Первые шесть недель жизни новорожденного. Ребенок и его развитие в шесть недель от рождения 6 недельный малыш

Когда малютка подходит к шестинедельному рубежу, он должен многое усвоить, ведь практически полтора месяца жизни не могли пройти впустую. Умения ребёнка в 6 недель можно буквально перечислить по пальцам, поскольку он ещё не совсем раскрылся этому миру и только начинает познавать его. Итак, что же должен уметь малыш, которому исполнилось 6 недель?

  • Следить за предметами, зрительно сосредоточившись на них.
  • Поворачивать голову к источнику звука, предварительно ища его глазами.
  • Демонстрировать явную оживлённость, когда с ним общаются.
  • Пытаться держать голову, лёжа на маленьком животике.
  • Произносить звуки, делая акцент на гласных.
  • Поворачиваться с бочка на спинку.

На шестой неделе малютка всё ещё адаптируется к окружающему миру, а его мама уже понимает, что он хочет сказать тем или иным выражением личика и произнесёнными звуками. В данный период развития малыш овладевает завораживающей, притягивающей и сияющей улыбкой, которая являет собой отличное средство общения с людьми в этом возрасте. Ребёнок одаривает своей улыбкой практически всех, кто положительно настроен в его сторону, но всё-таки главным людям маме и папе, он улыбается чаще всего и эта улыбка заметно отличается от всех остальных. Также можно заметить то, как малютка смотрит на своих родителей его взгляд устремлён прямо в глаза любимых и самых дорогих в его жизни людей, причём этот взгляд очень тёплый, полный ласки, нежности и любви.

Но малыш не отказывается и от плача, поскольку он прекрасно понимает, что таким методом воздействия как плач он может достичь желаемого. Плач, будто зов, оповещает родителей о том, что карапуз хочет чтобы они подошли, поиграли с ним, взяли его на ручки и показали что-то интересное.

Старайтесь говорить с ребёнком абсолютно нормально, то есть не используйте слишком много уменьшительно-ласкательных имён, а также новых слов, которых просто нет в русском языке.

К шестой неделе своего существования ваше чадо умеет сосредотачивать взгляд на движущихся предметах, а также с интересом разглядывает все, что расположено в полуметре от него. Иногда вы можете заметить очень умный вид у своего малютки, который свидетельствует лишь о том, что малыш стремительно растёт. Поддерживайте ребёнка во всём и не отказывайте ему в новых игрушках, хоть он ещё не может попросить вас купить ту или иную вещицу. Будьте внимательны и заботливы, и тогда из полуторамесячного крохи вырастет человек с большой буквы.

Для укрепления мышц и массирования тела можно использовать развивающие коврики, на которые нужно ложить малыша. К ним присоединяются дуги, на которых находятся цветные погремушки. Ребёночек может лежать на удобном коврике и рассматривать красочные игрушки.

В данный момент ребенок начинает узнавать своих родителей и выделяет их среди незнакомых людей. При виде родителей он лопочет и издает разные звуки, давая понять, что рад их видеть. И чем больше внимания вы уделяете ему (обнимаете, гладите, играете), тем больше вероятность, что на этой неделе он впервые вам улыбнется.

Ребенок начинает сильнее реагировать на окружающий мир. Так, к примеру, если раздастся дверь в дверь, он может заплакать или, наоборот, резко замолчать, давая понять, что услышал и хочет знать, что это такое. Он обращает внимание на звуки, ему нравится слушать музыку. Если перед ним положить мягкую игрушку, то ребенок может смотреть пристально ее разглядывать. И это так интересно - наблюдать, как ребенок открывает для себя мир.

Давайте играть!

В данный момент ребенку не нужна куча игрушек, для того чтобы хорошо проводить время. Придумайте для вас одну-две игры и играйте в них с ребенком - они и ваше общество принесут ребенку море удовольствия!

