Что такое талант и гениальность в психологии? Что такое талант и какие его разновидности бывают? Общество что значит слово талант

Когда врачи объясняют причины возникновения заболеваний, они нередко называют следующий фактор – генетическая предрасположенность. Физиологически человеку передается от родителей предрасположенность к появлению определенных болезней. Они могут развиться, а могут и не проявиться, что во многом зависит от побуждающих факторов. А может ли человеку передавать таланты, способности, психические свойства?.

От родителей детям передаются не только патологии физиологического уровня, но и способности. Конечно, психологи утверждают, что у гениального человека не всегда рождается гениальный малыш, как и у обычных людей периодически появляются талантливые дети. Можно говорить не о передаче таланта, а о предрасположенности ребенка к тому, чтобы быть талантливым. Лишь его воспитание и условия проживания будут способствовать или не способствовать возникновению таланта.

У родителей может появиться малыш, который талантлив в чем-то другом, нежели его мама и папа. Речь следует вести о том, что человек может быть талантлив, если этому будут способствовать правильные факторы.

Что такое талант?

Что же такое талант, о котором многие говорят и некоторые мечтают? Талант – это предрасположенность, потенциал, изначально заложенная способность. В чем будет талантлив человек, заложено в него изначально, с рождения. Обычно талант проявляется в отношении одной сферы жизни. Это отличает , когда человек проявляет одаренные способности ко всему.

Талант является врожденной предрасположенностью. Это не говорит о том, что человек обязательно будет талантливым. Многие люди, скорее всего, являются талантливыми, однако они не нашли, в чем одарены, поэтому являются обычными. Соответственно, свой талант следует найти, развить, приумножить. Человек имеет предрасположенность быть талантливым. Однако станет он талантливым или нет, зависит от того, будет ли он развивать свои навыки и приобретать опыт.

Талант выявляется тогда, когда человек сталкивается с предметом, в процессе взаимодействия с которым он будет проявлять свою одаренность. Если человек никогда не столкнется с этим предметом, значит, он не узнает о том, что является талантливым.

Другими признаками выявления таланта является:

  1. Внутренний трепет и подъем настроения, когда человек занимается деятельностью, в которой имеет талант.
  2. Человек проявляет способности, быструю обучаемость, хорошее приспособление к деятельности.
  3. Человек демонстрирует практически сразу хорошие результаты, несмотря на свою неопытность.
  4. Присутствует внутреннее влечение к предмету деятельности.

Талантливый человек выделяется на фоне остальных, кто также начинал взаимодействовать с тем или иным предметом.

Талант можно выявить, если только начать заниматься тем делом, к которому человек предрасположен. Этому способствуют или не способствуют некоторые факторы:

  • Экономические. Чем больше у человека денег, тем больше у него возможностей попробовать себя в различных делах, местах и при любых условиях.
  • Свежесть взгляда. Необходимо увидеть за собой талант, который проявляется в том, что вы видите больше, чем другие люди.
  • Обучение. В процессе обучения тоже можно отметить за собой определенные наклонности.

У талантливого человека есть особый почерк в том деле, которым он занимается. Он всегда достигает наилучших результатов, по сравнению с другими людьми, как пользуясь обычными методиками, так и отступая от них и даже создавая свои подходы в деле.

Талант следует развивать, иначе он останется просто увлечением. Многие люди чем-то увлекаются – это та сфера, где они могли бы быть талантливыми, если бы совершенствовали свои навыки. А пока человек только внутренне чувствует порыв заниматься тем делом, где у него все легко получается.

Следует понимать, что талантливых людей окружающие отрицательно воспринимают. Свой талант следует развивать. Однако зачастую этому мешают другие люди: родственники, друзья, соседи, учителя, все общество. Нередко человек обладает такими способностями, которые являются ненужными, непринятыми или даже опасными для общества. Вот почему талант человека, который никому не нужен, пытаются «заглушить».

Об этом следует знать талантливым людям. Порой придется идти против общества, чтобы развить свои способности, либо отказаться от собственного дара ради спокойствия окружающих.

