Что делать, если стало плохо в самолете? Как предупредить свои опасения связанные с полетом и улучшить самочувствие Почему важно побороть свой страх и как это сделать

Перелет всегда связан с нагрузками на организм, которые происходят во время взлета, посадки и в зонах турбулентности. Особенно страдает вестибулярный аппарат. При этом могут появиться головные боли, шум в ушах, и у человека возникает приступ паники, который иногда продолжается и после приземления. Поэтому желательно, чтобы все пассажиры были ознакомлены с рекомендациями и советами, как вести себя в самолете, если стало плохо.

Группа риска

Часто во время полета обостряются хронические заболевания. При пониженном давлении в самолете кровь медленнее насыщается кислородом. Из-за этого особенно страдают пассажиры:


  • с ишемической болезнью сердца;
  • стенокардией;
  • гипертонией;
  • повышенным внутричерепным давлением;
  • вегетососудистой дистонией.

Кроме того, в группу риска попадают больные пневмонией, астмой и воспалением дыхательных путей, так как воздух в салоне самолета слишком влажный или, наоборот, сухой. При более длительных перелетах пассажиры долгое время находятся без движения, что может привести к отекам, застаиванию крови или отрыву тромба.

В салоне самолета у человека может быть нарушено и психическое состояние на фоне фобии. Такие люди начинают вести себя неадекватно. Решение к перелету принимает сам человек, в зависимости от своего состояния, но в некоторых случаях лучше получить разрешение у врача.


Если пассажир тяжело болен, то его просто могут не допустить к полету, чтобы уберечь от серьезных последствий. У каждого авиаперевозчика существуют свои нормы допуска, которые имеют четкое и детальное определение. Но установлены и общие рекомендации. Так, лететь не советуют пассажирам:

  • перенесшим хирургическое вмешательство;
  • после инфаркта;
  • переболевшим инсультом или гипертоническим кризом.

Таким людям первые полгода советуют пользоваться другими видами транспорта. Что касается беременных женщин, то авиакомпаниями установлены крайние сроки: 28 или 36 недель.

Прежде всего рекомендуется подготовить себя к длительному перелету. Для этого следует отказаться от физических нагрузок и хорошо отдохнуть. За сутки до рейса не употреблять алкогольные напитки и жирную пищу, так как тяжелое переваривание может пагубно сказаться на организме.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Что делать, если человек нуждается в медицинской помощи, но при этом находится в закрытом пространстве самолета? Стресс, который испытывает организм при авиаперелетах, нередко провоцирует недомогания, обострение хронических заболеваний или опасные для жизни состояния.

Мы в сайт узнали, какие правила действуют на борту, чтобы помочь пассажирам, которые почувствовали себя плохо, какие лекарства есть в самолете и какие медицинские знания в обязательном порядке получает экипаж, постоянно повышая свою квалификацию.

Когда опасно летать и могут не пустить на борт

У каждой авиакомпании установлены правила (с ними можно ознакомиться онлайн), которые регулируют медицинские вопросы: кого могут не взять на борт, какая помощь оказывается инвалидам, что происходит при форс-мажорных обстоятельствах. Они описывают, как подготовиться к полету, если вы имеете хронические заболевания, и о чем нужно предупреждать персонал (например, об аллергии). Один из примеров: некоторые авиакомпании не будут продавать арахис и попросят пассажиров не есть его, если кто-то в салоне предупредил об аллергии. В других компаниях закуски с арахисом заменят альтернативными только для вас.

Основные запреты нахождения на борту касаются поздних сроков (вас могут попросить предоставить справку от врача, чтобы снять с себя ответственность) и острых респираторных заболеваний, когда пассажир явно может представлять угрозу для других, а также получить серьезные осложнения в условиях полета. Могут отказать в посадке и человеку с избыточным весом, если он не купил два билета. Эти правила касаются комфорта остальных пассажиров. При тяжелых формах инвалидности человека также могут не пустить на борт, если в самолете нет специальных условий для него.

Самолетная аптечка

Обычно в самолете есть аптечки двух видов. Первой воспользуются, чтобы оказать неотложную помощь пассажирам, здесь находятся обезболивающие, противорвотные, сорбенты, препараты для снижения температуры, нормализации давления, градусники, прибор для измерения давления, кислородные маски, в некоторых случаях - дефибрилляторы.

Второй вид аптечки предназначен для доктора, ее могут открыть и использовать только люди с медицинским образованием. Обычно там находятся шприцы и растворы для инъекций, гормональные средства, бронхолитики.