Ваша жизнь

Потихоньку проходит адреналин, который бурлил в вас первые недели после родов. На смену ему может прийти усталость и ощущение, что Ваша жизнь превратилась в хаос. Не переживайте, пройдет еще немного времени, и у ребенка появится свой собственный режим. Он будет есть и спасть примерно в одно и тоже время, и тогда вы сможете немного отдохнуть.
Если вы чувствуете, что не справляетесь, что очень устали и раздражены, стоит посоветоваться со своим врачом. Это необходимо, чтобы убедиться, что с Вами и с ребенком все хорошо и исключить послеродовую депрессию. Врачу будет важно знать, как вы себя чувствуете, что Вы высыпаетесь и получаете достаточную поддержки от своего супруга и окружения. Так же стоит обсудить с врачом вопрос контрацепции.

Если нет противопоказаний, то на этой неделе Вы уже готовы возобновить сексуальную жизнь с супругом. Или, может быть, это слишком рано для вас, но Вашего партнера волнует отсутствие близости. Обязательно поговорите с ним об этом. В этот период Ваши отношения меняются - теперь Вы не только супруги, теперь Вы еще и родители, но ни в коем случае нельзя, чтобы супруг оставался в стороне или чувствовал себя лишним.

Советы

Ваш ребенок может отлично себя чувствовать, но что делать, если он спит днем, а не ночью? В этом случае Вы и ваш партнер можете чувствовать себя уставшими и выбитыми из колеи. А повышенная усталость и раздражительность могут поставить ваши отношения под угрозу. В первую очередь постарайтесь оставаться спокойными. Обязательно повторяйте себе, что это временно, и скоро ваш ребенок будет спать всю ночь, и вы сможете не только отдохнуть, но и уделить время себе и друг другу.

В то же время, вы можете попробовать несколько способов, чтобы помочь ребенку заснуть.

На заметку:

Если в организме не хватает железа, Вы можете чувствовать себя особенно уставшими. Стоит поговорить об возможной анемии со своим врачом и провести обследование организма после родов.

Если вы устали, то плач ребенка кажется особенно раздражительным. Может казаться, что ребенок все время чем-то недоволен. Существуют разные способы, чтобы его развеселить.

Если вы кормите из бутылочки или используете смешанное вскармливание, то на этой неделе может придти первая менструация после родов. Учитывая, что забеременеть вы могли за две недели до этого момента, то позаботится о контрацепции нужно уже через месяц после рождения малыша. Даже если вы используете исключительно грудное вскармливание, это не гарантирует защиту от новой беременности, даже если менструация еще не началась. В этом случае лучше подобрать контрацептивы, которые можно использовать во время кормления грудью.

Ритм кормления в первые 1-2 месяца

Первые месяцы вместе и больше всего переживаний и вопросов у мам о том, почему малыш так часто просит грудь? Новорожденный подолгу весит на груди, он не наедается? У меня мало молока?
- Ребенок вправе сосать грудь долго (20 до 1,5, а иногда и 2 часов) и часто в первые 2 месяца (промежутки между кормлениями могут быть от 15 мин до ‪2-2,5 часов), но при условии что он хорошо прибавляет и писает. Ведь ребенок сосет грудь не только для еды. Грудное молоко содержит слабительные вещества, которые помогают опорожнить кишечник, морфоподобные снижают дискомфорт в животике и головке, и помогают уснуть, и многие другие, призванные сделать адаптацию малыша к новому миру более мягкой.

Сосание груди – это не только питание, но и психологический комфорт.
- Первые два месяца кормление грудью происходит по требованию и носит хаотичный характер.
- Прикладывания могут происходить до 4 раз за час.
- Количество прикладываний:
3-4 ночных кормлений,
8-15 дневных прикладываний, из которых примерно
5-7 являются полноценными кормлениями.
- Малыш нуждается в обязательном прикладывании к груди перед засыпанием и во время пробуждения –это самые продуктивные сосания.
- Сосание во время сна – это норма.
- Совместный сон с мамой в сочетании с беззаботным непрерывным посасыванием материнской груди вызывает у ребенка чувство безопасности, психоэмоционального комфорта необходимые для формирования полноценной уравновешенной психики. Если вы не готовы к совместному сну, эффективно ставить кровать рядом. Так вы всегда можете пронять к ребенку руку, что дает ему спокойствие и понимание близости мамы. Рядом с мамой новорожденному очень комфортно!
Ритмы кормления меняют каждые 2-3 месяца.

