Советы психолога: что делать если ребенок врет? Что делать, если подросток врет: шпаргалка для родителей Почему подростки лгут

Часто можно услышать, как родители подростков жалуются на то, что неоднократно ловили свое чадо на лжи. Обычно это на первый взгляд невинное вранье о том, что он, к примеру, почистил зубы, или что в школе ничего не задавали, а также хвастовство и перевирание событий, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Результатом является то, что родители с сомнением относятся ко всему, что говорит ребенок, начинают ему не доверять и перепроверять сказанное, что совершенно не содействует укреплению детско-родительских отношений. Но как в таком случае реагировать на ложь?

Разберемся в причинах. Психологи называют множество причин, по которым дети врут: чтобы «замести следы» своих негативных поступков, уклонится от того, что им не хочется делать, копируя своих одноклассников, чтобы не обидеть собеседника. Например, не желая разговаривать с бабушкой по телефону, подросток вместо того, чтобы прямо об этом сказать, может пожаловаться на плохую связь. Часто, не желая брать ответственность за свои поступки, им легче соврать, чем сказать правду.

Некоторые подростки привыкли говорить полуправду или преувеличивать, пытаясь таким образом получить желаемое или выкрутиться из неприятной ситуации. Подчас, также как и взрослые, подростки лгут, потому что правда кажется им недостаточно интересной. Это способ увеличить свою значимость, сделаться более привлекательным в глазах окружающих, получить поддержку. Также за ложью скрывается неумение решать проблемы по-другому.

Почему ребенок врет вам? В подростковом возрасте ребенку очень важна социализация. Проще говоря, он очень зависим от мнения сверстников и ему важно «вписаться» в компанию. Они из-за всех сил стараются казаться сильнее и круче, чем есть на самом деле. Кроме того, в организме происходят серьезные физиологические изменения, появляется активный интерес к противоположному полу, снижается концентрация внимания и желание учиться. Все это приводит к непониманию и порой излишнему давлению со стороны родителей. А как следствие - к стрессам.

Во лжи подростки видят возможность облегчить себе жизнь и на время избавиться от стресса. Психологи утверждают: если ребенок иногда врет по-мелочам, недоговаривает и выкручивается - не стоит делать из этого трагедию. Если ложь приобретает хроническую форму, с ней нужно бороться. Но, скорее всего, не так, как вы думаете.

Как справиться с ложью? Самой надежной профилактикой лжи является атмосфера доверия между родителями и детьми , а не чтение нотаций о том, что врать плохо. Как правило, ложь скрывает за собой страх оказаться непонятым, осмеянным, страх того, что будут ругать. Если у вас есть привычка все время критиковать ребенка, вместо того чтобы попытаться поговорить, он, скорее всего, станет вам врать.

Лекарство от лжи - откровенный разговор. Попробуйте поговорить с ребенком в спокойном тоне без обвинений и нотаций. Попробуйте понять, что его тревожит, какие проблемы он пытается таким образом решить: избежать неприятностей, удержать друзей, может быть, боится кого-то обидеть. Когда ребенок начнет говорить, слушайте его очень внимательно, не критикуйте и не смейтесь, попытайтесь понять суть проблемы и предложите ребенку вместе поискать выход из ситуации.

Не давайте ребенку советов, если он вас об этом не просит. Дети в подростковом возрасте не склонны прислушиваться к мнению родителей. Поэтому готовые решения, которые вы ему предложите для выхода из ситуации, пользы не принесут. Лучше во время разговора задавать ребенку наводящие вопросы: что он думает об этой ситуации, какие пути решения видит, считает ли единственно правильным то, как он поступил, не было ли других вариантов и т. д. Пусть он сам найдет правильное решение.

Обязательно покажите ребенку, что вы на его стороне , что вы любите его и не считаете плохим человеком, даже если не согласны с некоторыми его действиями. Иногда ребенку достаточно просто выговорится, чтобы его внимательно и участливо выслушали.

Ложь во имя лжи. Если ребенок врет не для того, чтобы избежать неприятностей или потому что у него возникли какие-то проблемы, копните глубже, чтобы разобраться в происходящем. Опять-таки лучше спросить напрямую: «Ты говорил, что не знаешь, где мой телефон, а я нашла его у тебя в комнате. Можешь объяснить, почему ты так сказал?» Или когда подросток рассказывает небылицы и преувеличивает происходящее: «Мне понравилась твоя история, но потом ты стал рассказывать что-то нереальное. Для чего ты так преувеличиваешь?»

