Правильное питание для школьника в столовой. Режим питания в школе. Как правильно питаться школьнику? Составляем меню и режим дня. Минеральные вещества, мг

Со школьными столовыми у людей возникают разные ассоциации. Обычно школьную еду вспоминают с ностальгией, или же, наоборот, когда встречаются с невкусной едой. Но мы ведь хотим, чтобы наши дети были здоровыми и ели вкусную еду. Как это можно обеспечить? Но сперва нужно понять, как организовано питание в школе.

В данной статье вы узнаете:

1) Какой должна быть школьная столовая в идеале (по СанПин)?
2) Какова школьная столовая на самом деле?
3) Почему ребёнок отказывается есть в школе?

Стандарт СанПиН и как организовано питание в обычной школе?

Мы здесь не будем рассматривать какие продукты допускаются, как должен выглядеть работник кухни и т.д. Всё-таки это не компетенция школьного учителя. Все эти вещи, думаю, хорошо проверяются. Нам ведь важнее сама организация питания . Рассматривать будем на примере моей бывшей школы, которая по престижности себя представляла на первом месте после лицеев и гимназий. Что предусматривает САНПИН (САНитарные Правила И Нормы) :
Зелёным цветом выделим соблюдение правил СанПиНа, красным – несоблюдение, оранжевым — небольшие отклонения от правил. Оцените свою школу по этим параметрам.

1. При обеденном зале столовой устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Рядом с умывальниками следует предусмотреть установку электрополотенца (не менее 2) и (или) одноразовые полотенца.

Одноразовые полотенца в школе устанавливать нет смысла. Дети ведь растащат из шалости всё за 5 минут. А вот электрополотенца (в народе «сушилки») присутствуют.

2. Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник.

Двухразовое питание было обеспечено для учащихся 1-4 классов и бесплатное. Для остальных формально оставались и завтраки и обеды, но выбрать предлагалось что-то одно. Для продлёнки полдник обеспечивался.

3. Отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий.

Всё по СанПиНу. У нас были даже две таких перемены, но здесь есть и свои минусы, о которых я напишу ниже.

4. За каждым классом (группой) в столовой должны быть закреплены определенные обеденные столы.

Делается это для того, чтобы не было споров за столы. И этот пункт у нас учтен.

5. Организацию обслуживания обучающихся горячим питанием рекомендуется осуществлять путем предварительного накрытия столов и (или) с использованием линий раздачи.

Предварительное накрытие столов (сервировка) может осуществляться дежурными детьми старше 14 лет под руководством дежурного преподавателя.

Кто должен накрывать на стол?

В нашей школе накрывали столы сотрудники столовой . Если в вашей школе столы накрывают учителя — это неправильно. В должностной инструкции педагога указаны только обязанности, связанные с обучением, воспитанием, сохранением здоровья детей (сюда входит дежурство в столовой, но не накрывание и уборка столов!).

Плюсы данного способа раздачи : дети не отвлекаются от уроков, приходят и сразу можно поесть.
Минусы : так как никто не охраняет порции, то некоторые ученики прибегают к воровству.
Для меня всё же предпочтительнее второй способ накрывания столов, когда этим занимаются сами дети , а лучше, если ещё и с помощью работников столовой. Пусть дети немного раньше уйдут с урока, но зато будут сыты. Из-за проблемы воровства иногда мои дети уходили голодными, поэтому такая проблема требует решения. Возможно, с помощью родительских идей.

Ещё в нашей школе в столовой дежурили , но привлекали, в основном, молодых. Сами понимаете, такое дежурство не совсем эффективно. Особо наглые старшеклассники, порой будучи в два раза выше молоденькой учительницы, вряд ли трезво отреагируют на замечание взрослых.

6. Не разрешается привлекать обучающихся к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, мытью посуды, уборке помещений.

Нелюбимое дело почти всех учеников – вытирать столы. Тем более все хулиганы, как правило, первыми разбегаются, и приходится вытирать оставшимся, хоть они и в десятый раз дежурные. Я ничего не вижу плохого в том, что дети должны убирать за собой (ведь родители часто дома сами все делают за детей – ай-яй-яй), но здесь нужно делать мотивацию, а у нас всё время приходится принуждать. Ушла советская школа, а вместе с ней и дисциплина.
В нашей школе убирались дети, но они халтурили. Всё равно работали в большей степени работники столовой.

7. Должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении.

Тоже проблема многих школ. В начальной с этим проблем не бывает. Дети учатся в одном кабинете, никто посторонний не ходит. Поэтому заказывают бутилированною воду. Как только класс переходит в среднее звено – начинаются проблемы. За учебный день через прикрепленный кабинет проходит большое количество учеников. Естественно, родители не захотят платить за воду, выпитую не их детьми.
Школа пытается решить эту проблему, размещая в столовых бутыли с водой, но она быстро заканчивается. Где-то есть фонтанчики. На мой взгляд, это более рациональное решение.

Подведем промежуточный итог. Из семи пунктов три жёлтых, четыре зеленых. Школа старается соблюсти все правила так, чтобы и СанПиН был «доволен», и родители не имели претензий.

Ну, а теперь обратимся к главному объекту, пользователю школьной столовой – учащемуся .

Почему ребёнок отказывается есть в школьной столовой?

Ребенок хочет чипсы, сухарики, газировку, сладкое. В общем, всё то, что в школе давать нельзя. Почему он меняет на эти продукты горячее школьное питание ?

  • в школе невкусно кормят (к сожалению, проблема многих школ). Иногда дело в предпочтениях, но когда в классе, состоящем из 30 человек, организованно едят только человека 3-5, на мой взгляд, школе необходимо что-то предпринять. Я это констатирую не по своему опыту, многие мои ученики говорили, что не хотят есть в столовой, потому что им невкусно, или они находили даже подозрительные предметы в еде;
  • дорого . Младшие школьники на этот критерий вряд ли отреагируют, они пока не знают цену деньгам. А вот старшие могут так сказать и приносить еду с собой (оптимальное решение для ребенка, если он не хочет есть в столовой);
  • ребенок может жульничать , и, если ребенка не контролируют родители, не сдавать деньги на питание, а тратить их на вредную еду и всякие безделушки.