На протяжении многих лет регулярную оценку развития обязательно проводили детям, которые побывали в отделениях выхаживания недоношенных и патологии новорожденных или имеют другие факторы риска задержки развития. Всем детям оценку стали проводить, когда пришли к выводу, что задержка развития иногда обнаруживается и в отсутствие факторов риска.

Детей, у которых на первом уровне оценки выявлены отклонения от нормы, направляют к специалисту, знающему проблему задержки развития более глубоко, обычно к районному педиатру или педиатру, работающему в стационаре. Детальное обследование таких детей нередко требует участия других специалистов и применения специальных лабораторных или инструментальных методов.

Ребенка, мать которого подозревает, что он отстает в развитии, плохо слышит или видит, надо направить прямо к специалисту. Мать не успокоится, пока ребенку не будет проведено детальное обследование, часто требующее участия группы специалистов. Следует заметить, что мать нередко бывает права.

Оценка развития на первом уровне

Практически здоровым детям оценку развития проводят в возрасте 2 дней, 6 недель и 7-8 месяцев. Недоношенных детей оценивают в 6 недель корректированного возраста (6 недель + недели, недостающие к моменту рождения до 40 недель), когда они достигают уровня развития 6-недельного доношенного ребенка. Исследование не должно занимать более 15 мин. Определяют только показатели, имеющие прогностическое значение. В некоторых районах Великобритании используют карты, частично заполняемые самими родителями:

Такая карта, если она заполнена как родителями, так и медицинским работником тщательно, дает полное представление о состоянии здоровья ребенка. Кроме непосредственной оценки она отражает антропометрические данные, тип вскармливания, предшествующие заболевания, некоторые медицинские рекомендации. Матерям (и даже начинающим врачам) полезно обращаться к хорошим популярным руководствам для родителей (в Великобритании таким является «Health Education Authority"s bool Birth to Five Years».) В 6 недель жизни в ходе физикального исследования обязательно проводят оценку реакции на окружающее, зрения и двигательного развития. Для быстрой регистрации данных используется простая форма. Оценку слуха обычно проводят в 8 месяцев. Другие показатели оценивают реже, в зависимости от того, осматривает ребенка педиатр или врач общей практики Наиболее важное значение имеет реакция на окружающее интерес к нему, ответные реакции на внешние стимулы, способность к сосредоточению.

При физикальном исследовании ребенка взвешивают и измеряют ему окружность головы. Регистрация этих показателей на стандартной карте помогает быстро оценить физическое развитие

Измерение антропометрических показателей

Раздевание и взвешивание - наиболее тревожащая ребенка часть врачебного осмотра. Взвешивание в легкой кофточке и подгузнике меньше досаждает ребенку и отнимает меньше времени у врача. Приблизительный вес кофточек и подгузников для детей разного возраста, который надо при этом вычесть, указан в рамке. У детей раннего возраста измерение окружности головы дает более точные результаты, чем измерение роста. Измеряют одноразовой бумажной сантиметровой лентой наибольшую (лобно-затылочную) окружность. Вес и окружность головы наносят на стандартную карту. Рост детям до 2 лет измеряют с помощью специального горизонтального ростомера. Более точный результат дает измерение вдвоем. Измеряющий придерживает голову ребенка у верхней планки ростомера, его помощник - стопы у нижней планки. Ребенок должен лежать совершенно ровно. Когда ребенок достаточно подрос рост можно измерять с помощью вертикального ростомера, тщательно соблюдая порядок измерения, чтобы результат был достоверным