Главное, чтобы все это не звучало в обвинительном тоне, а как искренний интерес. Возможно, вы не дождетесь ответа. Или подросток просто пожмет плечами. Но вы дали понять ребенку без лекций и нотаций, приводящих к конфликтам и замкнутости, что вам известно о его лжи, и обман не даст ему возможность получить желаемое.

Чтобы ребенок перестал врать он должен понять: у него есть другие варианты выхода из ситуации, а также ваша поддержка и понимание.

А еще обязательно узнайте,

Родители, столкнувшись с детской ложью, воспринимают это как личное оскорбление. Под властью эмоций они не знают, что делать, если ребенок врет? Тут-то и совершается ряд ошибок, способных только усугубить ситуацию.

Прежде чем искоренять обман, необходимо разобраться в причинах его возникновения. В каждом возрасте эти причины свои.

До 2 лет ребенок не способен на ложь. Его понятийный ряд слишком мал, а мышление недостаточно сформировано, чтобы спрогнозировать выгоду, получаемую от обмана. Однако даже в таком раннем возрасте ребенок может невольно сказать неправду. Почему ребенок врет?

Нередки случаи, когда маленькие дети обвиняют одного из родителей в том, чего тот не совершал. Делают они это под давлением другого взрослого, не до конца понимая, о чем идет речь, желая сделать взрослому приятно.

Если мама спрашивает, разговаривал ли папа в ее отсутствие с другими тетями. Ребенок это подтверждает независимо от того, видел он за это время хоть одну тетю или нет. В этом возрасте ребенок не до конца понимает, когда и зачем папа должен был разговаривать с тетями, зато четко осознает, какого ответа добивается мама. Он любит маму и доверяет ей, поэтому на все расспросы отвечает утвердительно.

Иногда вы можете услышать от ребенка, что к ним в садик прилетал вертолет, или в дом заходила лисичка. Некоторые родители недоумевают, почему дети лгут. Не стоит волноваться. В раннем возрасте дети не способны отличать свои фантазии и сны от реальности, поэтому часто в них путаются. Не отмахивайтесь от детских фантазий, но и не старайтесь уличить во лжи. Помогите разобраться в понятиях «сказка», «фантазия», «сон». Не требуйте от ребенка отказаться от фантазий и не отделяйте за него правду от вымысла. Достаточно рассказать, что есть реальность, а есть мир грез. В остальном он разберется сам.

Все грани правды и лжи

Пол Экман, психолог, специализирующийся на изучении лжи, утверждает, что уже к 4 годам дети способны лгать с умыслом. Но не всегда ложь связана с формированием негативных черт характера. Попытка солгать — это признак возросшего интеллекта и «прощупывание» границ дозволенного.

Нередко дошкольники и младшие школьники обманывают лишь потому, что не могут понять правила, установленные взрослыми.

Приемная мать девочки была в истерике из-за того, что та все время и лгала, что это не она. При этом женщина заявляла, что конфеты у них лежат в общем доступе, что брать их можно в любой момент без спроса. Что старшая, родная дочь нормальная, а приемная растет «тихушницей», так как конфеты берет исключительно, когда никто не видит. Матери и в голову не пришло, что ребенок стеснялся брать конфеты при всех, а потом боялся в этом признаваться. Но воровала ли девочка, если запрета брать эти конфеты не было? И почему старшей дочери никогда не устраивали допрос, а младшую все время вынуждали отвечать за конфеты? В данной ситуации ложь была не только спасением девочки от неминуемой «головомойки», но и защитой от непонятной ситуации. Она не понимала, можно ли брать конфеты. Поэтому на всякий случай все отрицала.

Еще одна причина, почему дети лгут — это нежелание прослыть ябедой.

Маленькая девочка не звала на помощь, когда соседский мальчик изо всех сил бил ее головой о стену. Она знала, что ябедничать нехорошо, потому не бежала домой под защиту родителей. Она знала, что проявлять слабость недостойно, поэтому не звала на помощь друзей. Когда ее друзья, неоднократно порицавшие ябед, привели на помощь ее маму, девочка сильно удивилась. На расспросы матери она заявила, что ей не больно. Позвала бы эта девочка на помощь, если бы та понадобилась ее друзьям, или продолжала молчать, боясь быть ябедой? Этот вопрос заставляет задуматься о многом.