Если одна или несколько из этих проблем присутствует, и ваш ребенок отказывается питаться организованно в школе, то это следовало бы обсудить с родительским комитетом и классным руководителем. Возможно, вынести потом на уровень школы. Более подробно эта проблема освещена .
Для чего это нужно сделать? Чтобы уберечь желудки и здоровье наших детей, дабы они не заработали себе болезней еще в школе. Будьте внимательны к питанию вашего ребенка в школе, тогда и хорошие оценки не заставят себя ждать.

Ваши отклики и комментарии жду внизу.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был обеспечен качественным сбалансированным школьным питанием, которое учитывало бы потребности растущего организма, связанные с ростом, развитием, изменением условий внешней среды, повышенной физической и эмоциональной нагрузкой, которую испытывают дети в школе. В связи с этим главный вопрос, возникающий у родителей - это качество школьного питания и его стоимость. Чем обусловлены цены на платное питание в школьной столовой? Кто отвечает за качество свежей и готовой продукции? Можно ли отказаться от платного питания, если его качество не удовлетворительно? Правомерно ли со стороны администрации школы принуждать ребенка питаться в школьной столовой? На эти и другие вопросы отвечает "Летидору" юрист Ксения Печеник:

  • Вопросы качества и стоимости питания детей стояли остро всегда, поскольку от этого напрямую зависит жизнь, здоровье и эффективность умственной и физической деятельности растущего организма. Этим и объясняется многочисленный характер нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы питания как на федеральном, так и на региональном уровнях. В федеральном уровне указанные вопросы регулируются Законом «Об образовании», Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», ФЗ от 27.10.2008 № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», Указом Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

На региональном уровне применительно к Москве и Московской области, указанные вопросы регулируются Законом города Москвы «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 24.05.00 №13, Комплексной программой мер социальной защиты жителей Москвы, ежегодно утверждаемой Правительством Москвы, Законом города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» от 23 ноября 2005 года № 60, Программой производственного контроля, целью которой является создание в школе условий для организации и осуществления качественного и сбалансированного питания обучающихся и др.

Однако обилие нормативно-правовых актов слабо влияет на качество питания в большинстве российских школ. Дело в том, что цена школьного питания складывается из стоимости продуктов, аренды, коммунальных платежей, зарплаты персоналу и налогов, а также накладных расходов, ремонта оборудования, покупки инвентаря и т.д. В связи с этим, меню современного школьника в школьной столовой сегодня дошло до минимально допустимого порога санитарно-эпидемиологических норм. Организации, заключающие муниципальные контракты со школами об оказании услуг по организации питания вынуждены упрощать детский рацион, экономя на фруктах, молочных, мясных продуктах. Как следствие - рост недовольства со стороны родителей качеством детского питания и жалобы на высокие цены.

Что делать, если родителей не устраивает качество питания ребенка в школе? Можно ли отказаться питаться в платной школьной столовой?

  • Вопросы качества питания регулируются Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 23.07. 2008, Санитарными правилами «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» СП 1.1.1058-01, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Организация детского питания» СанПиН 2.3.2.1940–05, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 17.01.2005, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001, а также многочисленными ГОСТами, в числе которых: ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя», ГОСТ Р 51740-2001 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению», ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия», ГОСТ Р 53105-2008 «Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания».

Для целей контроля качествам сырой и готовой продукции в каждой школе должна быть создана бракеражная комиссия , куда входят медики и представители администрации школы и поставщика. Они несут ответственность за то, какой продукт получит ваш ребенок. Помимо этого, в школах нередко создаются комиссии по контролю за организацией питания, куда входят старшеклассники, учителя и родители.

Если вы столкнулись с явными нарушениями санитарных норм в школьной столовой, вы вправе обратиться с жалобой в орган Роспотребназдора вашего региона. В жалобе необходимо указать время, место, точный адрес школы, в которой был обнаружен факт нарушения санитарных норм, в чем они заключались, а также требование провести проверку и привлечь к предусмотренной законом ответственности виновных лиц. Основаниями для обращения могут служить зафиксированные факты наличия насекомых, грызунов, животных как в еде, так и в местах приготовления пищи, грязь в пищеблоке или зале обслуживания, пищевое отравление, полученное в результате питания в школьной столовой и прочие нарушения санитарных норм. За нарушение санитарно-противоэпидемических требований к организации питания населения администрация школы понесет административную ответственность, предусмотренную п. 6.6. КоАП.

Если действия не повлияют на качество питания, то помните, что вы всегда можете отказаться от платного школьного питания. Дело в том, что ни один нормативно-правовой акт, включая Закон РФ «Об образовании» не содержит норм, предусматривающих обязательность платного школьного питания для учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений. Ни учителя, ни администрация школы в лице ее директора, не могут принуждать вашего ребенка питаться в школьной столовой.

Нередко классные руководители или администрация школы запрашивают справку из медицинского учреждения о том, что ребенку не рекомендуется питаться в школьной столовой ввиду наличия заболевания желудочно-кишечного тракта и, как следствие, особого режима питания. Это неправомерно. Так как правильно написать заявление об отказе от питания в школе? Достаточно просто написать заявление в свободной форме на имя директора школы о том, что вы готовы обеспечивать ребенка питанием самостоятельно и просите не принуждать его питаться в школьной столовой.

И каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок-школьник имел достаточно энергии и желания осваивать новый материал и получать хорошие оценки, при этом посещая еще какие-нибудь секции и кружки, уделяя внимание чтению нужных книг, просмотру нужных передач и общению с друзьями и семьей.

