Объективная реальность данная. Объективная реальность, данная нам в ощущениях. творческое планирование деятельности

Анашкина Эльвира Адольфовна

учитель обществознания

ГБОУ СОШ с.Кашпир


Тест «Познание»

1. Объективная реальность, данная в сознании человека , это:


2. Процесс преобразования и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется:

1) познание, 2) знание, 3) истина, 4) воображение.


3. Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить:

  1. мифологическое познание; 2) философское познание; 3) обыденно - практическое познание.

4. Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить:

1)мифологическое познание; 2) философское познание; 3) обыденно - практическое познание.


5. Субъект познания - это:
8. Выберите правильный ответ:

А. Ощущение, восприятие и понятие – это формы чувственного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение –это формы рационального познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.


9. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей, называется:
10. Общественный чувственно – наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти :

1) ощущение; 2) восприятие; 3) мировоззрение; 4) представление.


11. Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явления объективного мира называется:

1) ощущение; 2) восприятие; 3) мировоззрение; 4) представление.


12. Выберите правильный ответ:

А. Ощущения, восприятия и представления существуют как самостоятельные и независимые формы чувственного познания.

Б. Ощущения, восприятия и представления можно рассматривать как последовательные этапы чувственного познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.


13. Определение « Осуществляющийся в ходе практики процесс обобщенного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие ее закономерных связей» относится к понятию:

1) познание; 2) мировоззрение; 3) мышление; 4) представление.


14. Понятие – это:

1) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что – либо утверждается или отрицается.

2) форма мысли, отражающая общие закономерности связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях ;

3) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.


15. Суждение – это:

4) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.
16. Умозаключение – это:

1) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что – либо утверждается или отрицается.

2) форма мысли, отражающая общие закономерности связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

3) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

4) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

17. Выберите правильный ответ:

А. Чувственное и рациональное являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу.

Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.

18. Какая форма познания имеет большее значение?

1) чувственное и рациональное познание одинаково важны;

2) чувственное познание является более важным;

3) рациональное познание является более важным.


19. Выберите правильный ответ:

А. Интуиция является одной из форм чувственного познания ;

Б. Интуиция является одной из форм рационального познания.

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – философская категория, бытие (в науке соответствует понятию материя), существование и свойства которого не зависят от того, воспринимает ли (мыслит) его какой-либо субъект, или нет. Всё, что существует, может существовать только в объективной реальности. Для описания материи выделяют три объективные формы ее существования: Движение , (см.). Различают объективную и субъективную реальность, которую можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.

В плане основного вопроса философии под объективной реальностью понимается существующее независимо от человеческого сознания и первичное по отношению к нему. Необходимость введения категории объективной реальности как абсолютной реальности, которая противостоит сознанию и познанию, была обусловлена осуществленным Декартом делением мира на внутренний (мир «Я» — субъективной реальности, феноменов мышления, сознания) и внешний (мир «не-Я» — чувственных, телесных вещей, физических явлений в пространстве и времени). Это деление мира стало философской основой классического природоведения, где объективная реальность – это природа (материя), которую субъект познает, опираясь на ощущения и на эксперимент, которую можно описать такой, какой она есть, противопоставляя ее феноменам Мышления и Сознания (см.). Материалисты обычно представляют объективную реальность как некий механизм, который работает в соответствии со своим устройством, и на который люди могут оказывать лишь ограниченное влияние. Взгляд некоторых религий на объективную реальность мало отличается от материалистического - вся разница сводится к тому, что здесь этот «механизм» был создан Богом (см. Деизм ); кроме того, Бог иногда вмешивается в работу этого «механизма» (теизм). Агностики считают, что «объективная реальность», то есть истина, недоступна пониманию человека.

Категория объективной реальности необходима также для сохранности реалистической, антисубъективистской мировоззренческой ориентации. По мнению некоторых учёных, сам термин «объективная реальность», введенный в советсткой философской традиции, представляет собой пример логической ошибки (плеоназм), поскольку уже понятие «реальность» обозначает данность, свободную от субъективных влияний.