Бортпроводникам запрещено брать лекарства у других пассажиров для оказания помощи, если это не собственность того, кому оказывается помощь.

Как обучают персонал

Стюарды обязательно проходят курс оказания медицинской помощи, а затем регулярно повышают квалификацию. Правила, какую именно помощь может оказывать бортпроводник, могут различаться у разных компаний. В некоторых разрешена только неотложная помощь, а, например, уколы делать запрещено. В других же компаниях бортпроводники даже умеют принимать роды.

Обязательные умения экипажа - это, как правило, измерение давления и купирование гипертонического или гипотонического приступа, помощь при переломах и кровотечениях, нарушении дыхания, эпилепсии, потере сознания.

Существуют инструкции поведения с инфицированными пассажирами. Так, при признаках острой инфекции пассажира должны посадить близко к туалету, предоставить маску, а обслуживать его нужно в маске и перчатках. При возможности такого пассажира будет обслуживать отдельная стюардесса, а один из туалетов окажется закрыт для других пассажиров.

Что происходит в экстренной ситуации

Но что, если состояние пассажира угрожает его жизни? В этом случае есть четкие алгоритмы. Члены экипажа делают объявление по громкой связи о проблеме, на случай если на борту есть медицинские работники, желательно с конкретной специализацией. Именно они могут открыть аптечку, предназначенную для врача, чтобы помочь пассажиру.

Вместе с тем оказание помощи случайным врачом - это довольно неоднозначный вопрос. Ведь у него может не быть должной квалификации, а значит, время будет упущено. Ответственность за неверное решение лежит на авиакомпании и страховой компании пострадавшего пассажира. Однако в каждой стране есть свои законы об ответственности врачей за плохо оказанную медицинскую помощь или оставление в опасности. Более того, они есть в каждой авиакомпании, и если вы не изучаете их перед полетом, то не знаете, защищены вы или нет.

Поэтому при тяжелых состояниях в обязательном порядке должна быть установлена связь с медицинской службой на земле. Врач удаленно будет руководить действиями экипажа, а командир самолета принимает решение, когда нужно совершить вынужденную посадку в ближайшем аэропорту.

В некоторых компаниях действует предложение «Врач на борту». При покупке билета или при регистрации вы можете указать свою врачебную квалификацию, тогда вам будет открыт доступ к медицинским наборам на борту и информации об ответственности. В случае присутствия таких зарегистрированных врачей экипаж имеет право не обращаться к медслужбе на земле.

В ночь на 11 ноября в екатеринбургском аэропорту Кольцово в очередной раз незапланированно приземлился самолет из-за нездоровья пассажира. По данным воздушной гавани, недомогание из-за резкого скачка давления почувствовал 45-летний мужчина с рейса Москва-Иркутск. Его доставили в больницу, жизни пассажира ничего не угрожает. Это уже четвертый известный случай на Урале, причем в двух пассажиров спасти, увы, не удалось. Кроме того, у всех на слуху трагедия с 24-летним Артемом Чечиковым, который в августе умер в Шереметьево. Молодому человеку стало плохо во время полета, лайнер совершил вынужденную посадку, но реанимобиль ехал слишком долго.

Медики отмечают, что авиапутешествие может действительно негативно влиять на организм человека. На что нужно обратить особое внимание, чтобы избежать серьезных проблем со здоровьем, "РГ" рассказал врач-кардиолог Центральной клинической больницы гражданской авиации Артем Юровский.

От чего умирают люди во время полета?

Артем Юровский: Авиакомпании неохотно делятся информацией, касающейся смерти пилотов, чаще всего это сердечный приступ или аритмии. Летчики испытывают постоянный стресс, в организме выделяется большое количество адреналина. В такой ситуации природой заложено убегать либо догонять, а они не могут покинуть рабочее место. Статистики по пассажирам нет, поскольку зачастую они умирают далеко от самолета и трудно доказать связь между кончиной и влиянием негативных факторов полета. Но все же можно утверждать, что главной угрозой во время авиапутешествия является обычная гиподинамия.

То есть смертельно опасно просто сидеть, как в офисе?

Артем Юровский: Да, в положении сидя увеличивается венозное давление в нижних конечностях. Вены растягиваются, и ноги начинают отекать из-за общего застоя крови, при котором ее жидкая часть выходит из сосудов в межклеточное пространство. Если человек здоров и отрицательное воздействие на организм не систематическое, например, пассажир совершает перелеты длительностью до четырех часов не чаще двух раз в месяц, то ничего страшного нет.