Правильное питание в детстве формирует здоровые пищевые привычки и гарантирует отсутствие проблем с желудком во взрослом возрасте.

Откуда же школьнику взять на все это энергии и как сохранить крепкое здоровье в течение всего учебного года? Правильное питание при большой умственной и физической нагрузке – залог и отменного здоровья, и высокой успеваемости. Наши 10 советов помогут вам избежать ошибок в вопросе, как и чем питаться школьнику.

Как питаться школьнику?

  1. Школьник обязательно должен завтракать! Заряд организма с утра нужным количеством калорий благоприятно скажется на его состоянии в течение всего дня.
  2. Питание школьника лучше сделать 5-разовым: при обязательном завтраке, обеде и ужине должны быть перекусы между завтраком и обедом, обедом и ужином. Перекус может быть небольшим, но он должен быть.
  3. Следите за водным балансом организма школьника, потому что недостаток жидкости приводит к головным болям и преждевременной усталости. Ребенок должен привыкнуть выпивать в сутки не менее 1 л чистой негазированной воды.
  4. В рацион школьника должно входить достаточное количество белка, потому что его недостаток приводит к отставанию в росте, снижению сопротивляемости к болезням, неуспеваемости и потере трудоспособности. Поэтому, если вы воспитываете вегетарианца, то вводите в его рацион побольше белковых растительных продуктов.
  5. Школьники, особенно младших классов, должны съедать ежедневно не менее 3 порций молочных продуктов: молоко, натуральные йогурты без сахара, твердый сыр.
  6. Постарайтесь полностью исключить из рациона школьника все жареное, жирное и копченое, а также колбасу, сосиски и другие фабрично переработанные мясные продукты. Натуральное мясо, рыбу и птицу готовьте на пару, варите или тушите.
  7. Калорийность питания школьника с 7 до 10 лет должна составлять не менее 2400 ккал, с 10 до 14 лет – 2400-2600 ккал, а с 14 до 17 лет – 2600-3000 ккал в сутки. Если ваш ребенок занимается спортом, то калорийность его меню должна повыситься на 300-500 ккал.
  8. Сладости дают значительное количество калорий, но совершено не имеют витаминов и портят зубы. Поэтому никогда не заменяйте сладким полноценное питание. Давайте сладкое в ограниченных количествах и только в качестве десерта.
  9. Постарайтесь найти время зайти в школьную столовую и попробовать, чем там кормят детей. Возможно, вам повезет, и школьный обед заменит ваш домашний. Или наоборот – ребенку придется давать больше бутербродов и запретить есть школьную еду.
  10. Здоровый полноценный сон не менее важен, чем питание. Не давайте детям во второй половине дня кофеиносодержащих напитков (кофе, какао, крепкий чай, шоколад), старайтесь, чтобы ребенок ложился не позже 22.00 и спал не менее 8-9 часов в сутки.

А теперь поговорим о самом меню для школьника, которое будет наполнять его энергией и необходимыми витаминами, не перегружая желудок.

Завтрак

Завтрак всегда считался самым главным приемом пищи. Чтобы ребенок с утра поел нормально, нужно разбудить его за час выхода из дома. Хорошо было бы научить его не только умываться и чистить зубы, но и делать небольшую зарядку, и обливаться холодной водой. Утренняя активность сразу прогонит сон и разбудит аппетит. Завтракать нужно калорийно, чтобы энергии хватило на 3-4 часа.

Это могут быть разнообразные каши на молоке или на воде, с маслом или с фруктами, картофельное пюре или макароны, большая яичница или паровой омлет. Пить утром можно все – кофе, какао, сок, чай, молоко.

Второй завтрак («большая перемена»)

Если в школьной столовой хорошо кормят, то вопрос второго завтрака отпадает сам собой. Но если там готовят отвратительно, то следует подумать о дополнительном пакете с бутербродами.

Во-первых, замените белый пшеничных хлеб на любой цельнозерновой или из темной муки. Мучные изделия из белой муки крайне неполезны для молодого растущего организма.

Во-вторых, колбасу замените на куриное или индюшачье мясо. А вместо масла, которым привыкли мазать бутерброд, положите лист салата, свежий огурец или помидор.

Пить можно также все, на выбор. Не будет ошибкой остановиться на простой чистой воде.

Обед

В обед ребенок обязательно должен съесть что-то жидкое и горячее (суп или борщ) и углеводно-белковое (мясо или рыба с овощами). Десертом может быть сладкое.

Первые блюда для школьника лучше готовить не на бульонах, а на воде. Готовьте небольшие кастрюльки супа или борща, чтобы хватило на 2-3 дня. У ребенка должна быть свежая пища. Мясо, рыбу или птицу для вторых блюд лучше тушить, отваривать или запекать в духовке, а не жарить. Полностью исключите из рациона школьника растворимые супы, каши, картофельные пюре и прочие «заменители» еды, содержащие кучу консервантов, красителей, эмульгаторов и прочих несъедобных «Е-шек».

Сладкий десерт должен быть в умеренных количествах и не сразу после еды, а спустя хотя бы полчаса.

Полдник

Легкий перекус поможет школьнику не проголодавшись дождаться ужина, а во время ужина не переедать. Поэтому через 2 часа после обеда можно выпить некрепкий чай, молоко, компот или сок с печеньем. Или натуральный йогурт с фруктами. Или просто поесть свежих фруктов.

Ужин

Ужин должен быть легким и не позднее, чем за 2 часа до сна. На ужин школьнику можно предложить омлет, творог, тушеную или запеченную рыбу, тушеные овощи или кашу (гречневую, рисовую, овсяную). Пить лучше всего травяной чай, молоко или компот.