Виды таланта

В 1980 году были выделены виды талантов, которых на сегодняшний день насчитывается около 30. Вот самые главные из них:

  1. Вербально-лингвистический – острота слова и ума, умение красиво выражать свои мысли.
  2. Цифровой – умение оперировать цифрами: программисты, математики и пр.
  3. Пространственный – навыки пространственного ориентирования, например, художники и дизайнеры.
  4. Физический – умение владеть своим телом и чувствами: танцоры, певцы и пр.
  5. Личностный, или эмоциональный.
  6. Межличностный – умение контактировать с другими людьми.
  7. Талант окружающей среды – умение вписываться в природу: земледельцы и пр.

Как найти свой талант?

Кто вы? Что вы? На что способны? Какими качествами обладаете? Насколько привлекательны для окружающих людей? Действительно ли вы так плохи или хороши, как о вас говорят другие люди? Все это в простонароде называется «личным мнением», а в более научных кругах – «образом собственного Я».

Вы красивый, статный, умеете общаться с другими людьми, заводить новые знакомства, привлекать к себе представителей противоположного пола, блистать умом и помогать людям. Или вы являетесь неудачником, который способен лишь сидеть на шее у своих родителей, гулять с друзьями и обсуждать новинки компьютерных игр. Это и есть вы? На самом деле?

Скажите, пожалуйста, все то, что вы говорите сами о себе, было когда-то сказано вашими родителями, учителями, друзьями, коллегами, бывшими любимыми или этот собирательный образ о вас самом является результатом ваших наблюдений за самим собой? Как это часто бывает, все то, что человек сам о себе думает, является когда-то сказанным ему другими людьми.

  • Когда-то мама сказала, что «я неопрятный», и до сих пор человек продолжает быть неопрятным.
  • Когда-то учительница сказал, что «я – самый умный», и сейчас человек чувствует себя ущемлено, если рядом с ним оказывается собеседник, который умнее его.
  • Когда-то бабушка на улице сказала, что «я слишком громко смеюсь», и теперь человек либо вообще не смеется, либо каждый раз следит за тем, как громко он это делает.
  • Когда-то начальник сказал, что «у меня руки растут не из того места», и теперь человек почему-то не может выполнять свою работу так же качественно, как он это делал раньше.

Другими словами, вам когда-то кто-то что-то сказал и вы поверили, что действительно являетесь таким человеком.

Но посмотрите, какими эти люди являются сами: одни жалуются на маленькую зарплату, другие несчастны в личной жизни, третьи решили, что их жизнь закончилась, четвертые возомнили себя богами и всезнающими. Другими словами, несчастные, закомплексованные, слабые неудачники когда-то высказали то, как они на вас смотрят, и вы в это поверили. Не вы являетесь «неопрятным, самым умным, громко смеющимся и т. д.», а какой-то конкретный человек посмотрел на вас так, что увидел это качество, хотя этого в вас может и не быть вовсе. Возможно, в какой-то день вы чувствовали себя плохо и были неопрятны. Может быть, когда-то вы постарались и блеснули своими знаниями. Возможно, кто-то спроецировал на вас свое горе и назвал вас неудачником. Может быть, начальник был в плохом настроении и решил возвыситься за счет того, что унизил вас. Но это был единичный случай. Это был другой человек, который решил в вас увидеть то, что он привык видеть абсолютно во всех людях.

Но это не есть вы! То, что говорят о вас другие люди, часто являетесь неправдой. Все их слова продиктованы желаниями вас уколоть, подбодрить, понять, что вы хуже их, или снова вызвать жалость у вас. Другими словами, вас обманывали как осознанно, так и неосознанно. А вы во все это поверили, особенно в слова своих родителей, которые часто были уставшими и раздраженными, или учителей, которые были недовольны своей работой и заработной платой.

Таким образом, кто вы есть – это ваше личное мнение или мнение, основанное на всем том, что вы слышали в свой адрес из уст окружающих? Следует понимать, что идеальных людей не бывает и многое из того, что вам было сказано о вас самих, является неправдой, поскольку окружающие преследовали свои эгоистичные цели, говоря вам то или иное мнение. Например, родители часто пытаются вызвать чувство вины в ребенке, чтобы тот наконец-то начал их слушаться, и при этом они говорят такие слова, которые могут врезаться в голову и навсегда определить, будет их ребенок считать себя удачником или он станет патологическим неудачником. Люди говорят вам то, что может вас спровоцировать на определенные действия. То есть вам говорят неправду о вас самих. А вы в их слова верите и потом живете с мыслью о том, что в чем-то плохи или хороши, не замечая, как сами себя ущемляете, ограничиваете или выглядите глупо, строя из себя тех, кем на самом деле не являетесь.