Что будет, если приходится летать чаще?

Артем Юровский: Тогда диаметр сосудов стойко расширяется и замедляется кровоток, эритроциты слипаются, и образуется тромб. Человек встает с кресла, кровоток резко ускоряется, и тромб устремляется к легким. Происходит закупорка - тромбоэмболия - легочной артерии, что может привести к летальному исходу. Проще говоря, смертельно опасно вставать после долгого пребывания в положении сидя.

Кроме проблем с венами фактором риска являются все состояния, увеличивающие вязкость крови, поскольку они способствуют образованию тромбов. Это, например, воспаление легких, острые и хронические инфекционные и аутоиммунные воспалительные заболевания, послеоперационный период до трех недель, а также восстановительный период после инфаркта миокарда и инсульта.

Опасны легочные патологии. При хроническом бронхите, астме, после перенесенного туберкулеза из-за увеличения плотности ткани легких нарастает давление в правых отделах сердца, в венах печени, брюшной полости, ног. Это тоже способствует тромбообразованию.

Что может сделать пассажир во время полета, чтобы избежать этих неприятностей?

Страдает ли организм из-за того, что наше тело отрывается от земли?

Артем Юровский: Перегрузки при взлете и посадке, изменение атмосферного давления и сниженная влажность воздуха в салоне самолета оказывают негативное влияние. Но последствия не столь фатальные. В полете человек может ощущать головокружение, вздутие живота.

А нужно ли есть перед посадкой в самолет?

Артем Юровский: Лучше есть не позже чем за три часа до взлета, а затем уже когда завершится набор высоты. Тогда при изменении атмосферного давления и перегрузках пищи в желудке не окажется, и пассажира не будет тошнить.

Чем чревата низкая влажность?

Артем Юровский: Сухость кондиционированного воздуха связана с косметическими неудобствами - сохнет кожа. Проблема легко решается с помощью увлажняющего крема. Женщинам советую избегать агрессивной косметики, поскольку при сухой коже химия активнее проникает в поры. Тем, кто носит контактные линзы, лучше сменить их на очки. При пониженной влажности вероятно ощущение песка в глазах, дискомфорт при движении глазных яблок.

Ясно, что в самолете с человеком может случиться много всего неприятного, а ведь некоторые и так боятся летать…

Артем Юровский: Вообще-то авиатранспорт на данный момент является самым безопасным. Психологический дискомфорт связан с тем, что сам человек не умеет летать, с пассивной ролью пассажира: у него нет возможности влиять на процесс. Здоровый человек довольно быстро адаптируется к этой ситуации. У людей с психическими заболеваниями адаптация замедлена или вовсе отсутствует. Они могут довести себя до истеричного состояния, ступора или паралича, а также членовредительства. Таким больным абсолютно противопоказаны перелеты.

Артем Юровский: К счастью, расстройства проявляются уже при заходе в самолет, и бортпроводники более пристально приглядываются к неспокойным пассажирам. А уравновешенным людям справиться с дискомфортом поможет книжка, леденец или сосед-собеседник.

Некоторые для успокоения пьют алкоголь. Зря?

Артем Юровский: Главное - не чувствовать себя пьяным. Я вообще не рекомендую пить больше 50 граммов в сутки в пересчете на чистый спирт. Помните: во время полета возникает кислородное голодание - появляются головокружение, сонливость, общее недомогание. У выпившего человека больше шансов, что его стошнит.

Конечно, это не смертельно. Но если мы говорим о нездоровом человеке, то все его проблемы в самолете будут усугубляться. Ему станет плохо просто потому, что он и так болен, а еще и выпил.

Как быть с курением? Стоит ли запастись никотином?

Артем Юровский: Курение - это наркомания. И человек становится неадекватным при ломке, в том числе табачной. Если вы настолько зависите от сигареты, лучше покурить. Чтобы более-менее комфортно пережить никотиновое голодание во время полета, можно пососать леденец или опять же пригубить рюмочку - не больше. Главное - сохранять адекватное состояние.

Стоит ли брать в авиапутешествие лекарства?

Артем Юровский: Если человек летит первый раз, помогут препараты от укачивания. Плюс те, что он принимает регулярно. Пассажирам, имеющим проблемы со здоровьем, перед полетом рекомендую пообщаться с доктором. Может быть, врач скорректирует терапию или посоветует, например, лететь в компрессионном трикотаже.