Запрещенные продукты

Существуют продукты, которые настолько вредны для растущего организма, что их лучше полностью исключить из рациона школьника. Кроме вреда они ничего не приносят, тем более что все они производятся фабричным способом, а, как мы говорили выше, фабричная обработка продуктов для детского организма вредна.
Это:

И последнее – хочется обратиться к родителям школьников: вы же не желаете своему ребенку быть больным, неуспевающим и отсталым? Тогда не покупайте ему все перечисленные «вкусности». Ведь от здоровья вашего ребенка зависит его будущее, его карьера, его личная жизнь, основу которой закладываете именно вы, именно сегодня!

Когда ребенок начинает ходить в школу, требования к его питанию меняются, ведь у школьников довольно большие психологические и умственные нагрузки. К тому же, многие дети посещают спортивные секции. При этом организм продолжает активно расти, поэтому вопросам питания ребенка школьного возраста всегда следует уделять достаточно внимания. Давайте узнаем, какие продукты нужны детям старше 7 лет, в каком объеме их должен употреблять школьник ежедневно и как лучше всего строить меню для ребенка этого возраста.

Также вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы роста и веса специально для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Калькулятор роста и веса

Принципы здорового питания

Ребенок старше 7 лет нуждается в сбалансированном здоровом рационе не меньше детей младшего возраста.

Основными нюансами питания детей этого возраста являются такие:

  • В течение дня с пищей должно поступать столько калорий, чтобы покрыть энергозатраты ребенка.
  • Рацион школьника должен быть сбалансирован по незаменимым и заменимым нутриентам. Для этого рекомендуется его максимально разнообразить.
  • Важно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.
  • Минимум 60% белков в рационе ребенка-школьника должно поступать из продуктов животного происхождения.
  • Количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в 4 раза больше, чем количество белка или количество жира.
  • Быстрые углеводы, представленные в меню ребенка сладостями, должны составлять до 10-20% всех углеводов.
  • Важно наличие режима приемов пищи, чтобы ребенок питался регулярно.
  • Рацион школьника должен включать хлеб, картофель, злаки. Мучные изделия для ребенка стоит готовить на муке грубого помола.
  • Один-два раза в неделю ребенок должен есть рыбу. Также минимум один раз в недельном меню школьника должно быть красное мясо.
  • Бобовые ребенку этого возраста рекомендуют есть 1-2 раза в неделю.
  • Ежедневно в рационе ребенка должно присутствовать пять порций овощей и фруктов. Одной порцией считают апельсин, яблоко, банан или другой средний фрукт, 10-15 ягод или виноградин, два небольших фрукта (абрикос, слив), 50 г овощного салата, стакан сока (учитывается лишь натуральный сок), столовая ложка сухофруктов, 3 ст. л. отварных овощей.
  • Ежедневно ребенку следует употреблять молочные продукты. Рекомендуется три порции, одной из которых может быть 30 г сыра, стакан молока, один йогурт.
  • Сладости и жирные продукты допустимы в рационе школьника, если они не заменяют собой полезную и здоровую пищу, поскольку в печенье, тортах, вафлях, картофеле фри и других подобных продуктах очень мало витаминов и минеральных компонентов.
  • Стоит минимизировать поступление с пищей синтетических пищевых добавок, а также специй.

Потребности ребенка-школьника

6-9 лет

10-13 лет

14-17 лет

Потребность в энергии (в ккал на 1 кг веса)

80 (в среднем 2300 ккал в сутки)

75 (в среднем 2500-2700 ккал в сутки)

65 (в среднем 2600-3000 ккал в сутки)

Потребность в белках (г в день)

Потребность в жирах (г в день)

Потребность в углеводах (г в день)

Молоко и молочные продукты

Сахар и сладости

Хлебобулочные изделия

Из них ржаной хлеб

Крупы, макароны и бобовые

Картофель

Фрукты сырые

Фрукты сушеные

Сливочное масло

Растительное масло

Режим питания

На режим приема пищи ребенка, посещающего школу, влияет смена обучения. Если ребенок учится в первую смену, то он:

  • Завтракает дома примерно в 7-8 часов.
  • Перекусывает в школе в 10-11 часов.
  • Обедает дома либо в школе в 13-14 часов.
  • Ужинает дома примерно в 19 часов.

Ребенок, обучение которого происходит во вторую смену:

  • Завтракает дома в 8-9 часов.
  • Обедает дома перед тем, как отправиться в школу, в 12-13 часов.
  • Перекусывает в школе в 16-17 часов.
  • Ужинает дома примерно в 20 часов.

Завтрак и обед должны быть наиболее энергетически ценными и обеспечивать в сумме около 60% от дневной калорийности. Ужинать ребенок должен максимум за два часа до того, как он отправится спать.

Какими способами лучше готовить пищу?

Школьникам готовить пищу можно любым способом, но все же увлекаться жаркой не рекомендуют, особенно, если у ребенка низкая активность или есть склонность к набору подкожного жира. Наиболее оптимальными видами приготовления пищи для детей считают тушение, запекание и отваривание.

Какие продукты нужно ограничить в рационе?

Старайтесь ограничивать в меню ребенка такие продукты:

  • Сахар и белый хлеб – при избыточном потреблении они вызывают набор веса.
  • Продукты, в которых есть пищевые добавки (красители, консерванты и другие).
  • Маргарин.
  • Не сезонные фрукты и овощи.
  • Сладкую газировку.
  • Продукты с кофеином.
  • Майонез, кетчупы и другие соусы промышленного производства.
  • Острые блюда.
  • Фастфуд.
  • Сырокопченые колбасы.
  • Грибы.
  • Блюда, которые готовятся во фритюре.
  • Соки в пакетах.
  • Жвачки и леденцы.

Какие давать жидкости?

Самые оптимальные напитки для ребенка школьного возраста – вода и молоко. Недостатками соков являются большое содержание сахара и повышенная кислотность, поэтому их следует либо давать во время приемов пищи, либо разбавлять водой.