Маленький ребенок уже начал осваивать нормы социального поведения и понял, что правду говорить можно не всегда. Нельзя говорить женщине, что она плохо выглядит, нельзя говорить старому человеку, что он скоро умрет. Нельзя выдавать друзей, ведь ябед никто не любит.

Чтобы ребенок не запутался, объясните ему, когда говорить правду необязательно и даже вредно, а когда просто необходимо. Лучше выдать друга, чем подвергнуть его жизнь опасности. Объясните, в каких ситуациях нельзя молчать или обманывать, не желая выдать друзей. Если друзей увели незнакомые взрослые, если друг попал в беду (упал в яму, сделал пожар), если друг задумал мероприятие, которое может ему угрожать, например, поход в лес без присмотра. Объясните, что ябеда — это тот, кто получает от сказанного выгоду. А настоящая дружба не может слепо выполнять правила. Всегда надо решать, от чего вреда другу будет больше: от правды, или лжи. В этом могут помочь советы психолога.

Как реагировать на ложь?

Если ребенок постоянно врет, как с этим бороться? Для начала выясните мотивы обмана. Наиболее распространенные причины того, почему дети врут родителям:

  • Боязнь . Это стандартная защитная реакция. Тут важно объяснить ребенку, что сама ложь хуже проступка, что ложь ведет к утрате доверия между близкими людьми. Установите наказание за проступок мягче, чем за обман.
  • Стыд. Ребенок совершил ошибку. Он бы и рад сознаться, но ему стыдно. Если вы знаете, в чем заключается проступок, не заставляйте ребенка говорить правду. Здесь важнее сохранить доверительные отношения и объяснить ребенку, что вы на его стороне и всегда готовы помочь в трудной ситуации. Его благодарность послужит ему в дальнейшем хорошим ориентиром.
  • . Сказаться больным, чтобы за тебя сделали сложную работу, не требовали показать дневник — большое искушение для ребенка. Нередко у младших школьников возникают серьезные соматические симптомы, как ответ на стрессовую ситуацию. Чаще всего это проблемы с желудком: боли, тошнота, рвота. Если у ребенка часто проявляются подобные явления, важно разобраться, все ли у него в порядке в учебе, в общении со сверстниками и учителями. Нередко смена класса, школы, или ослабление требований избавляют малыша от болезни. Но чрезмерная опека может сделать из ребенка «профессионального больного». Поэтому проявляйте повышенное внимание в кризисные моменты, но при очевидном улучшении уменьшайте количество заботы. Акцентируйте внимание ребенка на том, как хорошо быть здоровым, можно поиграть в футбол или пообщаться с друзьями.
  • Если дети врут из стремления выглядеть лучше, необходимо им объяснить, что у всех людей разный материальный достаток. Что телефон должен выполнять определенные функции, но не должен служить мерилом человеческого достоинства. Расскажите истории, где хвастливый ребенок попадал в сложные ситуации, как у соседского мальчика отобрали дорогой мобильник, а его самого избили, а родителей девочки, выложившей в интернет свои фото с кучей сувенирных денег, ограбили. Дети должны понимать, что их хвастовство может навлечь на них или на их близких беду.
  • Стремление получить желаемое или похвалу. Ребенок лжет, что идет на дискотеку неподалеку от дома, а сам отправляется в соседнее село. Брат нянчится с младшей сестренкой только из-за того, что мама его за это похвалит. В первом случае ложь может привести к несчастью, поэтому взрослым надо определиться, что важнее — настаивать на запрете, или всегда знать, где находится ребенок. Во втором — ребенок может вырасти подхалимом. Заметив подобную ложь, постарайтесь в будущем хвалить ребенка чаще за вещи, не связанные с присмотром за малышом.
  • Защита друга. Ребенок может солгать, что не видел, кто разбил стекло, испачкал учительский стул, исписал стены. Не стоит ругать, когда ребенок врет из благородства. Объясните, что учительница получает небольшую зарплату, и испорченная одежда подорвет ее бюджет. Что на ремонт придется потратить деньги и чей-то труд. Не вынуждайте ребенка выдавать друга, но заставьте его поразмыслить, насколько этот поступок правильный и справедливый по отношению к другим.

Почему лгут подростки?

В подростковом возрасте возникают новые причины для лжи. Почему подросток врет? Прежде всего это связано с желанием отстоять право на личное пространство.