Вместе с тем развитие науки обнаружило гносеологические трудности, обусловленные понятием «объективная реальность». В процессе познания субъект неизбежно вовлекает объективную реальность в систему своих средств познания и познавательных действий, что делает проблемным установление границы между объективной реальностью, как она мыслится субъектом, и самым субъектом (его средствами познания и его сознанием).

С точки зрения современных естественных наук «объективная реальность» является принципиально непознаваемой (в полном объёме, до мельчайших деталей), так как квантовая теория доказывает, что наличие наблюдателя изменяет наблюдаемое (парадокс наблюдателя). Отсюда в философии возникает целесообразность рассмотрения объективной реальности как бытия, которое существует независимо от данного субъекта, от его ощущений и мыслей, его познавательной активности, а также использования операционных характеристик объективной реальности, обусловленных его психологическими и праксеологическими измерениями. Объективная реальность в этом смысле проявляет себя не только как мир естественных явлений и процессов, но и закономерностей исторического и социального бытия, институционального строения общества, а также как совокупность определенных культурных явлений, идей, мыслей или представлений других субъектов. Движение, Пространство и Время, Жизнь (см.) и т. д. — все это свойства или проявления свойств и взаимодействий различных по степени сложности видов материи, которые в совокупности и образуют мир в целом или всю объективную реальность.

E. конечная субстанция, первооснова всего существующего

78. Что такое атрибут материи (определение.?

A. Свойства, которые всегда и везде присущи всей материи и любым материальным объектам

B. Все, что существует вне человеческого сознания

C. Это реальность, существующая в нашем сознании, мышлении, воображении

D. Другой вариант ответа

E. «Вещь в себе»

79. Формами или способами существования материи являются:

A. движение

B. пространство

D. все выше перечисленное

E. другой вариант ответа

80. Каково философское понятие пространства и времени?

A. Пространство и время – это представления, присущие человеку от рождения, они ему даны до всякого опыта

B. Пространство и время субъективны, так как воспринимаются каждым человеком по-своему

C. Пространство и время – формы бытия движущейся материи

D. Другой вариант ответа

E. Пространство и время – это философские абстракции

81. Какие важнейшие характеристики движения, присущий всем формам движения?

A. изменчивость

B. устойчивость

C. первые две характеристики

D. другой вариант ответа

E. социальность

82. Какой из типов движения относится к развитию?

A. прогресс

B. регресс

C. движение по прямой

D. движение по кругу

E. движение по спирали

83. Укажите высшую форму движения материи:

A. биологическая

B. механическая

C. социальная

D. химическая

E. физическая

84. Какой формой движения материи является развитие процессов, происходящих в обществе?

A. физическая

B. химическая

C. биологическая

D. социальная

E. гравитационная

85. Какая форма отражения является высшей?

A. отражение сознанием человека

B. раздражимость

C. психическое отражение

D. элементарное отражение

E. рефлексия

86. Способ существования материи есть:

A. физический вакуум

C. пространство

D. движение

87. Что является всеобщим свойством материи?

A. отражение

B. притяжение

C. существование

D. мышление

E. движение

88. Слово «материя» в переводе с греческого означает:

A. «земля»

C. «вещество»

E. «ткань»

89. Какой из перечисленных феноменов не относится к нерациональному?

A. интеллект

B. интуиция

D. бессознательное

90. Кем осуществляется духовное производство?

