Практически каждый ребенок в том или ином возрасте, часто или редко, начинает употреблять нехорошие слова. Родители расстраиваются и всеми силами хотят отучить ребенка от таких слов или просто грубого разговора. Но, как мы знаем, уговоры и нравоучения помогают мало. Как же помочь ребенку избавиться от ругательных и грубых слов в речи? Есть несколько способов.
Как отучить ребенка ругаться
1. Первый подходит для совсем малышей. Они просто проверяют, как отреагируют взрослые и в принципе не понимают смысла многих нехороших слов. В таком случае достаточно просто не обращать внимание, не делать акцента и тогда ребенок сам откажется от их употребления. Ведь внимания он так и не добился.
2. Отвлеките ребенка от сквернословия играми со словами, или, например, создайте свой язык. Можно, допустим, между слогами слов добавлять какой-нибудь «левый» слог, например, «кар». Тогда слово «привет» зазвучит совсем по-другому: При-кар-вет-кар! Такая игра не только позволит забыть плохие слова, но и научит внимательности, улучшит настроение и даст повод к новым правильным играм.
3. Конечно всегда можно и нужно просто поговорить с ребенком, объяснив, что хорошо, а что плохо, и как в некоторых случаях можно заменить то или иное слово.
4. А еще можно рассказать сказку, и показать какими губительными свойствами может обладать ругань. Вот такую терапевтическую сказку от сквернословия и о силе я и предлагаю сегодня вашему вниманию.
Сказка «Клякса»
Однажды в тетрадке Антона появилась... Клякса. Сначала она была маленькой и безобидной. Но каждый раз, когда рядом с Кляксой кто- то грубо разговаривал или ругался, она начинала расти. И вскоре Клякса накрыла собой все уравнения и задачи и выбралась из тетрадки.
Антоша испугался и кинулся убегать от Кляксы. Но Клякса все время его догоняла и находила, где бы он не спрятался. Антон ругался на нее, отгонял прочь. Но чем больше он ругался, тем больше и сильнее становилась Клякса.
Долго бегал от кляксы мальчик. А она стала уже такая большая что закрыла собой небо. Тут мальчик увидел, что под скамейкой в парке прячется солнечный .
Лучик подозвал мальчика к себе, и Антон быстро юркнул под скамейку. Стали они вместе дрожать от страха.
— Почему она такая большая и все растет и растет? — спросил Антон.
— Потому что она питается плохими словами и руганью. Чтобы от нее избавиться нужно поблагодарить её.
— Да за что же её благодарить? Посмотри: она только все крушит и ломает.
— Всех можно за что- то поблагодарить, — ответил солнечный лучик.
В это время Клякса уже освоилась на улице и стала пугать прохожих. Она топтала клумбы с цветами, кричала страшным голосом и обзывала мальчиков и девочек.
Антон понимал, что это его Клякса и только он один может с ней справится. Он собрал все свое мужество и вышел навстречу огромной Кляксе, которая выросла уже выше деревьев.
Тут с неба хлынул град да такой сильный, что на листочках мгновенно появлялись дырки. Антону стало страшно и он спрятался от ударов града за Кляксой и его не поранило.
— Спасибо тебе, Клякса, что спасла меня, — сказал мальчик и сразу же после этих слов Клякса стала чуточку меньше.
— Эврика! -закричал Антон. — Солнечный лучик был прав. Ой, а где же он?
Град начался так неожиданно, что лучик не успел вернуться к себе домой и теперь грустно плакал на скамейке.
— Клякса, а ты можешь помочь лучику вернуться домой на небо? — спросил Антон свое черное творение, окончательно перестав его бояться.
Клякса задумалась, а потом сказала:
— Я могу сильно дунуть и разогнать тучи. Хочешь?
— Да, пожалуйста.