На общее количество жидкости, которую должен употреблять школьник в день, влияет его активность, питание и погода. Если погода жаркая, а активность ребенка повышена, давайте ребенку больше воды или молока.

Газированные напитки и продукты с кофеином в младшем школьном возрасте не рекомендованы. Старшим школьникам давать такие напитки допустимо, но не во время приемов пищи, так как из-за кофеина ухудшается всасывание железа.

Как составлять меню?

  • На завтрак советуют дать 300 г основного блюда, например, каши, запеканки, сырников, макарон, мюсли. К нему предложите 200 мл напитка – чая, какао, цикория.
  • В обед советуют есть овощной салат или другую закуску в количестве до 100 г, первое блюдо в объеме до 300 мл, второе блюдо в количестве до 300 г (оно включает мясо или рыбу, а также гарнир) и напиток объемом до 200 мл.
  • Полдник может включать запеченные либо свежие фрукты, чай, кефир, молоко или другой напиток с печеньем или домашней выпечкой. Рекомендуемый объем напитка для полдника – 200 мл, количество фруктов – 100 г, выпечки – до 100 г.
  • Последний прием пищи включает 300 г основного блюда и 200 мл напитка. На ужин стоит приготовить ребенку легкое белковое блюдо, например, из творога. Также для ужина хорошо подходят блюда из картофеля и других овощей, каши, блюда из яиц или рыбы.
  • К каждому приему пищи можно добавлять хлеб в дневном количестве до 150 г пшеничного хлеба и до 75 г ржаного.

В первую очередь нужно учесть, в какую смену учится ребенок, поскольку это влияет на его приемы пищи. Кроме того, рекомендуется составление рациона не на один день, а на всю неделю, чтобы блюда не повторялись и все нужные продукты присутствовали в недельном меню.

Пример правильного меню на неделю

День недели

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

Понедельник

Сырники с яблоками и сметаной (300 г)

Чай (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из капусты и моркови (100 г)

Борщ (300 мл)

Котлета из кролика (100 г)

Картофельное пюре (200 г)

Компот из сушеных груш и чернослива (200 мл)

Хлеб (75 г)

Кефир (200 мл)

Апельсин (100 г)

Печенье (50 г)

Омлет с зеленым горошком (200 г)

Настой шиповника (200 мл)

Хлеб (75 г)

Рисовая молочная каша с изюмом (300 г)

Какао (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из свеклы (100 г)

Бульон с яйцом (300 мл)

Биточки из говядины (100 г)

Тушеная капуста с кабачками (200 г)

Яблочный сок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Молоко (200 мл)

Булочка с творогом (100 г)

Яблоко свежее (100 г)

Картофельные зразы с мясом (300 г)

Чай с медом (200 мл)

Хлеб (75 г)

Омлет с сыром (200 г)

Рыбная котлета (100 г)

Чай (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Баклажанная икра (100 г)

Картофельный суп с клецками (300 мл)

Тушеная печень (100 г)

Кукурузная каша (200 г)

Фруктовый кисель (200 мл)

Хлеб (75 г)

Кефир (200 мл)

Блины с творогом и изюмом (300 г)

Молоко (200 мл)

Хлеб (75 г)

Гречневая молочная каша (300 г)

Цикорий (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из редиса и яйца (100 г)

Рассольник домашний (300 мл)

Куриная котлета (100 г)

Цветная капуста отварная (200 г)

Гранатовый сок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Молоко (200 мл)

Пирожок с яблоками (100 г)

Запеканка из вермишели и творога (300 г)

Чай с вареньем (200 мл)

Хлеб (75 г)

Творожные оладьи с медом (300 г)

Чай с молоком (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из яблока и моркови со сметаной (100 г)

Бульон с лапшой (300 мл)

Бефстроганов с тушеными овощами (300 г)

Компот из винограда и яблок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Фруктовое желе (100 г)

Простокваша (200 мл)

Бисквит (100 г)

Рисовый пудинг с изюмом и курагой (300 г)

Кефир (200 мл)

Хлеб (75 г)

Омлет с помидорами (200 г)

Цикорий с молоком (200 мл)

Хлеб (75 г)

Воскресенье

Пшенная каша с тыквой и морковью (300 г)

Чай с медом (200 мл)

Бутерброд (100 г)

Салат из огурцов и помидор (100 г)

Суп-пюре из овощей (300 мл)

Биточки из кальмара (100 г)

Отварные макароны (200 г)

Томатный сок (200 мл)

Хлеб (75 г)

Кефир (200 мл)

Груша (100 г)

Творожное печенье (50 г)

Картофельные котлеты со сметаной (300 г)

Молоко (200 мл)

Хлеб (75 г)

Несколько полезных рецептов

Рыбные зразы с творогом

Кусочки рыбного филе (250 г) немного отбейте и посолите. Творог (25 г) смешайте с зеленью и солью. Положите немного творога на каждый кусок рыбного филе, сверните рулетиком и обваляйте в муке, а потом во взбитом яйце. Немного обжарьте на сковороде, а потом поставьте зразы в духовку, чтобы довести их до готовности.

Рассольник

Почистите, нашинкуйте, а затем пассеруйте одну морковь и одну луковицу, пока они не приобретут желтый цвет. Добавьте томатную пасту (2 ч. л.), готовьте еще 2-3 минуты, затем снимите с огня. Почистите три картофелины, нарежьте на дольки и отварите до полуготовности. Добавьте к картофелю пассерованные овощи, нарезанный маленькими кубиками один соленый огурец и щепотку соли. Варите суп до готовности на маленьком огне, а перед подачей в каждую тарелку положите чайную ложку сметаны, которую посыпьте нарезанной зеленью.