Зрение и косоглазие

Привлечь внимание ребенка легче всего, наклонившись к нему на расстоянии 60 см и глядя ему в глаза. Если при этом исследующий слегка поворачивает голову из стороны в сторону, ребенок провожает его взглядом. Отсутствие такой реакции у 6 недельного ребенка представляет собой отклонение от нормы. Иногда оно обусловлено тем, что ребенок отвлекается. Чтобы убедиться в том, что отсутствие зрительного сосредоточения неслучайно, осмотр необходимо повторить через 2 нед. Причинами отсутствия зрительного сосредоточения бывают недостаток зрительных стимулов, задержка психического развития, слепота. При оценке развития в 6 нед обязательно проверяют, есть ли красный световой рефлекс с глазного дна. Источник света офтальмоскопа держат на расстоянии 45 см от глаза ребенка. У детей с темной кожей световой рефлекс в норме бывает темно-красным или несколько тусклым. Отсутствие рефлекса указывает на помутнение преломляющих сред глаза и требует немедленной консультации офтальмолога. Ребенка который при повторном осмотре не фиксирует взор на лице обследующего, врач общей практики должен немедленно направить к педиатру. В отсутствие зрительного сосредоточения следует проверить, видит ли ребенок вообще. Оптокинетический нистагм при вращении перед глазами барабана Кэтфорда, возникающий даже в отсутствие зрительного сосредоточения, доказывает сохранность зрения наличие у ребенка раннего возраста косоглазия можно уловить по расположению на роговице каждого глаза светового рефлекса с глазного дна. В норме рефлекс располагается в центре зрачка и, соответственно, в центре роговицы. При подозрении на косоглазие необходима офтальмоскопия и оценка подвижности глазных яблок. При косоглазии показано направление к офтальмологу.

Двигательное развитие

Лежа на ровной поверхности на животе, ребенок на несколько секунд приподнимает голову. Некоторые дети в этом возрасте уже удерживают голову несколько минут. Раньше удерживать голову начинают дети, которые подолгу спят на животе. Ребенка, который совсем не приподнимает голову, лежа на животе. Необходимо через 2 недели осмотреть повторно. Ребенок, лежащий на животе на ладони исследующего, удерживает голову на уровне туловища и не опускает ноги вертикально вниз.

Другие показатели

Яички и тазобедренные суставы исследуют так же как у новорожденных. В 6 недель диагностировать дисплазию тазобедренных суставов труднее, чем в первые дни жизни.

Проводят аускультацию сердца и определяют пульс на бедренных артериях. Слух в 6 неделе не проверяют, но отмечают, как ребенок реагирует на звук (прекращает кричать, широко открывает глаза или вздрагивает в зависимости от силы звука).

Варианты развития

Развитие в отдельных направлениях может происходить не постепенно, а скачками. Одни вехи ребенок достигает быстро, другие - с некоторым опозданием. Сроки в которые дети приобретают те или иные навыки, колеблются в широких пределах. Часть детей, развивающихся с некоторой задержкой, впоследствии догоняют сверстников. Отстающих в развитии детей надо осматривать чаще и тщательней чем остальных, чтобы определить, имеет ли место истинная задержка развития или только некоторое отставание от нормальных темпов. Врачи общей практики должны направлять таких детей к педиатру.

Причиной задержки физического, умственного и социального развития может быть отсутствие соответствующих стимулов. Задержка развития подобного генеза наблюдается в условиях закрытых детских учреждений и у детей, матери которых страдают олигофренией или послеродовой депрессией. При увеличении количества стимулов дети быстро догоняют сверстников. Для предупреждения задержки речевого развития (самого частого из нарушений развития) следует рекомендовать матерям разговаривать с детьми с первых дней их жизни. Задержка развития в каком то одном направлении при нормальных его темпах во всех остальных не свидетельствует о снижении интеллекта. Дети не способные быстро обучаться, развиваются с задержкой во всех направления. До 4,5 лет точно оценить интеллект сложно. До этого возраста целесообразно пользоваться общим термином задержка развития .

Оборудование для физикального исследования детей раннего возраста

Несложное оборудование значительно повышает качество физикального исследования детей раннего возраста. В число необходимых инструментов и предметов входят весы, одноразовые бумажные сантиметровые ленты, линейка, карманный фонарик, отоскоп офтальмоскоп, шпатели, иглы и стерильные ватные тампоны для взятия капиллярной крови, пластиковые мешочки для сбора мочи на анализ, стандартные карты регистрации антропометрических показателей, одноразовые подгузники (памперсы), яркие кубики, погремушка, маленький стол и стул, миниатюрные чашки и блюдца, картинка на потолке, игрушки (в том числе деревянная мозаика, карандаш, бумага) яркие складные детские книжки.