Клякса набрала в себя воздуха побольше и что было силы дунула вверх. Грозные тучи, нехотя, разошлись в стороны. Солнышко спустило своему лучику лесенку и он вернулся домой, благодаря Кляксу за помощь. Клякса стала еще меньше.
Антон взял Кляксу за руку и пошел домой. Тут прямо перед ними пролетел мяч с соседнего двора. Антоша с ужасом увидел, что мяч летит прямиком на клумбу бабушки Моти.
— Клякса, помоги! — закричал он.
Клякса быстро поняла в чем дело и встала преградой на пути мячика. Мяч отскочил от нее как от сетки и полетел назад на футбольное поле.
Антон гордо с благодарностью протянул руку Кляксе. Теперь они шли вместе, пританцовывая. Пока мальчик с Кляксой добрались до дома, они успели снять котенка с крыши, спрятать мышонка от большой собаки, не упасть маленькой девочке в огромную лужу и еще несколько добрых дел. И вот, Клякса снова стала маленькой, какой и была с самого начала.
Антон от души поблагодарил ее за науку и помощь. Они договорились, что Клякса останется жить в отдельном просторном блокноте и больше не будет пачкать школьные тетрадки и альбомы мальчика. А Антоша в свою очередь пообещал писать аккуратнее и разговаривать всегда и со всеми очень вежливо.
Вот так подружились обычная Клякса и обычный школьник. Они не только подружились, но и стали лучше и сделали мир вокруг себя чище и справедливее...
_________________
В терапевтической сказке «Клякса» я постаралась затронуть не только проблему сквернословия, но и то, что нужно быть благодарным за все, что с тобой происходит, за все, что имеешь, а также как важно уметь признавать и исправлять свои ошибки.
Не упускайте возможности рассказывать детям сказки. Они впитывают все, «как губки» и вовремя делают выводы о правильности или неправильности того или иного поступка.
Надеюсь, вам сказка понравилась. Я буду рада узнать ваше мнение о ней, и о проблеме сквернословия в целом. Ведь, это наша общая проблема: большинство таких слов дети приносят со школы и детского садика...
С теплом,
Возраст: 4-9 лет.
Направленность: Конфликтные отношения с родителями. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к родителям. Неадекватная реакция на наказание и неодобрение.
Ключевая фраза: «Мама меня совсем не любит! Если бы она меня любила, то не стала бы наказывать»
В уютном домике на лесной опушке жил Зайчик. Как-то раз захотелось ему поиграть с друзьями на солнечной поляне.
Мама, можно я пойду погулять с друзьями?- спросил он.
Конечно, можно,- сказала мама,- только не опоздай к обеду. Когда кукушка прокукует три раза, возвращайся домой, а то я буду волноваться.
Я обязательно приду вовремя,- сказал Зайчик и побежал гулять.
На лесной поляне ярко светило солнышко, и зверята весело играли то в прятки, то в салочки, то в чехарду… Кукушка прокуковала и три раза, и четыре, и пять раз. Но Зайчик так увлекся игрой, что и не услышал ее. И только когда наступил вечер и зверята стали расходиться по домам, Зайчик тоже весело побежал домой к маме.
Но мама его была очень сердита на него за то, что он опоздал. Она отругала Зайчика и в наказание запретила ему выходить из дома. Зайчик обиделся на маму: он ведь не хотел ее огорчать, просто заигрался с друзьями и совсем забыл о времени, а его так несправедливо наказали. «Мама меня совсем не любит,- подумал Зайчик.- Если бы она меня любила, то не стала бы наказывать».
И Зайчик убежал из дому в лес, нашел норку и решил остаться там жить. Ночью пошел дождь, стало холодно и неуютно. Зайчик чувствовал себя очень одиноким, ему хотелось домой к маме, но он не мог простить ее за то, что она его наказала.
Утром Зайчика разбудила болтовня сорок, которые сидели на соседнем дереве. «Бедная Зайчиха,- говорила одна сорока другой.- Вчера ее Зайчонок убежал из дома, она всю ночь искала его в лесу под дождем, а теперь она тяжело заболела от огорчения и беспокойства».
