лабораторный анализ золота на современных сканерах и рентгеновских аппаратах. Ранее такое оборудование имелось только в крупных научных центрах. Сегодня его имеют многие таможенные службы различных стран мира. Так что таможенники могут проверить подозрительные изделия из золота, как говорится, не отходя от кассы. Точность их результатов будет не хуже точности результатов, проводимых учеными.

И еще раз: лучше покупать золото там, где его продают оформленным по всем правилам и куда можно вернуться, чтобы выставить претензии, если таковые возникнут: в ювелирном бутике или ювелирном магазине.

Информация взята отсюда.