A. абсолютным духом

B. духами света

C. духовниками

D. учеными, идеологами, деятелями культуры

E. искусствоведами

91. Термин «аксиология» впервые был использован:

A. Э. фон Гартманом

B. М. Вебером

C. В. Виндельбандом

D. Г. Риккертом

E. М. Шелером

92. Потенциальное и актуальное существование предмета, явления выражаются парными категориями:

A. возможности и действительности

B. части и целого

C. причины и следствия

D. необходимости и случайности

E. сущности и явления

B. явление

C. сущность

D. возможность

E. случайность

94. Укажите точку зрения вульгарного материализма:

A. объективные «мыслительные формы» определяют развитие общества

B. познание есть конструирование идеальных предметов

C. мозг выделяет мысль так же, как печень желчь

D. сознание есть идеальное всеобщее отражение законов объективной действительности

E. окружающий мир есть совокупность (комплекД. ощущений

95. Сознание есть свойство:

A. всей материи

B. живой материи

C. высших животных

D. человека и его мозга

E. другой вариант ответа

96. Психическое отражение возможно у…?

A. растений

C. простейших

D. развитых живых существ, обладающих достаточно сложной нервной системой

E. другой вариант ответа

97. Выделите основную причину качественного отличия сознания людей от психики животных:

A. абстрактная мыслительная деятельность

B. деятельность

C. рефлексия

D. язык

E. другой вариант ответа

98. Какое из определений сознания является правильным?

A. Сознание это копия объективной реальности

B. Сознание – продукт божественного творения

C. Сознание – высшая форма отражения действительности

D. Сознание – это свойство всякой материи

E. Сознание – это сумма, совокупность ощущений

99. Что такое сознание?

A. сфера чувственности

B. психическое вообще

C. сфера мышления

D. божественный дар осознания себя и окружающей действительности

E. субъективная реальность, целенаправленное отражение действительности, связанная с речью, функция человеческого мозга

100. Отличает человека от животного и возводит психику на уровень сознательной психики:

B. самосознание

D. мышление

E. воображение

101. Идеология – это:

A. система идей и взглядов, которые принадлежат всем

B. система идей и взглядов среднего класса

C. система идей, взглядов и принципов, которые отражают позиции определенных социальных групп

D. система идей и взглядов интеллигенции

E. система идей и взглядов политиков

Пишу книгу. Можно сказать, уже написала. Основные понятия в ней - это субъективная и объективная реальность. Но во всем тексте так и не смогла дать определение, что такое субъективная и объективная реальность. Почему?