  • Ребенка нужно разбудить, поменять пеленки и накормить не позже 7:00.
  • Если он ел в 3:00 или 4:00 часа ночи, ему нужно на 20-25 минут дать полную грудь. Если он все еще голоден, предложите ему на 10-15 минут вторую грудь после того, как вы сцедите 60-90 мл молока.
  • Если он ел в 5:00 или 6:00 часов утра, предложите ему на 20-25 минут вторую грудь после того, как сцедите 60-90 мл молока.
  • Не кормите его после 7:45, чтобы он хорошо ел в следующее кормление. Он может оставаться бодрствовать около двух часов.

8:00

  • Постарайтесь позавтракать (злаки, тосты и питье) не позже 8:00.

8:45

  • В это время ребенок должен начинать готовиться к дневному сну. Даже если он не выказывает никаких признаков этого, он уже устал, поэтому отнесите ребенка в детскую.
  • Проверьте его подгузник и пеленку и задерните шторы. 9:00
  • Когда ребенок задремлет, уложите его в кроватку, спеленатым полностью или наполовину, в затемненной комнате с закрытой дверью - не позже 9:00.
  • Ему нужно спать не дольше 1,5 часов.
  • Вымойте и стерилизуйте бутылочки и оборудование для сцеживания.
  • Раздвиньте шторы и раскройте ребенка, чтобы он проснулся естественным образом.
  • Подготовьте все для умывания, подмывания и одевания ребенка.

10:00

  • Ребенок должен полностью проснуться вне зависимости от того, сколько он спал.
  • Вымойте и оденьте ребенка, смазав кремом все складки кожи и сухие места.

10:30

  • Ему на 20-25 минут нужно дать ту грудь, которую он брал последней, пока вы выпиваете большой стакан воды.
  • Уложите его на детский коврик, чтобы он мог как следует подвигаться, пока вы сцеживаете 30 мл молока из второй груди. Затем предложите ее ребенку на 10-15 минут.
  • Не кормите его после 11:30, чтобы он хорошо поел в следующее кормление.

11:30

  • Если предыдущие 2 часа ребенок был очень бодр и активен, то в 11:30 он может уже устать, и его надо будет уложить в 1:45.

11:45

  • Вне зависимости от того, что ребенок делал раньше, его нужно отнести в детскую.
  • Проверьте пеленки и поменяйте подгузник.
  • Задвиньте шторы и уложите ребенка, как только он задремлет, полностью запеленатым, в затемненной комнате с закрытой дверью - не позже 12:00.


11:30/12:00- 14:00/14:30

  • Ребенок должен спать не дольше двух с половиной часов со времени засыпания.
  • Если он проснулся через 45 минут, проверьте пеленки, но не разговаривайте с ним и не включайте свет.
  • Дайте ему 20 минут, чтобы уснуть опять. Если он не уснул, предложите ему половину порции, отведенной на кормление в 14:00.
  • Постарайтесь уложить его снова до 14:30.

12:00

  • Вымойте и стерилизуйте оборудование для сцеживания, после чего вы должны пообедать и заслуженно отдохнуть перед следующим кормлением.

14:20

  • Ребенок должен полностью проснуться и поесть не позже 14:30 вне зависимости от того, сколько он спал.
  • Раздвиньте шторы, распеленайте ребенка и позвольте, ему проснуться естественным путем. Смените подгузник.
  • Дайте ему на 20-25 минут ту грудь, которую он брал последней, затем предложите на 10-15 минут другую грудь, а сами выпейте большой стакан воды.
  • Не кормите его после 15:15, чтобы он хорошо ел в следующее кормление.
  • Очень важно, чтобы он бодрствовал до 16:15, чтобы нормально уснуть в 19:00. Если он был очень бодрым с утра, сейчас он может быть более сонным. Не надевайте на него много одежды, излишнее тепло вызывает сонливость.
  • Уложите его на детский коврик и заставьте его как следует подвигаться.

16:15

  • Смените подгузник. Сейчас подходящее время выйти на прогулку с ребенком, чтобы он хорошо поспал в своей коляске и отдохнул перед купанием и следующим кормлением. Он может начать сокращать этот сон.
  • Ребенок не должен спать после 17:00, если вы хотите уложить его в 19:00.

17:00

  • Ребенок должен полностью проснуться и есть не позже 17:00.
  • Дайте ему на 20 минут грудь, которую он брал последней.
  • Очень важно другую грудь давать ему только после купания.