Между тем

По данным перевозчиков, одна вынужденная посадка обходится им в сумму от 100 до 300 тысяч рублей. К счастью, больным пассажирам такие счета не выставляют - эти суммы относят к издержкам авиакомпаний. Однако пассажира ожидают дополнительные траты: чтобы добраться до пункта назначения, придется покупать новый билет.

Г лавврач аэропорта Шереметьево Артур Бунин говорит, что сердечный приступ, случившийся у пассажиров авиарейсов прямо в полете - вовсе не редкость. В 2012 году таких случаев было 283, в 2013-м – 395. При этом в 2012 году аэропортом была оказана медпомощь пассажирам в 533 случаях, а в 2013-м – 621 раз. Тебе очень повезет, если на борту случайно окажется врач, потому что бортпроводники, хоть и проходят медицинское обучение, сталкиваются с такими ситуациями крайне редко. Стюардесса сможет оказать первую помощь, но в серьезных случаях все равно потребуется профессионал. Медицинское обучение бортпроводников в разных авиакомпаниях немного отличается, но в среднем весь учебный процесс длится три дня, за которые стюардессам рассказывают только основы. Примерно на трети всех рейсов случайно оказывается врач в той или иной специализации, но и это не гарантия безопасности: например, ветеринар не сможет помочь справиться с панической атакой. Вот как скорее всего будут разворачиваться события, если тебе станет плохо на высоте 11 000 метров.

Как должен будет действовать экипаж

Как только происходит экстренная ситуация, борт сразу передает информацию о случившемся диспетчерам ближайшего аэропорта, которые оповещают руководителя полетов, а он уже связывается с ответственными службами аэропорта. Пока самолет заходит на экстренную посадку в ближайший аэропорт, готовится медицинская помощь. К сожалению, медицинская служба аэропорта имеет квалификацию только неотложной помощи, так что, опять же, в экстренной ситуации тебя могут направить из аэропорта в больницу.

Не стоит паниковать

По статистике, большая часть проблем пассажиров со здоровьем - несерьезные. Тебя может укачать или стошнить, ты можешь почувствовать головокружение или даже упасть в обморок, но речь о жизни и смерти заходит крайне редко. Ты можешь чувствовать легкое головокружение, потому что воздух, поступающий в самолет на высоте 11 000 метров - разрежен, и в нем чуть меньше кислорода, чем в воздухе на земле. Кроме того, ты можешь чувствовать нехватку воды в организме по причине сухого воздуха в салоне самолета.

Как обезопасить себя

Чтобы экипаж самолета был готов прийти тебе на помощь, держи всех в курсе своих болезней. Например, если у тебя гипертония, ты можешь поинтересоваться, есть ли у стюардессы таблетки, понижающие давление. Если ты проинформируешь бортпроводников о том, что ты боишься летать, они помогут тебе справиться с волнением и избежать возможных проблем со здоровьем.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы поговорим с вами о довольно распространенной и важной проблеме. Всем нам периодически приходится летать на самолетах. Не важно делаете вы это впервые или уже сталкивались с полетами, но страх перед тем, что в небе может стать плохо переживают очень много людей. Как с ним справиться?

Нередко я слышу фразу: «Боюсь, что станет плохо в самолете, что делать». Как правильно вести себя, чтобы страх не повлиял на желание и возможность путешествовать по воздуху? Об этом мы сегодня и поговорим. В данном случае психология поможет лучше всего остального справиться с проблемой.

Не накручивайте себя

Мысли, особенно о физическом состоянии человека, напрямую влияют на его самочувствие. Думаю, что многим знакомо слово «психосоматика». Это направление в психологии, которое изучает как нервная система воздействует на физическое состояние людей и течение их болезней.

Каждый из нас может почувствовать головную боль, если будет постоянно о ней думать. Что уж говорить о ситуации, когда человек подсознательно готовит себя к ?

Если вы задаетесь вопросом может ли человеку в принципе стать плохо в самолете, то скорее всего вы столкнетесь с проблемами, как только окажетесь на борту авиалайнера.

Не буду расписывать на какие моменты вы начнете обращать внимание и что именно будете испытывать. Вам и самому не следует задумываться о таких вещах, чтобы не программировать себя и не накручивать.

Чего вы боитесь на самом деле

Если вы хотите избежать проблем, лучше всего на минутку задуматься: «А почему, собственно, мне должно стать плохо? Чего конкретно я боюсь?». Все дело в замкнутом пространстве? Но вы же вряд ли испытываете дискомфорт в комнате или автомобиле, почему в самолете все должно быть по-другому?