Вообще, говорить о каких-то первичных понятиях – дело неблагодарное. Когда пытаешься дать такому понятию определение через другие, то сразу возникает проблема, что те, другие, тоже надо объяснять. Например, общепринятым определением объективной реальности является следующее. Объективная реальность – весь материальный мир, существующий независимо от нашего сознания и первичный по отношению к нему. Вроде бы все понятно, за исключением того, что теперь надо дать определение, что есть материя и что такое сознание. Идем дальше, воспользуемся самым популярным определением материи, который дал еще Ленин: материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Итак, мы объяснили объективный мир через материю, а материю через объективный мир. Вам это ничего не напоминает? А мне, например, сразу вспоминаются сепульки из рассказа С.Лема. Герой космического рассказа «Звездные дневники Ийона Тихого» ищет в энциклопедии информацию о сепульках. И нашел следующие краткие сведения: «Сепульки» - важный элемент цивилизации ардритов с планеты Энтеропия (см. Сепулькарии). Найдя новое слово, прочитал: «Сепулькарии – устройства для сепуления сепулек (см. Сепульки)». Примерно также мы объясняем материю и объективный мир. Хотя, в принципе, это все понятно, поскольку первичные понятия по определению сами по себе не могут быть объяснены через другие категории, иначе они уже не будут первичными.
Еще хуже обстоит дело с определением субъективной реальности. Считается, что человеческая субъективная реальность это познанная реальность. Ощущённая, осознанная и объяснённая. И можно добавить, что к ней еще относится все, что человек чувствует, о чем догадывается и что помнит.
Со времен платоновских «Парменид» считается, что рационально понять нечто – значит, это нечто определить. Или указать некую границу на то, что этим нечто не является. В противном случае это нечто вообще нельзя рационально помыслить, ибо для того, чтобы быть в качестве предмета мысли, надо хоть от чего-то да отличаться. Одна из важнейших функций сознания как раз и состоит в том, что оно всему полагает мысленные пределы, все рационально проясняет и упорядочивает посредством системы понятийных определений.
Но сразу возникает вопрос: что является иным относительно самого сознания, т.е. то, что нам так хочется назвать объективной реальностью? Если физическая, биологическая и социальная реальности, которые вроде бы должны иметь внешние границы от самого сознания, всегда даются сквозь призму ощущений и осознавания его самого, т.е. сознания. Они в некотором смысле сами есть лишь постольку, поскольку существуют в нашем сознании. Более того, сознание, которое всему должно полагать границы, само, в принципе, не имеет внешних границ и, стало быть, тоже не может быть определено стандартным рациональным способом. Так как же объяснить, что есть сознание?
Методологическая наука предлагает нам, чтобы понять и объяснить, что есть сознание, надо его изучить. Но можно ли изучить сознание? Самым непреодолимым препятствием в изучении сознания является нахождение объективных методов его исследования. Какие бы совершенные приборы и строгие методики ни использовались, никогда не удастся устранить факта имманентной включенности особенностей внутреннего мира ученого в содержание получаемого им о сознании знания. Это касается и его эмоционально-психических состояний, и черт его личной биографии, и его базовых ценностно-интеллектуальных предпочтений, и, наконец, специфики его национально-культурного окружения.
С другой стороны, если нельзя взглянуть на сознание извне как на целостный предмет (или рассмотреть его как вещь среди других вещей) и нет необходимых логических средств для его определения-осмысления, то, может быть, целесообразнее поглубже погрузиться в эту уникальную «предметность», дабы ее изнутри созерцать, переживать и посильно описывать? Избрать, так сказать, альтернативную стратегию исследования сознания. Из такого альтернативного изучения вытекают многочисленные медитативные и мистические способы непосредственного погружения в поток сознания, получившие наибольшее развитие на Востоке. Однако и им, в свою очередь, присущи те же принципиальные трудности, т.е. неустранимая личная окрашенность медитативного знания-опыта, зависящая от культурно-национального контекста, религиозно-конфессиональной принадлежности адепта, вех его собственной биографии и т.д.
Что еще можно сказать о сознании? По мнению М.Мамардашвили, содержание сознания – это единственное, что нам известно и в чем мы можем быть уверены. Только благодаря этому содержанию мы знаем о существовании вещей. Хотя знать, каковы вещи на самом деле, если знаем о них только то, что известно нашему сознанию, мы не можем. Из этого следует неутешительный вывод, что разграничить между собой объективную и субъективную реальность практически невозможно. А тем более пытаться создать концепцию объективной модели объективной реальности, которая позволила бы абстрагироваться, насколько это возможно, от влияния присущего нам мироощущения. Как пишет А.Петров в статье «Моделирование субъективной реальности»: «Для создания концепции модели реальности, свободной от влияния сознания человека, мы должны отбросить все лишнее и оставить то, чего мы отбросить не можем» (). Он предлагает отбросить расстояния, размеры, физические свойства, бесконечности, вложенность объектов, удельные характеристики и т.п. (рассматривая их как производные, а не как самостоятельные элементы мироздания), принимая во внимание чувственно-геометрическую специфику результатов работы системы ощущения и человеческую природу системы понятий и системы осознания реальности.
В результате останется только факт неоднородности реальности (иначе исчезает предмет труда) и время (иначе теряются "процессы", "события", "начала" и т.д., оставляя себя без необходимого инструментария), от которых отказаться нельзя. Хотя вполне можно было бы еще отбросить и время, и факт неоднородности, так как они тоже есть суть субъективные ощущения. Значит, чтобы получить отдельно объективную реальность нужно отбросить все! Но тогда получается, что объективный мир не существует. И в этом смысле, когда мы говорим о существовании объективного мира, то нужно подразумевать, что он есть исключительно в самом сознании, и существует только лишь благодаря сознанию, а вне его объективного мира нет.