Услышав эти слова, Зайчик подумал: «Раз мама волнуется из-за меня, значит, она меня, наверное, любит. Она заболела, потому что я убежал, и ей теперь очень плохо. Я должен простить ее и вернуться домой, ведь я тоже ее люблю». И Зайчик помчался домой.
Как только мама увидела его, она сразу выздоровела, встала с кровати и ласково обняла своего Зайчонка.
Как я рада, что ты вернулся, мой хороший,- сказала мама.- Мне было очень плохо без тебя, ведь я так сильно тебя люблю.
Я тоже тебя люблю, мамочка,- сказал Зайчик.
С тех пор Зайчик и его мама жили дружно и не обижались друг на друга. Зайчик понял, что мама его любит и будет любить всегда, что бы ни случилось.
Вопросы для обсуждения
За что Зайчик обиделся на маму? Обиделся бы ты на его месте?
Почему Зайчик вернулся к маме?
Что понял Зайчик из этой истории?
Анна Сальникова
Сказка о мальчике, который кричал и топал ногами
Сказка о мальчике , который кричал и топал ногами .
Жил - был мальчик . Звали его Андрейка. Он был очень непослушным мальчиком . Чаще всего он говорил - "не хочу, не буду" и топал ногами . Утром мама будила Андрейку и звала его завтракать. Андрейка садился за стол и говорил :" Это гречневая каша, а я хотел манную. А эту не хочу!" Если была манная каша, то ему хотелось пшенную. Когда мама собирала его в детский сад, он кричал :"Я не буду одевать этот свитер! Я не хочу эти ботинки!" А когда Андрейка приходил в детский сад, он отбирал у детей игрушки, дрался и на каждом шагу кричал - "Не хочу, не буду!"
Как - то раз мама забрала Андрейку из садика, и они отправились в магазин. Нужно было купить домой продукты. Андрейка увидел красивую игрушку в магазине и стал просить маму купить эту игрушку. Мама сказала :"Андрейка, сегодня нам надо купить продукты, а завтра мы с тобой пойдем и купим эту игрушку. " Андрейка закричал :"Я не хочу завтра, хочу сейчас! Мне не нужны твои продукты!" И он стал топать ногами и бросать продукты на пол. Мама очень расстроилась, собрала продукты и, они пошли домой. Всю дорогу домой они молчали. Маме было обидно и стыдно за Андрейку.
Но вот однажды ночью, когда все спали, у него в комнате вдруг появилась настоящая Фея. Андрейка открыл глаза, увидел Фею и спросил у нее - "Кто вы такая и как сюда попали?" Она ответила - " Я Фея, влетела сюда через открытое окно. Я очень долго наблюдала за тобой и решила преподать тебе урок. Я отправляю тебя на остров Нехочухия. " "А что это за остров?"- спросил Андрейка. " На этом острове живут такие же мальчишки как и ты . Они дерутся, обзываются и говорят только - " не хочу, не буду. " Придется тебе со стороны посмотреть на себя. И только если ты изменишься, тогда ты сможешь вернуться домой. "
Фея взмахнула своей волшебной палочкой и вдруг Андрейка очутился на острове Нехочухия. На этом острове не было взрослых, только одни мальчишки , которые постоянно дрались , кричали и обзывались друг на друга. Так прошел целый день. Когда Андрейка лег спать, ему захотелось, чтобы мама почитала ему сказку , но мамы рядом не было. Он поплакал и уснул.