Подросток может лгать о том, где он был, с кем проводил время, лишь потому, что хочет избавиться от тотального контроля взрослых. Чем настойчивее расспросы, тем активнее сопротивление. Он просто не желает ни в чем отчитываться.

Подросток вам врет, что делать? Чтобы ситуация не переросла в конфликт, и чтобы не принуждать ребенка ко лжи, нужно признать его право иметь секреты. Однако необходимо четко разграничить области, где он может ничего не сообщать родителям о своей жизни, и где этого делать не следует. Объясните ребенку, почему вам так важно знать, где и с кем он будет, а так же время, в которое планирует вернуться. Это напрямую связано с его безопасностью. Объясните, что вы не сможете ему помочь, если случится беда. Кроме того, вы волнуетесь за него. Как любящий ребенок он должен избавить вас от тревог.

Если при этом вы дадите достаточно свободы в остальном, то подросток без особых сопротивлений пойдет на сделку с вами. Он вас любит и не желает расстраивать. Он просто хочет больше независимости.

Еще одна сфера, в которой подростки врут, — . Постарайтесь не слишком вторгаться в эту область, но и не пренебрегайте расспросами. Девочки часто не признаются матерям, что вступили в половой контакт, объясняя это тем, что их об этом не спрашивали. Однако если спросить прямо, они могут замкнуться. Поэтому лучше поговорить с дочерью, рассказать, какие опасности таятся на этом пути, и как можно поступить в той или иной ситуации. Не запугивайте ее наказанием. Дайте понять, что бы ни случилось, вы поймете и поддержите ее. Это позволит избежать многих трагических событий.

Все советы психолога по поводу детской лжи в общей сложности сводятся к одному: укрепляйте доверие между вами и ребенком. Дети, боясь утратить это доверие, чаще предпочитают сказать правду и понести заслуженное наказание, нежели солгать. Однако наказание не должно быть слишком жестоким, чтобы не побуждать ребенка врать. Не завышайте требований, не посягайте на свободу ребенка, не унижайте и будьте на его стороне. Учите решать проблемы, а не прятаться от них за ложью.

Пубертатный период зачастую становится временем, которые родители вспоминают с содроганием. Еще вчера такой милый и ласковый, ребенок в одночасье меняется. Он начинает грубить, отказывается от выполнения домашних обязанностей, крайне неохотно идет на контакт со взрослыми, то и дело врет им. Последняя проблема особенно беспокоит родителей, ведь постоянный обман выбивает почву из-под ног, а жить в мире, где каждое слово может оказаться ложью, мягко говоря, некомфортно.

Если ваш ребенок врет, в первую очередь нужно постараться установить причины такого поведения. Они могут быть самыми различными: от неловкой попытки привлечь к себе внимание до желания приукрасить какое-то событие, представив себя в более выгодном свете. Согласно статистическим исследованиям, в списке причин патологической лживости среди детей первое место занимает именно недостаток внимания со стороны родителей и взрослых.

  • Определить это довольно легко: как правило, в таких случаях ребенок не просчитывает последствия своего вранья. Например, он может сказать вам, что уже погулял с собакой, прекрасно зная, что не сделал этого, и в ближайшее время животное испачкает пол в коридоре.

На втором месте стоят такие факторы, как злость, обида, отчаяние, зависть. На третьем — страх перед наказанием. Чтобы докопаться до истины, проанализируйте свое и его поведение. Подумайте: не может ли быть такого, что вы слишком заняты своими делами, а на сына или дочь у вас часто не остается времени? Или, возможно, вы чересчур требовательны к своему ребенку, и устраиваете ему скандал за каждую плохую оценку? Задайте себе следующие вопросы: в каких ситуациях он обычно врет? Говорит ли он неправду только вам или всем окружающим?

Что делать, если подросток врет?

1. Задавайте вопросы

Вместо того, чтобы разражаться криками и грозить наказанием всякий раз, когда вы ловите свое чадо на вранье, сделайте так, чтобы он сам пришел к мысли: я поступаю неправильно. Специалисты рекомендуют использовать так называемый метод встречных вопросов.

Спросите его: «Что будет, если все люди начнут лгать друг другу?», «Что бы ты почувствовал, узнав, что я обманываю тебя?», «Как ты думаешь, смогу ли я тебе теперь доверять? Как это скажется на наших отношениях?», «Если я пообещаю тебе что-то важное, а потом не сдержу слово, как ты отреагируешь?». Все это нужно для того, чтобы заставить ребенка задуматься о своих поступках.