Понятие материи конкретизирует абстрактно-всеобщее содержание бытия. Неисчерпаемость рассматриваемого объекта обуславливает множество различных определений материальности, существовавших в истории философии. Существует несколько определений материи, но именно фактор ее ощутимости фиксируется в гносеологическом: "материя - это категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания" .

Современные представления о материи как философской категории в "снятом" виде содержат ее основные исторические формы (наглядно-чувственную, вещественно-субстратную, гносеологическую и другие), стремятся избежать как излишнюю релятивизацию понятия, так и его абсолютную унификацию в качестве единственно верного и окончательного. Рассматриваемая категория имеет непреходящее значение для формирования определенного мировоззрения, осуществления научно-теоретической деятельности.

Прежде всего, рассмотрим историческое развитие понятия "материя" Материальный, природный мир является одной из основных форм бытия. Поэтому содержательный анализ понятия "материя" всегда находился в поле зрения различных философских направлений. Материя как основное понятие европейской философии возникает и активно разрабатывается еще в ранней античности. Натурфилософы первыми пытались выявить некое "первовещество", составляющее основу существующего мира. Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит последовательно утверждают в качестве такового: воду, воздух, огонь, атомы. Но попытки придать конкретным видам материального мира всеобщий характер, возложить на них функцию абсолютного субстрата всего сущего не увенчались успехом, ибо не смогли объяснить, в первую очередь, многообразие действительности.

Собственно термин "материя" впервые был использован Платоном, который утверждал, что соединение идей (эйдосов) как подлинного бытия и противостоящего ему небытия (материи) образуют мир вещей, природу, сущее. Согласно Аристотелю, отвергшему мир платоновских идей, инертная и косная материя есть лишь возможность предметного многообразия. Подлинной же действительностью является форма - самодовлеющее, активное, творческое начало: глине необходим гончар - демиург. Высшая форма мира - Бог-создатель всего сущего, действительного. Аристотелевская концепция соотношения формы и материи, преобразованная в соответствии с принципами монотеизма, заняла господствующее положение в философских системах христианства и мусульманства.

В механистическом материализме Нового времени в основе определения материи лежит не вещество, а некие всеобщие свойства (протяженность, непроницаемость, фигура, тяжесть и другие). Чаще всего, носителем этих свойств признаются атомы как последние неделимые элементы мира. В философских учениях Бруно и Спинозы материя отождествляется с природой. Если все вещи определены внешней причиной, то природа (субстанция) в отличие от них есть причина самой себя (causa sui). Французские материалисты XVIII в. (Гельвеции, Гольбах и другие)" продолжили и развили далее механистические воззрения на развитие мира. Материя представлялась им как вечная и несотворимая, постоянно движущаяся по законам механики, основа реального мира. Опираясь на материалистический сенсуализм, утверждали первичность материи и вторичность всех форм сознания.

Гегель рассматривал материю в качестве "инобытия" абсолютной идеи, необходимого периода, одного из этапов развития бытия мирового духа.

Маркс и Энгельс в понятие материи включали всю постоянно изменяющуюся и развивающуюся картину мира. Они считали содержанием философского понятия материя не какой-либо "общий признак", а противоречивый процесс определения сознания бытием в ходе практической деятельности человека. Материя понималась как единственно существующая субстанция.

В начале XX века, в связи с открытием английским физиком Дж. Томсоном электрона первой внутриатомной частицы, некоторыми философами и учеными был сделан вывод об "исчезновении материи", так как существование последней связывалось с неделимостью атома. На смену вещественно-субстрактному представлению о материи приходит гносеологическое, одним из первых сформулированное В.И. Лениным в его работе "Материализм и эмпириокритицизм". Эта концепция получила свое дальнейшее развитие в рамках марксистского мировоззрения. Но оно оказалось лишь периодом в развитии понятия материи. Даже краткое рассмотрение истории возникновения и развития понятия материи со всей очевидностью показывает, что оно>. является результатом длительного и противоречивого процесса мироосмысления, основанного на деятельности человека по познанию и преобразованию окружающего мира.