На что вы действительно способны? Кто вы есть на самом деле? Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо посмотреть на себя так, как будто вы никогда не слышали о себе. Вы – незнакомец, неизвестная личность, которую впервые видите. И чтобы понять, на кого вы смотрите в зеркале, в каком теле живете, какими качествами, способностями и возможностями обладаете, необходимо познакомиться с самим собой. При этом полностью забыть обо всем, что вы слышали сами о себе от других людей. Все их слова – иллюзия, миф, обман. На самом деле вы не знаете, кто вы и на что действительно способны. Для этого необходимо познакомиться с самим собой.

Познайте самого себя таким, каким вы есть на самом деле. Это позволит вам наконец-то понять, в чем на самом деле заключаются ваши достоинства и какие у вас есть недостатки. Более того, вы наконец-то сможете понять, что быть женщиной с пышными формами или необщительным мужчиной – не так уж и плохо. Да, вы не такой, как все, но вас самих это не задевает. Это кому-то не нравится, что вы полненькая женщина или необщительный мужчина. А вас лично это задевает? Вам лично это мешает? Это понимание избавит вас от многих комплексов и волнений. Вы научитесь любить себя только потому, что наконец-то поняли, что вас лично не раздражает ваш тоненький голос или незнание абсолютно всех истин жизни. Вы позволяете себе быть неумным, нестандартным и необычным, потому что лично вам это не мешает чувствовать себя спокойно.

Познакомьтесь с самим собой:

  1. Вы увидите, что у вас есть много достоинств, которые раньше не замечались – ими нужно пользоваться, развивать, ценить.
  2. Вы увидите, что многое из того, что раньше считалось вашим недостатком, на самом деле является вашей отличительной чертой. Да, вы этим отличаетесь от других людей, но это вас и выделяет среди них, особенно если вы лично к этому относитесь нормально.
  3. Вы увидите свои истинные недостатки. И может оказаться так, что их гораздо меньше, чем ранее вам виделось. И теперь вам решать, нужно эти недостатки менять в себе или нет. Теперь у вас будет четкое понимание того, в каком направлении вы хотите изменить свои недостатки, поскольку будете руководствоваться принципом «мне будет так удобно», а не «мне так сказали другие люди».

Поймите, что вы сами себя не знаете, пока мыслите теми мнениями, которые начали собирать с самого детства, чтобы понять, кто вы есть и на что способны. Это мнение других людей, но не ваше. И эти люди могли где-то ошибиться, в чем-то обмануть, а когда-то и воспользоваться вами, чтобы почувствовать себя наравне с вами более значимыми и успешными. А что вы сами о себе думаете без учета мнения других людей? Как вы сами смотрите на себя самого, забыв все, что вам говорили окружающие? Помните, что то, как вы сами о себе думаете, определяет ваши возможности. Если вы думаете, что вы — неудачник, то вы и дальше будете делать все, чтобы быть неудачником. Но как только вы поймете, что не являетесь неудачником, то сразу почувствуете в себе силу достичь того, чего раньше не разрешали сами себе достигать.

  1. Какие ваши мечты? Вспомните обо всех своих желаниях, начиная с самого детства.
  2. Выберите те мечты, в которых говорится о том, кем бы вы хотели быть.
  3. Какие профессии вас привлекают? Кем бы вы хотели работать?
  4. Добавьте в список те занятия, которые являются вашими любимыми хобби.
  5. Уточните, какие хобби и работа у вас вызывает положительные эмоции. Для этого визуализируйте, как вы ими занимаетесь. Оставьте те, которые вас действительно интересуют, воодушевляют.
  6. Сгруппируйте оставшиеся виды деятельности в одно.
  7. Как вы можете объединить имеющиеся способности с теми видами деятельности, которые вам интересны?

Итог

Побольше выходите в реальную жизнь и контактируйте с различными людьми, предметами, явлениями. Чем больше вы пробуете и узнаете, тем больше шансов вам распознать свой талант. Если вы пока не выявили его, значит, вы пока не столкнулись с той деятельностью, в которой вы проявили бы себя. Ищите!