Утром он проснулся от криков детей. Андрейка захотел позавтракать, но некому было варить кашу, и он остался голодным. Целый день он прятался от драчливых мальчишек . Вечером Андрейка лег спать, но ему не спалось. Он думал - " Как было хорошо рядом с мамой. Она рассказывала на ночь сказки , укрывала меня одеялом. А утром варила вкусную кашу и провожала в детский сад. Там были хорошие дети и добрые воспитатели. А я только капризничал, кричал и топал ногами . Если бы я смог вернуться, я бы никогда больше не стал обижать свою маму, не дрался бы и не отбирал игрушки у детей. Я хочу быть добрым и послушным мальчиком . "
И как только он об этом подумал, так сразу очутился дома в своей кроватке. Он услышал голос мамы :" Андрейка, вставай, иди умывайся и садись завтракать. " И Андрейка радостно сказал : "Хорошо, мамочка. "Он съел всю кашу, поблагодарил маму, оделся и мама повела Андрейку в детский сад. Он целый день дружно играл с детьми, никого не обижал, делился игрушками и слушался воспитателей. А когда пришел с мамой домой, поужинал и лег спать, мама стала читать ему сказку , а Андрейка лежал с закрытыми глазами и думал - " Сон это был или он на самом деле был на острове?" И он сказал , не открывая глаз, - " Мамочка, я всегда буду добрым и послушным мальчиком , потому что очень люблю тебя!" А мама подумала, что это он во сне и поцеловала его. Вот так Фея помогла Андрейке стать хорошим мальчиком .
Мальчик Слава, что из нашей сказки, взял моду — детей обижать. Что с чего началось – непонятно. Захотел ли Слава изменить себя? Стал ли он лучше? Торопить события не будем, начнем читать сказку…
Сказка про Славу Обижайкина
Жил-был мальчик Слава Умников. Слава, как Слава, многие дела он делал на славу. Например, хорошо кушал, быстро бегал, и даже пробовал сочинять стихи.
Но была у Славы одна далеко не лучшая черта. Он обижал других детей. У кого машинку отберет, кого за косу дернет, кому-то обидное слово скажет.
Никто ничего плохого Славе не говорил, но в душе дети на него обижались. И вот однажды дети пошли на экскурсию в Музей. И Слава тоже.
В Музее педагог Наталья Васильевна рассказывала ребятам про великого поэта Пушкина. Слава слушал внимательно, ведь он тоже пробовал писать стихи.
— Может, я тоже буду знаменитым поэтом, — думал он.
— Слава Умников – наша гордость! Человек, с которого стоит брать пример! — размечтался Слава.
Вдруг, за портретом Пушкина, Слава увидел маленького человечка, который ему подмигивал.
— Пойдем дергать девочек за косы, а мальчишкам наступать на пятки, — предложил человечек.
— Пойдем, — согласился Слава.
Они подошли к Зое Кругловой. Человечек остановился, а Слава со всей силы дернул Зою за косу. Но Зойка не вскрикнула. Казалось, что она даже не почувствовала прикосновения Славы.
— Ай, — завопил человечек, — я забыл, что в Музее действует какая-то волшебная сила, которая не позволяет обижать людей.
Слава удивился.
— Значит, есть на свете место, которое является волшебным? – подумал он.
— А сейчас, ребята, я прочитаю вам свои стихи.
Что тут началось! Девочки и мальчики зашумели, загалдели, и сказали, что слушать стихи Славы Обижайкина (это дети придумали ему такую фамилию), они не хотят.
— Нам не нужны стихи, которые сочинил Обижайкин, — сказала Зоя Круглова.
Слава стоял красный, как рак. Про себя он думал:
— Не буду больше никого обижать. Это не умно. А фамилия у меня Умников, а не Обижайкин. И вообще, вдруг я действительно стану знаменитым человеком, а потом кто-нибудь из друзей детства скажет, что я его обижал. Этого нельзя допустить.
С тех пор Слава перестал обижать ребят. И вообще он с ними подружился. У знаменитых людей должно быть много друзей!
Вопросы и задания к сказке
Какие нехорошие поступки совершал Слава?
Какое любимое дело было у главного героя сказки?
Какая территория в сказке была волшебной?