Какое же определение является адекватным материи? Ответ на этот вопрос постоянно является предметом острых споров и дискуссий. Это и не случайно, потому что сам определяемый предмет (объективная реальность) неисчерпаем и содержит множество возможных определений. Понимание этого обстоятельства позволяет наметить реальный выход из, казалось бы, непреодолимого лабиринта "различных значений. Он заключается в выявлении предельно общего содержания этих значений, что позволило бы за различиями усмотреть всеобщее, единое 13 . В этом смысле анализ различных определений материи обеспечивает все более глубокое понимание целостности рассматриваемого понятия.

Существуют различные аспекты философского осмысления материи. Достаточным для нас является определение: "материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания". Это определение носит ярко выраженный мировоззренческий характер и определяет отношение человека к миру, содержит в себе возможность для индивида сопоставлять свое существование с существованием других людей, различными сторонами природного и социального бытия, познавать и практически использовать общие понятия, представления, ценности, знание в целом, общечеловеческий опыт, регулирующие его отношение с окружающей реальностью. Что следует из этого определения?

Во-первых, то, что главным свойством материи является свойство быть объективной реальностью, то есть существовать вне нашего сознания. Этим признаётся первичность материи по отношению к сознанию.

Во-вторых, если признаком материальности является свойство «быть объективной реальностью», то никакие тела, вещи, процессы, как природные, так и произведённые человеком, не могут претендовать на своё исключительное право быть материей. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Люди открывают всё новые и новые свойства природных тел и процессов, производят бесконечное множество не существующих в природе вещей. Это даёт возможность утверждать, что материя неисчерпаема.

В-третьих, материя «копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями». Этим признаётся принципиальная познаваемость материального мира, что означает согласование, совпадение между собой содержания законов мышления и законов объективного мира. Объясняется фант такого согласования следующим образом: мышление - продукт человеческого мозга; но и человек и его мозг - продукты природы, которые развиваются вместе с ней. Следовательно, в конечном счёте, мышление -продукт природы, а потому его законы совпадают с законами объективного мира. Материи приписываются те же характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожимость, несотворённость. Следовательно, она может рассматриваться в качестве своеобразного обоснования существования не только материального мира, но и духовного. Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это взаимодействие (а не Бог) выступает, согласно материализму, основанием мира.

Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности - объективной, материальной и субъективной, идеальной, их которых одна предшествует другой и порождает ее. Материя предшествует сознанию, или, наоборот, сознание предшествует материи? Материализм исходное берет мир, существующий объективно, независимо от сознания человека и человечества. Объяснение мира из него самого таков мировоззренческий и методологический принципы материализма. Идеализм стоит на противоположной позиции, считая, что развитие мира определяется духовным началом.

Другой стороной основного вопроса философии является не менее принципиальный вопрос о познаваемости мира. Может ли человек постичь объективные законы мира или мир не познаваем? Основной вопрос философии - это не просто вопрос об отношении мышления к бытию вообще, но и более конкретно: вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию. Его материалистическое понимание применительно к обществу выражается емко и просто: общественное бытие, в конечном счете, определяет общественное сознание, которое, будучи производно, в свою очередь, оказывает активное ^братное воздействие на это бытие. Другими словами, в вопросе о существовании здесь даётся первое и последнее слово только исключительно самым конкретным вещам. Это и есть позиция науки. Наука и материализм имеют одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, а функция обоснования этого существования приписывается материи.

Итак, материя - это объективная реальность, данная нам в ощущении. Этот тезис делает главный акцент на возможности познания мира, воспроизводит теоретико-познавательную ситуацию и поэтому его относят к гносеологическим. Следовательно, подчеркивание возможности ощущения материальных объектов наводит нас на мысль о принципиальной познаваемости материального мира.