2. Сделайте честность нормой

Объясните подростку, что в вашем доме все должны быть честны друг с другом. Требуйте от него полной правдивости, но и сами не позволяйте себе лгать — даже по мелочам. Не забывайте, что вы являетесь для младшего члена семьи примером для подражания, и он неосознанно копирует ваши действия.

Вспомните, не просили ли вы сына ответить на телефонный звонок назойливой приятельницы и сказать, что вас нет дома? Не пытались ли пройти куда-нибудь по льготному билету, на который у вас нет права? Не обманывали ли при дочери мужа, преуменьшая цену новых туфель? Дети прекрасно замечают все эти «невинные» обманы и впоследствии оправдывают свое поведение тем, что берут пример со старших, то есть с вас.

3. Не паникуйте

Даже если вы кристально честны перед собой и окружающими, не устраивайте истерику, сталкиваясь с обманом со стороны ребенка. Поймали его на вранье, пусть даже самом нелепом? Не реагируйте слишком остро, сдерживайте себя. Поймите, от ваших криков и угроз подростку захочется сбежать куда-нибудь, чтобы не слышать их, но никак не стать честным.

Обман, совершаемый из страха перед наказанием, свойственен детям, чьи родители ведут себя авторитарно и жестко. Если вы строго наказываете его за мельчайший проступок, закономерно, что он всеми силами постарается скрывать свои просчеты в дальнейшем, чтобы избежать наказания. По сути, вы сами подталкиваете ребенка ко лжи.

4. Поговорите с ним

Иногда для того, чтобы отучить подростка врать, достаточно бывает открытым текстом объяснить ему, что ложь — это плохо. Приведите обычные логические доводы: обман может доставить человеку немало неприятностей — страдает его репутация, люди перестают ему доверять, это может сильно ранить и обижать близких и родных, друзья перестают ему доверять… Для наглядности можно рассказать ему пару историй — реальных или выдуманных — герои которых попадают в неприятные ситуации из-за собственной лжи.

Нужно ли наказывать подростка за вранье?

Нужно ли , пойманного на лжи? Безусловно, да. Конечно, это не значит, что следует применять физическую силу, объявлять ему бойкот и всячески травмировать его психику. Все эти методы приведут лишь к тому, что подросток начнет бояться вас и, опять-таки, врать. Вместо этого придумайте собственную систему наказаний, направленную на то, чтобы он больше не захотел обманывать. Можно попросить его составить письмо с извинениями, адресованное жертве обмана, или сочинение на тему «Пять причин вреда вранья».

Часто можно услышать, как родители подростков жалуются на то, что неоднократно ловили свое чадо на лжи. Обычно это на первый взгляд невинное вранье о том, что он, к примеру, почистил зубы, или что в школе ничего не задавали, а также хвастовство и перевирание событий, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Результатом является то, что родители с сомнением относятся ко всему, что говорит ребенок, начинают ему не доверять и перепроверять сказанное, что совершенно не содействует укреплению детско-родительских отношений. Но как в таком случае реагировать на ложь?

Разберемся в причинах. Психологи называют множество причин, по которым дети врут: чтобы «замести следы» своих негативных поступков, уклонится от того, что им не хочется делать, копируя своих одноклассников, чтобы не обидеть собеседника. Например, не желая разговаривать с бабушкой по телефону, подросток вместо того, чтобы прямо об этом сказать, может пожаловаться на плохую связь. Часто, не желая брать ответственность за свои поступки, им легче соврать, чем сказать правду.

Некоторые подростки привыкли говорить полуправду или преувеличивать, пытаясь таким образом получить желаемое или выкрутиться из неприятной ситуации. Подчас, также как и взрослые, подростки лгут, потому что правда кажется им недостаточно интересной. Это способ увеличить свою значимость, сделаться более привлекательным в глазах окружающих, получить поддержку. Также за ложью скрывается неумение решать проблемы по-другому.

Почему ребенок врет вам? В подростковом возрасте ребенку очень важна социализация. Проще говоря, он очень зависим от мнения сверстников и ему важно «вписаться» в компанию. Они из-за всех сил стараются казаться сильнее и круче, чем есть на самом деле. Кроме того, в организме происходят серьезные физиологические изменения, появляется активный интерес к противоположному полу, снижается концентрация внимания и желание учиться. Все это приводит к непониманию и порой излишнему давлению со стороны родителей. А как следствие - к стрессам.