Понравились ли детям стихи Славы?
Изменилось ли поведение мальчика в конце сказки?
Какие пословицы подходят к сказке?
Как аукнется, так и откликнется.
Как поступишь, так и вернется.
Делай добро и жди добро.
Главный смысл сказки заключается в том, что если ты с добром относишься к людям, то и они придут к тебе с добром. А если ты людей не уважаешь, то и они уважать тебя не будут, не будут проявлять к тебе интерес.
Сказка для детей, которые дерутся и обижают других
Жил-был в лесу Обижалка. Как ты думаешь, почему его так называли?.. Верно, потому, что обижал он всех, кого только мог.
То белочку за хвостик дернет или орешек отберет, то медвежонку в мед хвои накидает или шишкой по голове стукнет. Долго так продолжалось.
Перестали ребята-зверята с Обижалкой играть. Тогда Обижалка стал стараться их еще больше обидеть. «Не хотят со мной играть - пусть тогда хотя бы подерутся», - думал Обижалка. Тогда зверята не только с ним играть перестали, но и дразнить его начали. Как только его увидят, сразу кричать начинают:
Обижалка идет,
Всем обиды несет!
Ног своих не жалей:
Разбегайся скорей!
Обижалка сначала их всех побить хотел. Но как всех сразу догнать? Пробовал в них шишками кидать - ни в кого не попал. А ребята-зверята еще больше и веселее его дразнят.
Совсем приуныл Обижалка. Горько и грустно ему стало. Даже плакать захотелось. Присел Обижалка на травку… и вдруг услышал, что рядом, за деревьями кто-то всхлипывает.
Обижалка протер лапками глазки и пошел смотреть. Оказалось, это маленькая девочка сидит на пенечке и плачет, а возле ее ног стоит корзинка. В ней два грибочка. Обижалка сначала хотел шишек насыпать в корзинку, но потом раздумал. Слишком уж горько девочка плакала. Обижалка спросил:
Ты чего плачешь?
- Я заблудилась. Мама с папой уже волнуются. Ни меня, ни грибов. Бедная я, бедные мама и папа. Вот горе-то!
- Тоже мне горе! Сейчас мы все поправим, - Обижалка сказал и сам удивился. Он от себя такого не ожидал.
- Поправим? - Девочка вытерла слезы и с любопытством смотрела на Обижалку. - Правда?
- Конечно, поправим, здесь рядом есть грибная полянка. Соберем грибы, а потом я тебе дорогу из леса покажу!
- Как здорово, идем скорее! - Девочка весело побежала по дорожке. Полянка и в самом деле оказалась рядом.
- Ухты, какие грибочки: лисички, подберезовики, подосиновики! И не входит больше в корзинку! Ничего, пусть для кого-нибудь еще растут!
Обижалка стоял рядом и радовался вместе с девочкой.
- Чтобы выйти из леса, надо дойти вон до той большой сосны, - показал Обижалка. - А потом повернуть направо. И все. Лес закончится.
- Спасибо тебе большое! Ой! Я даже не спросила, как тебя зовут?..
- Меня?.. Обижалка.
- Обижалка? Не может быть! Ты меня спас, ты мне так здорово помог. Для меня ты совсем не Обижалка, а самый настоящий Помогайка! Можно, я тебя так буду называть?
- Помогайка… Помогайка! - Обижалка попробовал на вкус новое имя. -Да, мне нравится, пусть так и будет.
- Вот спасибо тебе, замечательный Помогайка! -Девочка обняла его. -До свидания, Помогайка.
Девочка побежала по тропинке к высокой сосне.
Помогайка. Да, я теперь буду Помогайка, это так здорово - помогать. Широко улыбнувшись, он зашагал к своему домику.
Зверята, заметив его, хотели закричать свою дразнилку, но, увидев непривычную широкую улыбку на лице бывшего Обижалки, раздумали дразниться.
Иллюстрация: А.Столбова