Заливные шарики из мяса

Возьмите полкило мяса с костями и сварите, добавив в воду четверть корня сельдерея и четверть корня петрушки. Бульон слейте в отдельную емкость, а мясо измельчите на мясорубке вместе с поджаренной на масле луковицей. Добавьте к получившемуся фаршу сметану (2 ст. л.), растертое сливочное масло (3 ст. л.), перец и соль. Сделайте небольшие шарики. К бульону добавьте предварительно подготовленный желатин (10 г). Залейте шарики бульоном и оставьте застывать. Можно добавить к шарикам нарезанную отварную морковь и сваренные куриные яйца.

Возможные проблемы

В питании ребенка школьного возраста возможны разные проблемы, с которыми родители должны уметь вовремя справляться.

Что делать, если ребенок не кушает продукты, которые ему нужны?

У ребенка старше семи лет уже сформировались вкусы, поэтому он может отказываться от определенных продуктов, и настаивать, чтобы он их ел, несмотря на отвращение и неприятие, не стоит. Так пищевое поведение может еще больше усугубиться. Родителям стоит попробовать готовить нелюбимые продукты разными способами, возможно, один из них понравится ребенку.

В остальном же настаивать на употреблении какой-либо пищи не нужно, если питание ребенка можно назвать разнообразным – если в его рационе есть хотя бы 1 вид молочных продуктов, 1 вид овощей, 1 вариант мяса или рыбы, 1 вид фруктов и какое-либо блюдо из злаков. Эти группы продуктов обязательно должны быть в детском меню.

Быстрые перекусы в школьной столовой

Для младших школьников в учебных заведениях обычно предусмотрен завтрак, а иногда и горячий обед. Если же ученик покупает в столовой выпечку, родителям стоит позаботиться о том, чтобы завтрак перед учебой и обед сразу после возвращения домой были питательными и сделанными из полезных продуктов. Также давайте ребенку с собой полезную альтернативу школьным булочкам, например, фрукты, йогурты или домашнюю выпечку.

Отсутствие аппетита из-за стресса

Многие школьники испытывают серьезные психологические нагрузки во время обучения, что сказывается на аппетите. Родителям следует внимательно наблюдать за ребенком и вовремя отреагировать на ситуацию, когда стресс стал причиной снижения аппетита.

Важно продумать отдых ребенка после возвращения домой и в выходные, предоставив ему возможность переключить внимание и заняться любимым делом. Снять стресс помогают увлечения, особенно, связанные с физической активностью, например, походы в горы, ролики, велосипед, разные спортивные секции.

Как понять, что отсутствие аппетита является симптомом болезни?

На то, что сниженный аппетит может быть признаком заболевания, будут указывать такие факторы:

  • Ребенок худеет, он малоактивный и вялый.
  • У него появились проблемы со стулом.
  • Ребенок бледный, его кожа очень сухая, состояние волос и ногтей ухудшилось.
  • Ребенок жалуется на периодическое появление болей в животе.
  • На коже появились высыпания.

Переедание

Избыточное употребление пищи приводит к полноте у детей, причиной которой чаще всего выступает наследственность и образ жизни. Полному ребенку врач порекомендует изменить питание, однако родители могут столкнуться с трудностями. К примеру, чтобы не соблазнять ребенка сладостями, от них придется отказаться всей семье. К тому же, ребенок будет считать, что запреты несправедливы, и может лакомиться запрещенными блюдами тайком.

Лучше всего, если полный ребенок пообщается с диетологом один, тогда он легче воспримет советы врача и почувствует себя более ответственным. По словам специалистов, переедание нередко является признаком психологического неблагополучия, например, одиночества. Поэтому есть смысл сходить с ребенком и к психологу.

  • Приобщить школьника к принципам здорового питания помогут совместные с родителями приемы пищи, при условии, что вся семья питается правильно. Рассказывайте ребенку больше о полезности продуктов и важности питания для поддержания здоровья.
  • Если ребенок берет с собой еду в школу, предложите бутерброды с сыром, запеченным мясом, пирожок, булочку с творогом, рогалик, запеканку, фрукты, сырники, йогурты. Продумайте, как упаковать пищу и как ребенок сможет ее съесть. Для этого следует купить специальные контейнеры, а также заворачивать бутерброды в пленку.
  • Не давайте детям полностью обезжиренные продукты, но отдавайте предпочтение маложирным видам молочной продукции.
  • Подготовка к школе
  • Питание
  • Витамины
  • Гиперактивность

Своего ребенка. Ведь не секрет, что от этого зависит здоровье, физическое развитие, успеваемость, хорошее настроение наконец! Вот и наступивший учебный год не стал исключением. Особенно остро этот вопрос встал для тех родителей, чей ребенок идет в первый класс. Мало того, что новый статус может стать стрессом для малыша. Теперь еще ребенок будет питаться не только дома проверенной пищей, но и в школе. И вы должны быть уверены, что ребенок получает все необходимые витамины и микроэлементы.

Ученые выяснили, основное нарушение в питании — большое количество углеводов и жиров животного происхождения и дефицит ягод, овощей и фруктов. По данным исследований эндоэкологического центра, содержание витаминов в организме нормальное только у 10-12% детей, дефицит одного витамина можно найти у каждого третьего ребенка, двух витаминов — у каждого второго, а дефицит трех и более витаминов — у каждого десятого ребенка.

Чтобы устранить нарушение режима питания , дети школьного возраста должны есть 4-5 раз в день. Цель горячего питания в школе — решение задачи соблюдения режима. Перерывы между приемами пищи должно быть не более четырех часов, т. к. это очень вредно для пищеварительной системы ребенка. А в начальной школе особенно важно правильное питание, т. к.именно в этом возрасте происходит наиболее быстрое развитие ребенка и рост. Переход в школу из детского сада является эмоциональным стрессом, т. к. теряется дневной сон, а регулярное питание, которое ребенок получал в детском саду, может измениться, что сказывается на здоровье. Именно поэтому нужно перейти на двухразовое горячее, сбалансированное питание (завтрак и обед).