Сейчас многие читатели могут схватиться за эту мысль и начать искать себе оправдания, например, что в воздухе вы не можете контролировать происходящее. Автомобиль можно в любой момент покинуть, остановить, но что делать если захочется выйти из самолета?

Многие люди испытывают сильный страх, когда не могут контролировать ситуацию. По факту, такое происходит каждый день, но в случае с самолетом, ощущение беззащитности становится слишком очевидным. Ты просто садишься и отдаешь себя в руки пилота и команды.

Человек придумал множество способов создать иллюзию контроля. Мы доверяемся судьбе и зачем-то носим кроличьи лапки на удачу, хоть разумом и понимаем, что часть тела мертвого животного никак не может у нас в кошельке или .

Тем не менее – это хороший способ, который поможет вам справиться со страхом. Если вы суеверны, в этом может заключаться ваше спасение. Найдите первый попавшийся камень и начните думать, что он защитит вас в том случае, если в самолете действительно станет плохо. Сейчас хороши любые методы. Грех ими не воспользоваться.

Почему важно побороть свой страх и как это сделать

Миру и психологии известны тысячи примеров, когда даже удавалось перебороть свой страх самостоятельно. Они находили в себе силы, так как понимали необходимость.

Страх замкнутого пространства, полета, темноты или даже настолько мешал им жить, что те были готовы идти на все, лишь бы не испытывать вновь этот дискомфорт, избавиться от надоевшей проблемы. Это крайне сложно, но в такие моменты на весах оказываются слишком важные вещи.

Если сейчас вы убедите себя в том, что вам действительно есть чего бояться, а затем в самолете вы почувствуете нехорошие симптомы, просто задумайтесь, сможете ли вы продолжать спокойно путешествовать? Нет. Вы будете знать про опасность и у вас останется лишь два выхода – смириться со страхом или встречаться с ним из раза в раз лицом к лицу.

Как вы думаете, что делают герои, о которых я говорила чуть раньше, с фобиями? Некоторые идут к психологу и начинают работать постепенно путем убеждений, рассуждений, встреч со стрессовой ситуацией. Другие действуют через шок – запирают себя в темных комнатах, если боятся замкнутого пространства, держат в руках пауков, если испытывают страх перед ними. Сложно представить, что они при этом испытывают, но иного выхода они не видят.

Попасть в ловушку страха довольно легко. Нужно всего лишь начать чего-то бояться и затем удостовериться, что опасения были не напрасны. После этого каждая новая встреча будет лишь подтверждать актуальность фобии. Попытайтесь предупредить это заранее. Разубедите себя в том, что ваши опасения имеют под собой основания.

Сейчас мы с вами говорим не о фобиях. Мы готовы подняться на борт самолета, а значит и в состоянии сами справиться со своей проблемой, попытавшись доказать необоснованность страха уже сейчас. Для начала перестаньте об этом думать, а затем попытайтесь и сделайте то, что в ваших силах, чтобы минимизировать последствия, если в самолете вам действительно станет плохо.

Как этого добиться?

Подкладываем соломку

Помните старую поговорку про то, что если бы знал где упадешь – обязательно подложил бы соломку? Давайте попытаемся это сделать.

Первое, с чем вы можете столкнуться в самолете – это приступ паники. Страх имеет эмоциональные и физические проявления. Дыхательные техники позволяют не только отвлечься, но и справиться с влияем страха на тело человека.

Для релаксации применяются техники, в которых вдохи менее продолжительны, нежели выдохи. То есть вы спокойно вбираете воздух на счет два и выдыхаете его на 4. Ваш пульс при этом замедляется, сердце бьется не так учащенно. Можете взять с собой в полет книгу Тит Нат Хана «На одном дыхании» , и заниматься практиками непосредственно в небе.

Могу посоветовать также Андрея Голощапова «Тревога, страх и панические атаки. Книга самопомощи» , если вы захотите узнать чуть больше о других методах, которые помогают избавиться от страхов.

Обязательно скажите о своих опасениях стюарду. Это еще один способ взять под контроль ситуацию. Если пассажиру или ребенку станет плохо, команда обязательно придет на помощь быстрее, если будет знать о его недомоганиях.

Вы также можете заблаговременно обратиться ко врачу, чтобы узнать какие лекарства лучше всего взять с собой, чтобы избежать проблем в небе. Вы же наверняка предполагаете, что конкретно с вами может случиться. Если это паническая атака – обратитесь к психологу, головная боль или другие физиологические проявления – сходите на прием к терапевту.

Вот в принципе и все. До новых встреч и не забывайте подписываться на рассылку.