Во лжи подростки видят возможность облегчить себе жизнь и на время избавиться от стресса. Психологи утверждают: если ребенок иногда врет по-мелочам, недоговаривает и выкручивается - не стоит делать из этого трагедию. Если ложь приобретает хроническую форму, с ней нужно бороться. Но, скорее всего, не так, как вы думаете.

Как справиться с ложью? Самой надежной профилактикой лжи является атмосфера доверия между родителями и детьми , а не чтение нотаций о том, что врать плохо. Как правило, ложь скрывает за собой страх оказаться непонятым, осмеянным, страх того, что будут ругать. Если у вас есть привычка все время критиковать ребенка, вместо того чтобы попытаться поговорить, он, скорее всего, станет вам врать.

Лекарство от лжи - откровенный разговор. Попробуйте поговорить с ребенком в спокойном тоне без обвинений и нотаций. Попробуйте понять, что его тревожит, какие проблемы он пытается таким образом решить: избежать неприятностей, удержать друзей, может быть, боится кого-то обидеть. Когда ребенок начнет говорить, слушайте его очень внимательно, не критикуйте и не смейтесь, попытайтесь понять суть проблемы и предложите ребенку вместе поискать выход из ситуации.

Не давайте ребенку советов, если он вас об этом не просит. Дети в подростковом возрасте не склонны прислушиваться к мнению родителей. Поэтому готовые решения, которые вы ему предложите для выхода из ситуации, пользы не принесут. Лучше во время разговора задавать ребенку наводящие вопросы: что он думает об этой ситуации, какие пути решения видит, считает ли единственно правильным то, как он поступил, не было ли других вариантов и т. д. Пусть он сам найдет правильное решение.

Обязательно покажите ребенку, что вы на его стороне , что вы любите его и не считаете плохим человеком, даже если не согласны с некоторыми его действиями. Иногда ребенку достаточно просто выговорится, чтобы его внимательно и участливо выслушали.

Ложь во имя лжи. Если ребенок врет не для того, чтобы избежать неприятностей или потому что у него возникли какие-то проблемы, копните глубже, чтобы разобраться в происходящем. Опять-таки лучше спросить напрямую: «Ты говорил, что не знаешь, где мой телефон, а я нашла его у тебя в комнате. Можешь объяснить, почему ты так сказал?» Или когда подросток рассказывает небылицы и преувеличивает происходящее: «Мне понравилась твоя история, но потом ты стал рассказывать что-то нереальное. Для чего ты так преувеличиваешь?»

Главное, чтобы все это не звучало в обвинительном тоне, а как искренний интерес. Возможно, вы не дождетесь ответа. Или подросток просто пожмет плечами. Но вы дали понять ребенку без лекций и нотаций, приводящих к конфликтам и замкнутости, что вам известно о его лжи, и обман не даст ему возможность получить желаемое.

Чтобы ребенок перестал врать он должен понять: у него есть другие варианты выхода из ситуации, а также ваша поддержка и понимание.

А еще обязательно узнайте,

Если у малышей ложь положительно связана с интеллектом и отражает его развитие, у младших школьников свидетельствует об особой направленности интеллекта, то у подростков ложь, напротив, более вероятна при низком, а не высоком интеллекте. При этом подростки, безусловно, лгут более искусно, чем дети младшего возраста. Они уже могут предугадать возможные вопросы родителей и подготовить на них приемлемые ответы.

С возрастом человек все более понимает ценность доверия, может лучше прогнозировать результаты своих поступков, а потому ложь подростка чаще отражает неблагополучие в семье, чем ложь в более раннем возрасте, когда она может являться частью изучения ребенком ближайшего окружения и исследования границ собственных возможностей.

Ложь подростка свидетельствует о том, что в силу некоторых обстоятельств он не дорожит чувством интимности (возможно, такового просто нет в семье), хотя, в отличие от детей младшего возраста, хорошо понимает, что это такое. Но это не значит, что подростки не будут лгать, если с родителями сложились хорошие отношения. Иногда они настолько любят родителей и так боятся их огорчить, что сами загоняют себя в угол ложью. Как часто будет повторяться ложь зависит от многих обстоятельств, в том числе и от страха сына или дочери потерять любовь и доверие горячо любимых родителей, а также от полного отсутствия стремления восстановить доверие. В любом случае, последствия лжи в этом возрасте более серьезны, чем в более ранний период жизни человека.