Но при решении данной задачи выяснилось, что материально-техническое оснащение многих образовательных учреждений хромает. Оказалось, что во многих школах используется старое (10-15-летней давности) оборудование, которое не позволяет обеспечить детей двухразовым горячим питанием. Поэтому сейчас выделяются федеральные деньги на переоснащение детских столовых. Например, очень удобно поварам стало использовать в приготовлении пищи параконвектоматы, или гигантские мультиварки, как их называют в школах. Эти устройства удобны тем, что в них одновременно можно готовить совершенно разные блюда, например из риса, мяса и рыбы, не смешивая запахи. А тем, кому рекомендовано диетическое питание, предлагаются блюда, приготовленные на пару.

К сожалению, это очень емкий финансовый процесс, который завершить за год не удастся. Поэтому на период полной оснастки школ будут действовать две различные системы питания. В школах, готовых перейти на горячее питание, переход будет осуществлен, и для них будет утверждено отдельное меню. А тех школах, где нет возможности перейти на горячее питание из-за отсутствия техники, пока будут подавать сухие завтраки.

Вам, родителям, нужно обязательно обладать полной информацией о том, какое питание готова предоставить школа их детям, каким обладает оборудованием и внимательно изучать меню. Тем более сейчас это очень удобно сделать, ознакомившись с новым документом Роспотребнадзора.

Нормы СанПина

Вообще, и раньше Роспотребнадзор пытался урегулировать питание в школах , составляя перечни разрешенных и неразрешенных продуктов. Но так как все эти постановления носили, скорее, рекомендательный характер, ответственность за их соблюдение ложилось целиком на руководство образовательного учреждения. Но с 01 октября 2013 года в российских школах запретят реализовывать продукты, которые расценены как нездоровые. Причем документ примечателен тем, что в этот список попали не только чипсы, газировка и т. д., но и яичница-глазунья, блюда из грибов, различные соусы, в том числе и майонез, выпечка с кремом и даже макароны по-флотски. Хотя, если подумать, это логично и объяснимо, особенно для тех, кто мало-мальски знаком с технологией приготовления данных блюд.

Кроме того, в этот список вошли: заливные блюда, колбасы, молочные продукты, в которых используются растительные жиры, замаринованные фрукты и овощи, консервы, окрошка и другие холодные супы. Что касается напитков, то это энергетические и алкогольные напитки, квас и молоко «из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию». Впрочем, в документе представлен альтернативный список того, что можно употреблять в пищу.

Пример разрешенной нормы для ребенка 11-18 лет: творог — 60, крупы — 50 г, макароны — 20 г, свежие овощи и фрукты — 400 и 200 г соответственно, мясо — 86 г, рыба — 80 г., птица — 60 г, молоко — 300 г.

Кроме того, в документе описаны питательные вещества и их количество для ежедневного употребления и рекомендации для комбинирования продуктов с учетом их пользы для ребенка. Таким образом в рационе ребенка должны входить 90 грамм белков, 380 грамм углеводов и 92 грамм жиров, а всего должно быть съедено 2713 килокалорий.

Кстати, в списке рекомендованных продуктов присутствуют и специально витаминизированные — напитки, выпечка, крупы и так далее. Согласно СанПину, все школы должны проводить обязательную витаминизацию детского питания, для чего документом предусмотрена особая форма отчетности в виде «Журнала проведения витаминизации третьих и сладких блюд ».

В общем, если вы неравнодушный родитель, пора обратить внимание на вопросы питания своего ребенка и отслеживать выполнения данного предписания.

Скандалы, связанные с организацией детского питания

Но что же повлияло на ужесточение предписаний? Да как обычно, скандалы, связанные с организацией школьного питания. Например, громкий скандал, который разгорелся в прошлом году в Смоленске. Жалобы в Роспотребнадзор и от городских предприятий общественного питания в управления антимонопольной службы поступили от родителей, которые узнали некоторые подробности о том, чем собираются кормить их детей.

Выяснилось, что школьников действительно собирались кормить запрещенными продуктами. Кроме того, предполагалось, что замороженную готовую продукцию будут помещать в холодильники, а разогревать уже непосредственно в школе. Таким образом, у поставщика должны были быть транспорт для доставки полуфабрикатов и оборудование для разогрева готовых завтраков и обедов в школьных столовых. А так как победителем тендера стала некая московская компания, то стало понятно, что еду станут привозить из столицы.

Антимонопольная служба тщательно проверила жалобы тех фирм, которые были отстранены от участие в тендере, и результаты аукциона были отменены. А директорам некоторых школ пришлось заплатить штраф за неправомерно оформленные документы. Глава отдела муниципального заказа администрации Смоленска также был привлечен к административной ответственности.

А вот еще один пример, на этот раз в Воронеже. Сразу два уголовных дела было возбуждено при организации школьного питания в Воронеже по факту растраты бюджетных средств в крупном размере. Проверки выявили, что рацион не всегда соответствовал утвержденному меню, что в обедах использовались продукты, запрещенные санитарными нормами и т. д. Кроме того, были выявлены «факты, свидетельствующие о возможном присвоении бюджетных средств должностными лицами». Прокуратура не объясняет о каких суммах и о каких средствах идет речь, известно только то, что дела переданы в следственную часть, и возбуждены два уголовных дела по ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата в крупном размере, совершенные с использованием служебного положения). И уже двенадцать должностных лиц привлечены к ответственности, а мэру Воронежа внесено предписание.

А в Казахстане была проведена специальная пресс-конференция, на которой были озвучены проблемы обеспечения школьников питанием за государственный счет. В школу Алма — Аты были введены "комбинаты питания«(7 комбинатов почти на двести школ), проводились непрозрачные тендеры, демпинговались цены на питание одного ребенка. Школьное питание стало сферой бизнеса. Выяснилось, что закупки проводились с коррупционной составляющей, а организация, выигравшая тендер вообще имеет лицензию на сантехническую деятельность! На этой же конференции были обнародованы результаты проверки столовой одной из школ г. Алма-Аты. Большая часть горячего питания обеспечивалось не сырьем, а полуфабрикатами, и неизвестно, можно ли их было употреблять в пищу.