17:45

  • Если ребенок в течение дня был очень бодрым или плохо спал между 16:00 и 17:00, может быть, его нужно будет начать купать раньше.
  • Пока вы готовите все необходимое для купания и отхода ко сну, позвольте ребенку как следует подвигаться без подгузника.

18:00

  • Ребенка нужно искупать не позже 18:00, сделать массаж и одеть к 18:15.

18:15

  • Ребенка нужно начать кормить не позже 18:15.
  • Это должно происходить в детской с приглушенным светом, нельзя разговаривать и смотреть ребенку в глаза.
  • Если он не опустошил первую грудь в 17:00, дайте ее ему на 5-10 минут, прежде чем переложить его к полной груди.
  • Вторую грудь предложите ему на 20-25 минут, а сами выпейте большой стакан воды.
  • Нужно уложить ребенка через два часа после того, как он проснулся в последний раз.

19:00

  • Уложите ребенка, когда он станет задремывать, полностью или наполовину спеленутым (со свободными ручками), в затемненной комнате с закрытой дверью, не позже 19:00.

20:00

  • Очень важно, чтобы вы как следует поели и отдохнули перед следующим кормлением или сцеживанием.


21:45

  • Если вы решили заменить кормление грудью в 22:30 кормлением из бутылочки сцеженным молоком или искусственной смесью, сцедите сейчас обе груди.

22:00-22:30

  • Включите полный свет и раскройте ребенка, чтобы он мог проснуться естественным образом. Дайте ему не меньше 10 минут, чтобы полностью проснуться перед кормлением, чтобы он мог хорошо поесть. Ребенок должен полностью проснуться и есть в 22:30.
  • Выложите все, что нужно для смены подгузника, плюс запасную пеленку, марлю и пеленальное одеяло на случай, если они понадобятся ночью.
  • Дайте ему на 20 минут первую грудь или большую часть порции искусственной смеси, поменяйте подгузник и перепеленайте его.
  • Приглушите свет, не разговаривайте с ребенком и не смотрите ему в глаза, дайте ему на 20 минут вторую грудь или остаток бутылочки.
  • Кормление не должно длиться больше часа.

Ночью

  • Если ребенок проснется до 4:00, полностью его покормите.
  • Если он проснулся между 4:00 и 5:00 утра, дайте ему одну грудь, а вторую - в 7:30 после сцеживания.
  • Если он проснулся в 6:00 утра, дайте ему одну грудь, а вторую в 7:30 после сцеживания.
  • Не включайте свет и избегайте смотреть в глаза ребенку и разговаривать с ним. Подгузник меняйте, только если это абсолютно необходимо.

Перемены, происходящие в режиме в возрасте 4-6 недель

Сон
Дневной сон между 7:00 утра и 7:00 вечера должен быть сокращен до четырех с половиной часов: утренний сон должен длиться не больше часа, а послеобеденный - не больше получаса между 16:15 и 17:00.
Если ребенок в течение дня очень сонный и не может бодрствовать предложенное время, обратитесь к главе 4, чтобы понять, не становится ли это серьезной проблемой.
Очень важно, чтобы к концу шестой недели вы начали частично пеленать ребенка (чтобы были свободны ручки) для сна в 9:00 и в 19:00. Синдром внезапной детской смерти чаще всего регистрируется между двумя и четырьмя месяцами, и одним из основных факторов его возникновения считается перегрев.
Сейчас укладывание ребенка должно занимать меньше времени. Время ласк постепенно сокращается, и сейчас самое время научить ег© укладываться, когда он меньше хочет спать. Часто ночник, который играет колыбельную и отбрасывает фигурные тени на потолок минут 10, помогает ребенку заснуть.
Ваш ребенок примерно в это время должен начать дольше спать ночью, поскольку большую часть дневной потребности в молоке он получает между 6:00-7:00 утра и 23:00 вечера. Хороший показатель - то, как он набирает вес. Каждую неделю он должен прибавлять по 180-240 г. Кроме того, он должен бодрствовать около двух часов во время для общения.
Как только ребенок сможет так спать несколько ночей подряд, попробуйте не кормить его, если он внезапно снова проснется раньше. Часы после кормления в 22:30 иногда называют «методом середины ночи». Если ребенок проснется в это время, то сначала его нужно на несколько минут оставить, чтобы он снова заснул сам. Если этого не произойдет, то, чтобы ребенок уснул, нужно попробовать разные методы, но не кормление. Я бы попыталась уложить ребенка, дав ему попить прохладной кипяченой воды или с помощью ласки; другие рекомендуют пустышку. Внимание должно быть сведено к минимуму, но давайте понять ребенку, что вы рядом. Это научит ребенка одному из самых важных навыков сна: как снова уснуть после пробуждения из быстрого сна. Конечно, если он сопротивляется вашим попыткам его уложить, то вам нужно его покормить. Этот метод можно также применять с ребенком более старшего возраста, если он привык просыпаться в одно и то же время ночи, чтобы научить его спать дольше.
Прежде чем применять этот метод, внимательно прочитайте следующее, чтобы убедиться, что ваш ребенок действительно способе^ дольше спать ночью:

  • Эти методы не должны применяться к очень маленьким детям или тем, которые не набирают вес.
  • Вышеописанный метод должен применяться только с теми детьми, которые постоянно набирают по 180-240 г в неделю, и если вы уверены, что последнего кормления со всей определенностью хватит, чтобы помочь ребенку дольше проспать ночью.
  • Основным признаком того, что ребенок готов сократить ночное кормление - это равномерный прирост веса и отказ от еды или меньший к ней интерес в 7:00.

Цель этого метода - постепенное увеличение количества времени после последнего кормления, а не исключать ночное кормление сразу. Метод середины ночи можно использовать, если на протяжении трех или четырех ночей ребенок выказывает признаки того, что он может спать долгое время.

Кормление
Если ваш ребенок ест между 3:00 и 4:00 часами ночи и вы каждое утро будите его в 7:00 утра, можно постепенно, маленькими порциями, сокращать количество молока, которое вы даете ему ночью. Это заставит его выпивать больше молока днем и меньше - ночью, и в конце концов он полностью откажется от ночного кормления. Старайтесь не сокращать кормление на слишком большое количество молока или слишком быстро, чтобы ребенок не начал просыпаться от голода намного раньше 7:00, что помешает вам научить его спать с 23:00 до 7:00.
Увеличивайте дневные кормления, не ночные. Сократите первое дневное сцеживание до 30 мл, а к концу шестой недели в 10:30 перестаньте сцеживать совсем. Большинство детей спокойно ждут дольше после кормления в 7:00 утра, так что постепенно передвигайте кормление в 10:00 на 10:30. Исключение составляют те дети, которых кормят около 5:00, а затем докармливают в 7:30.
Вряд ли ребенок, которого.только докормили в 7:30, сможет ждать до 10:30, так что продолжайте кормить его в 10:00, если он ест между 6:00 и 7:00 часами утра.
У большинства детей в шестинедельном возрасте начинается второй период бурного роста, и им требуется больше времени у каждой груди при некоторых кормлениях. В период быстрого роста детям на искусственном вскармливании прежде всего нужно увеличивать порции на кормлениях в 7:00, 10:30 и 18:15. Если в период бурного роста дневной сон ребенка будет нарушаться, ребенка стоит немножко докармливать, прежде чем укладывать. Как только полдневный сон станет крепким, постепенно уменьшайте докармливание, пока полностью его не отмените.

Чувства новорожденного ребенка адаптируются для взаимодействия с другими людьми. Слух малыша приспосабливается к человеческому голосу, распознавая знакомые звуки, особенно голос матери, очень рано. Ребенок быстро запоминает запах матери, особенно если она кормит его грудью. Напротив, физические возможности новорожденного развиты гораздо ниже, чем у детенышей других млекопитающих, например у телят или ягнят, способных вставать и ходить уже через несколько часов после рождения. Новорожденный не может даже держать голову прямо и уж тем более не способен управлять своими руками и ногами.

Ребенку 6 недель: развитие рефлексов

У младенца есть особые рефлексы. Некоторые из них к 6 неделям утратятся, если развитие новорожденного идет нормально. Некоторые рефлексы существенны для выживания. Например, ребенок инстинктивно поворачивает голову, если кто-нибудь прикасается к его щеке (поисковый рефлекс), что позволяет младенцу найти сосок и питаться. Кроме того, ребенок умеет одновременно сосать и глотать, и этому ему не приходится учиться.