Подростки отличаются от детей более младшего возраста принципиально иным уровнем понимания событий внешнего мира. У подростка появляется формальное мышление, то есть способность мыслить сложными категориями и соотносить события с контекстом, в котором они происходят. В этом возрасте большинство из них узнает, что истина не является абсолютной, что знания достоверны лишь в определенной степени, что со временем ученые найдут новые факты, которые могут опровергнуть сложившуюся картину мира. У большинства это знание ведет к переосмыслению всей картины мира. Они пытаются разрешить дилемму: "Если нельзя отличить правду ото лжи, если нельзя быть уверенным в том, кто прав, а кто виноват, тогда возможен ли вообще правильный выбор?"

В зависимости от прежнего опыта и возможности искреннего общения с родителями они могут приходить к принципиально разным выводам. Например, не умея выбирать между разными позициями, они всем точкам зрения могут придавать равное значение. Как следствие, подростки теряют уважение к авторитету и, прежде всего, подвергают сомнению правильность суждений родителей. По этой же причине в действиях подростков появляется импульсивность — ведь нет смысла обдумывать ситуацию, если все действия одинаково верны. Они предпочитают интуицию логике, однако интуиция их подводит, потому что точность ее определяется опытом, которого у подростков еще недостаточно.

Они ориентируются на мнение сверстников, считая их групповое суждение более значимым, чем взгляды и замечания родителей. При этом подростки в одинаковой степени могут не выполнять требования как родителей, так и группы ровесников. Это объясняется тем, что, предъявляя высокие требования к окружающим, к себе они их пока не применяют.

Все это ведет к тому, что подростки разделяют точку зрения случайного лидера значимой для них группы сверстников, и эти взгляды на некоторое время становятся ориентиром в планировании собственных действий. Внутри такой группы подростки часто освобождают себя от ответственности выносить самостоятельные суждения, подчиняясь мнению большинства. Чем авторитарнее лидер, чем искуснее эксплуатирует он высшие человеческие ценности, тем проще подросток вливается в такую группу. Именно поэтому секты в своих действиях ориентируются именно на подростков, причем не просто подростков, но одиноких и несчастных.

Возможна и другая ситуация, когда, уверившись в том, что между добром и злом нет различий, подростки примыкают к группе, пробующей те или иные противоправные дей-ствия, связанные с жестокостью и насилием.

И, наконец, не имея ориентиров и методов разрешения проблем, подростки прибегают к химическим средствам, изменяющим сознание. Выбор конкретных средств определяется местом проживания подростка и количеством денег на карманные расходы. Чем меньше денег, тем выше вероятность употребления алкоголя, чем их больше, тем выше вероятность применения наркотиков.

Наши собственные исследования показали, что по пути химического изменения сознания идут подростки с самой простой личностной структурой.

Первый опыт употребления наркотика сопровождается удивительно приятным состоянием возбуждения и предвкушением долгожданного счастья, оставляющим неизгладимый след в душе подростка, на которого со всех сторон обрушиваются кажущиеся неразрешимыми проблемы. Возникает понимание того, что есть доступные способы получения удовольствия, отодвигающие на задний план привычные тяготы жизни. Такое понимание надежно фиксируется в сознании и уже не подвергается сомнению при восприятии любых самых очевидных знаний о последствиях такого поведения. Это объясняется тем, что состояние удовольствия переживается реально и интенсивно, а о негативных последствиях становится известно из чужого опыта, на котором практически не учится ни один человек. Именно яркое, позитивное состояние удовольствия, возникающее у подростка, не имеющего душевных сил для борьбы и навыков преодоления трудностей, ведет к возникновению зависимого поведения.

Неумение преодолевать трудности формирует специфические механизмы защиты от неприятных последствий своего поведения. Чаще всего таким последствием становится безответственность, поскольку выполнение обязательств требует длительной и упорной работы, тогда как зависимый подросток не способен и не желает переносить какие бы то ни было трудности.

Чтобы оправдать себя, зависимые подростки предпочитают лгать, а не сообщать горькую правду. Они поступают так потому, что успокаивают прежде всего себя. Через какое-то время ложь становится привычкой, рождается сама собой и не контролируется сознательно. Этим они вовлекают в ложь своих близких, которым лгут слишком искренне (поскольку сами уверены в своей лжи), теперь уже и близкие становятся соучастниками поддержания опасных привычек.