В общем, остается только надеяться, что нововведения, которые вступят в силу с 01 октября помогут вам быть уверенными в том, что их дети будут получать необходимые элементы с пищей, без риска получить отравление. По крайней мере, сейчас можно будет все это отслеживать.

А как организуется питание школьников у «них»?

Единых стандартов организации питания школьников в мире нет, где-то тратятся федеральные деньги на программу здорового питания, а где-то закупается фаст-фуд.

Бразилия

Меню в бразильских школах очень разнообразно, оно может заметно отличаться даже в соседних городах. В среднем государство ежедневно выделяет на питание детей по всей стране примерно одну и ту же сумму — около 50 русских рублей на каждого ребенка. Федеральное правительство проверяет основные питательные показатели, все остальное ложится на плечи местных властей. Треть продуктов питания закупается у местных фермеров. При этом преследуется цель не только поддержать малый бизнес, но и другое.

В Бразилии очень высок процент неграмотных людей, и фермеры, которые таким образом принимают участие в жизни школ, также проявляют интерес к учебе и начинают учиться. А это влияет и на качество, не станешь же вы поставлять некачественные продукты туда, где учитесь вы сами или ваши дети.

Контролирует качество школьного питания в каждом учебном заведении специальная группа из семи человек. Туда могут входить и учителя, и родители, и ученики. Отравления в Бразилии встречаются очень редко, но если они и происходят, то тщательной проверки не избежать.

Германия

В прошлом году в Берлине отравились более четырех тысяч детей дошкольного и младшего школьного возраста. Причина выяснилась после расследования — это клубника, в десертах, поставляемых в школы и детсады обнаружились ягоды с кишечной палочкой. Десерт поставляла крупная компания, которая уверяла всех в своей невиновности, а родители запаниковали, отказались от обедов и даже меняли школы. Фирма заявила о том, что ягоды для десерта закупались у проверенного оптовика, который в свою очередь закупал ягоды в теплых странах. В общем, виноватых не оказалось.

Данное происшествие заставило задуматься, а может ли обед за два с половиной евро быть полноценным и качественным. А станут ли родители платить за еду, если стоимость увеличится в двое, а то и втрое? Ведь государство не обеспечивает школы и детские сады едой, как таковых столовых в школах Западной Германии нет и никогда не было. Поэтому родители сами предпринимают попытки обеспечить совей детей полноценным питанием.

А в Восточной Германии традиционно стараются обеспечить детей едой, это у них еще со времен ГДР, когда школьное питание функционировало бесперебойно. С тех времен остались помещения для школьных столовых, но сейчас обеспечение едой делается на коммерческой основе.

Еду на востоке и западе поставляют фирмы, которые специализируются на готовом горячем питании. А так как их много по стране, они стараются привлечь клиентов, например, предлагают различные скидки. В такие моменты школы забывают иногда о качестве питания, вот тогда и появляются скандалы с отравлением. Но, тем не менее, контроль государственными органами за предприятиями приготовления питания очень строгий, только после очень тщательной проверки им выдается сертификат качества. Но, за всем этим, ведь, не возможно уследить, поэтому родители просто сменили поставщика, успокоились и забыли про скандал.

США

В Америке питание может предоставляться бесплатно, по льготной цене или по полной стоимости. Это зависит от годового дохода семьи. Статистика показывает, что на сегодняшний момент около 30 миллионов учащихся питаются бесплатно или имеют льготы. А бесплатно завтракает каждый десятый школьник.

Рацион строго регламентирован законодательством: любой школьный обед готовится в соответствии с утвержденными документом, в котором описано, чем должна обеспечивать обеденная порция потребности учащихся. За качество питания отвечают несколько государственных агентств, которые находятся в ведомстве Министерства Сельского Хозяйства.

Риск отравления школьников минимален благодаря многоуровневому контролю и строгой сертификации. Все продукты должны соответствовать стандартам, которые были специально разработаны: материал и размер упаковки, ингредиенты, уровень жирности и т. д. А претензии, если у предъявляются, то только к качеству обедов с точки зрения правильности питания.

Франция

Во Франции цена обеда находится в прямой зависимости от семейного бюджета. Перед началом каждого учебного года родители предоставляют всю информацию о доходах. Учитываются эти данные а также учитывается количеств членов семьи и вычисляется специальный «семейный коэффициент». Чем он выше, тем меньше платить родителям за школьные обеды.

Также во Франции существуют четкие границы: питание учеников средних и старших классов организует и частично оплачивает министерство образования. А питание дошколят и учеников младшего школьного возраста целиком лежит на местных властях. Работники муниципалитета вместе с директорами школ также несут ответственность за качество питания.

Контроль осуществляется двумя ведомствами: ветеринарной службой, которая отвечает за качество продуктов и санитарные условия в помещениях для приготовления и приема пищи, и Генеральной дирекцией по вопросам потребления, конкуренции и борьбы с мошенничеством. Проверки проходят постоянно, без предварительного предупреждения. Готовит и поставляет пищу специально созданная муниципалитетом структура, частые же компании по поставке питания для детей, занимают очень мало места на рынке.

Подведя итог, можно сказать, что хорошо там, где нас нет. Везде есть свои плюсы и минусы, поэтому давайте останемся в России и попробуем изменить ситуацию в сфере детского питания в лучшую сторону. Начнем с себя и своих детей, будем показывать пример правильного питания дома и отслеживать то, чем питается ребенок в образовательном учреждении, тем более, что есть на что ориентироваться. Я так и планирую поступать, когда мои дети пойдут в школу, а пока пойду учить их правильно питаться.