Другие рефлексы «примитивны», а их польза менее очевидна. Например, хватательный рефлекс если пальцем «пробежаться» по ладони малыша, он немедленно так крепко сожмет кулачок вокруг пальца, что его можно будет приподнять над поверхностью. Он разожмет руку, если его слегка ударить по тыльной стороне ладони, - этот прием может пригодиться, когда рука ребенка запутается в волосах матери.

Впрочем, для младенца никакой пользы от этого рефлекса нет; он нужен детенышам обезьян, чтобы прицепляться к спине матери, пока та карабкается по дереву, и в этом возможно увидеть отражение общей истории эволюции.

После рождения ребенок большую часть времени проводит во сне, хотя многие измотанные родители сказали бы, что это не так. Получается, что новорожденный в первые 6 недель часто спит по 2-3 часа, после чего просыпается и не засыпает снова, пока его не покормят. Поначалу ребенок не видит разницы между днем и ночью, но по истечении нескольких недель он постепенно начинает спать с более долгами промежутками времени, притом одни дети могут спать всего по 8 часов, тогда как другие - по 22 часа. Не многие дети станут спать по ночам в первые шесть недель, а некоторые так и не привыкнут к режиму в течение года.

Плач новорожденного ребенка

Поначалу все крики новорожденного будут казаться одинаковыми. Но через некоторое время родители уже различают внезапный плач от боли и методичный, ритмичный плач голодного ребенка.

Детский плач - самый очевидный способ заставить мать уделить внимание своим нуждам. В возрасте 6 недель ребенок не умеет регулировать температуру собственного тела и может плакать, если ему стишком жарко или стишком холодно. Плач может также означать усталость, голод, боль и неудобство.

Иногда, впрочем, кажется, что нет никакого объяснения для плача. Например, ребенка вымыли, покормили, в комнате проветрили, но он плачет и не может заснуть. Вероятная причина - колики - вечное несчастье новой жизни родителей. Обычно колики появляются на второй педеле после рождения и часто продолжаются до трех месяцев. Мало известно об их причинах и лечении, по все само собой улаживается, когда ребенок подрастает.

Как развивается ребенок по неделям?

Молозиво - это секрет, производимый материнской грудью в первые несколько дней после родов. Это желтая жидкость, густая, вязкая, производимая в небольших количествах, но содержащая такой процент протеина, что его хватает ребенку надолго. Кроме того, молозиво содержит антитела, которые обеспечивают защиту ребенка от инфекций, особенно в области кишечника и грудной клетки, и обогащает ребенка гормонами и ферментами, необходимыми для пищеварения. Для матерей, которые не могут или не хотят кормить ребенка грудью, есть специальные молочные смеси.

Поначалу ребенок может есть до 12 раз в день, но постепенно количество кормлений уменьшается, В среднем к шести неделям ему требуются уже 6 кормлений в день. Дети, которых хорошо кормят, набирают в неделю 150-210 г.

Социальное развитие ребенка

К 6 неделям новорожденный ребенок становится сильнее.

  • Теперь, если его посадить, его голова уже не будет откидываться назад, как раньше.
  • В возрасте 6 недель ребенок реагирует на знакомые голоса и ритмичные движения, например, на осторожное покачивание; он будет ворковать в ответ на речь родителей и издавать гортанные звуки, когда счастлив.
  • Хотя в 6 недель ребенок и продолжает спать большую часть дня, он более активен во время бодрствования.
  • Он будет фокусировать взгляд на лице и следить за ним, не отводя глаз, пока с ним говорят или его кормят.
  • Если в первые дни, лежа на животе, ребенок поворачивает голову набок, его рука согнуты, а ноги растопырены по-лягушачьи, то вскоре он станет поднимать голову и верхнюю часть туловища над кроватью, поддерживая себя локтями.
  • После непродолжительного периода непостоянного и непредсказуемого сна, еды и плача у ребенка начнет вырабатываться режим дня.

Даже в первые 6 недель жизни у новорожденного ребенка устанавливаются определенные отношения с родителями, С того, как он спит, ест и общается с ними, начинается его индивидуальность.