Все люди в чем-то талантливы. Но далеко не каждому удается обнаружить в себе одаренность и проявить ее. Так что такое талант и откуда произошло это понятие?

Происхождение слова "талант"

Это слово происходит от греческого слова "талант", которым обозначали счетно-денежную единицу во времена античности. Есть библейская притча о таланте. В ней рассказывается о том, как некий господин, отправляясь в дальнее путешествие, подарил своим рабам монеты (таланты). Одному - пять, другому - две, а третьему одну. Первые два раба вложили деньги в дело и приумножили их на такое же количество. Третий раб не стал трудиться, а закопал свой талант в землю. Приехав, господин похвалил двух рабов, а третьего выгнал и отдал его монету другому. Из этой притчи и произошло крылатое выражение: "Зарыть свой талант".

Так и мы получаем свои таланты - кто-то меньше, а кто-то больше. Наша задача - развивать и приумножать таланты, а не закапывать их в землю.

Определение слова "талант"

Талант - это одаренность, выдающиеся способности человека в какой-то области. Считается, что талант - это только врожденные способности, дар, который нельзя приобрести. На самом деле это не так. От рождения человек обладает только задатками многих талантов, но какие именно он будет развивать свои способности, зависит от его выбора и предпочтений.

В развитии способностей ребенка огромную роль играют родители. Каким занятиям они уделяли внимание, какие наклонности своего ребенка развивали? Если в детстве не обнаружился талант, не стоит расстраиваться. Талант может проявить себя в более позднем возрасте и раскрыться с приобретением нового опыта и навыков.

Талант - это то, что человек любит делать больше всего, то, что приносит ему удовольствие, и то, что у него получается отлично. Он делает это не ради денег или престижа. Необязательно талант проявляется в сфере искусства или науки, это просто стереотип. Бывают талантливые домохозяйки, слесари, администраторы. Просто подумайте, что вы делаете всегда с удовольствием, к чему у вас лежит душа? О том, как найти и развить свой талант, вы сможете прочитать в .

Скрытый талант

Что такое скрытый талант? Это талант, который вы сознательно или бессознательно скрываете от себя и не развиваете. Причин тому может быть множество: неуверенность, заниженная самооценка, страх перемен. Вспомните, что восхищает вас в других людях? Возможно, и вы обладаете этими талантами, осталось только проявить их. Не бойтесь и не сомневайтесь. Если вы не будете действовать, то ваши выдающиеся способности так и останутся невостребованными.

Если верить словарю Ожегова, талант — это« выдающиеся врожденные качества, особые способности». Несомненно, Кутузов был талантлив в тактике и стратегии, Лермонтов — в литературе, Пикассо — в живописи. Но одним природным даром дело явно не обошлось. Можно обладать абсолютным слухом, но не стать Моцартом. Талант не просто одаренность, это умение грамотно распоряжаться и управлять тем, что тебе дано. В библейской притче три раба получили от хозяина по одному таланту. Первый закопал дар в землю, второй разменял его, а третий приумножил — в равных условиях разные люди пришли к противоположным результатам.

Каждая из нас с рождения обладает потенциалом для достижения успеха в любой сфере деятельности. Да-да, и даже физические параметры здесь ни при чем: у одного из выдающихся игроков НБА Тайрона Боггса рост всего 160 см. Но условия взросления, влияние родителей и окружения, ценности культурной среды приводят к тому, что один становится переводчиком, а другой — летчиком. Выбор профессии тоже очень относительно связан со способностями. Да и многие люди просто не верят, что талант у них есть.

Проблема в том, что мы слишком широко трактуем это понятие, а оно ультраспецифично: то есть у тебя есть способности не к танцам, кулинарии или фотографии, а к танго или выпечке маффинов. Чтобы обнаружить их, не надо опускать руки, если что-то не получается, и бояться пробовать новое. Подумай о том, чем ты занимаешься, приносит ли это удовольствие. Скрытый талант — это то, что ты не замечаешь в самой себе.

Юрий Вировец, президент HeadHunter:

« Чтобы стать профессионалом, таланта недостаточно. Но он может стать решающим фактором при приеме на работу молодого специалиста, только окончившего университет. К сожалению, зачастую чем человек одареннее, тем он менее усерден и более заносчив. Я знаю очень талантливого музыканта, он тяжело сходится с людьми, из-за этого ему не удалось прижиться ни в одном успешном коллективе. Если бы не его замкнутость, он наверняка стал бы одним из лучших в России. То есть без коммуникабельности мало шансов реализовать талант в полной мере. Кроме того, надо, чтобы человек действительно хотел учиться и стремился к самосовершенствованию».