Потребность в искусственном изменении состояния возникает у зависимого подростка при появлении любого затруднения и, безусловно, в экстремальных ситуациях. Состояние человека, подвергающегося сверхсильному воздействию, называется стрессом. Таким образом, одним из существенных отличий зависимого подростка является его неспособность переживать стресс.

Для описания умения человека преодолевать препятствия Р. С. Лазарус ввел понятие "копинг". Английское слово coping означает способность разрешать трудные ситуации, овладевать ими. Напряженные моменты являются неотъемлемой составляющей современной жизни, и то, как подросток научился справляться с ними, в большой мере предопределяет его адаптивный потенциал.

При возникновении экстремальной ситуации люди либо принимают ее и пытаются выйти из создавшегося положения, либо все силы направляют на то, чтобы оттянуть время в надежде, что все само собой образуется. В соответствии с этим поведением выделяют два типа копинга.

Проблемно-центрированный копинг проявляется в том, что подросток предпринимает разнообразные попытки решить возникшую у него проблему и тем самым выйти из стресса. Противоположным является эмоцио-центрированный копинг, при котором подросток полностью погружается в свои эмоции и не пытается вырваться из ситуации, приведшей к стрессу. Такие люди часто сетуют на судьбу, которая обрушила на них тяжелые обстоятельства, плачут и стенают, однако не предпринимают ничего, что способствовало бы разрешению проблемы. Если первый тип поведения ведет к более быстрому выходу из сложных обстоятельств, то второй порождает манипулирование окружающими с целью вовлечь их в судьбу пострадавшего. Для этого подростки часто прибегают к системе лжи.

Но не все определяется психологическими особенностями подростка. Если отношения в семье приводят к тому, что подростка наказывают при совершении им любых негативных действий, то возможно формирование у него состояния выученной беспомощности. В этом случае подросток утрачивает инициативность и интерес к жизни и пассивно следует указаниям взрослых.

Он обучается тому, что любое его действие не помогает в разрешении трудностей, а лишь отсрочивает наказание.

Итак, можно выделить четыре психологических умения, обладая которыми, подростки никогда не встанут на путь зависимости от химического вещества. К этим умениям относятся: умение отвечать за свои поступки, умение трудиться, умение преодолевать трудности и ждать. Если родители привили детям эти качества в раннем возрасте, то могут не опасаться серьезных проблем в подростковом. Более того, наказания в семье за проступок не должны быть сильными и неотвратимыми, чтобы не сформировать у подростка выученную беспомощность. Именно в этот период все просчеты раннего воспитания приобретают зримую реализацию в поведении сына или дочери.

Комментировать статью "Почему лгут подростки? "

Еще по теме "Почему лгут если подросток врет что делать":

Почему лгут подростки? Такие люди часто сетуют на судьбу, которая обрушила на них тяжелые обстоятельства, плачут и стенают, однако не предпринимают ничего, что способствовало бы разрешению проблемы. Что делать если постоянно и во Наша девочка постоянно врет и по...

Ворует и врет, врет и ворует! Можете даже яндексом поискать « ребенок ворует », наверняка выведется немало хороших советов. Ребенок врал, при том старались что бы в Из обьяснений для себя думаю что делала это потому что мама моя постоянно И становится страшно от того...

Почему лгут подростки? Почему дети врут, а родителей это бесит? А судьи кто? Привыкшие к тотальному контролю детей в течение учебного года, летом мы пытаемся продолжать в том...

Он уже год врет. И врет на каждом шагу по любому поводу. Врать ненавижу и стараюсь этого не делать, а вот недоговариваю часто. 10 лет. Помогите советом. Для лгущих детей в возрасте до пяти лет многие родители делают скидку на их возраст: считается, что в таком...

Дети и родители. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового Что делать? контак ей этот,гори он синим пламенем,откровенно вредит.она не может от него сама Подростки -то в основновном если читаеют, то редко Достоевскоего. У моей старшей в...

Почему лгут подростки? Через какое-то время ложь становится привычкой, рождается сама собой и не контролируется сознательно. Этим они вовлекают в ложь своих Если Вам трудно...

Сын врёт.. Дети и родители. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст Врёт часто. Такое ощущение, что " ничего святого" для него нет. Для меня такое поведение чужих людей недопустимо, а тут свой, родной.