Талант = профи

Отрасль HR-менеджмента« управление талантами» занимается мотивированием и продвижением одаренных сотрудников, к которым часто причисляется… весь штат! «Во всех организациях есть установка на развитие и инновационность, — пишет HR-директор Илана Мескин в книге War for Talent(„Война за талант“). — Для этого нужно вкладываться в сильных сотрудников — и тех, кто проявляет способность к обучению, и тех, кто демонстрирует готовность и желание расти. Именно они лучше всего вознаградят компанию за затраченные усилия. В то же время я надеюсь, что активно развивать и мотивировать будут не только „суперзвезд“, но и сотрудников, занимающихся необходимой, но рутинной деятельностью».

Следовательно, каждый в коллективе обладает уникальным набором знаний и компетенций, которые грамотный менеджер должен выявить и использовать эти таланты во благо компании. По статистике, только 3−5% специалистов можно отнести даже не к мастерам своего дела, а к средним профессионалам. И в коллективах, занимающихся большими проектами, творческое ядро от силы несколько человек. Отсюда высокая ценность одаренных сотрудников. Тут и возникает« война за талант», в которой участвуют компании, конкурирующие в борьбе за «идеальных» работников. Как же попасть в их число?

Кадровики ценят нестандартное мышление и понимание актуальных проблем определенной сферы деятельности. Школа и институт чаще всего предоставляют свод готовых знаний, формируя стереотипное мышление. Учись осваивать информацию, расширяй кругозор! В одной из ведущих консалтинговых фирм действует закон up or out: либо ты развиваешься и растешь, либо выходишь из борьбы. Возьми это на вооружение, и сама не заметишь, как достигнешь карьерных высот. Талант начинается с веры в себя, с желания получить признание и славу, но, конечно, в разумных пределах.

Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru:

« , бесспорно, важен, но при приеме на работу его наличие не определяется(за исключением творческих профессий, когда соискатель может показать портфолио). Во всяком случае, мотивация на конкретную должность играет гораздо большую роль. Специалисты по подбору персонала и руководители выясняют, насколько кандидат соответствует требованиям. В каждой компании свои критерии оценки. А сильные стороны сотрудника выявляются после начала реальной работы, и вот здесь задача босса — этот талант разглядеть и обеспечить условия для развития».

Талант = опыт

Американские ученые установили: для достижения уровня мастерства, соразмерного статусу эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. Объектами исследований были композиторы, спортсмены, писатели, пианисты, шахматисты, даже преступники. 10 000 часов эквивалентны примерно трем часам занятий в день или двадцати часам в неделю на протяжении десяти лет. «Битлз» семь лет играли по восемь часов семь дней в неделю и только после этого стали рок-звездами. Билл Гейтс программировал ночи напролет, и количество отработанных им часов превысило 10 000 уже спустя шесть лет активной практики. Ключевой фактор талантливости — способность работать до тех пор, пока не сотрется грань между природной одаренностью и отработанным мастерством. Но 10 000 часов — это невероятно много. Иногда на это нет ни времени, ни возможности. Эксперты уверены, что ради успеха придется отказаться от многих удовольствий. Зато потом сможешь смотреть на сверстников, гулявших по клубам, свысока. Но одного трудолюбия недостаточно. Талант — результат переплетения способностей, практики и… случая. Его не стоит недооценивать. Стив Джобс вырос в небогатой семье и не учился в Гарварде. Но он посещал вечерние собрания специалистов Hewlett-Packard, где выпытывал у инженеров массу информации. Там он узнал телефон основателя компании, не постеснялся позвонить ему и выпросил работу на лето. Это все равно что если бы ты была начинающим дизайнером и попала на практику к Лагерфельду.

Алена Владимирская, руководитель хантингового агентства PRUFFI:

« Суперодаренные дети(если исключить сферы типа рисования, игры на скрипке и пр.) с ранних лет не приучены монотонно, ежедневно трудиться. А это желание и умение важнее, чем чистый талант. Мы искали дизайнера в прекрасную компанию. Осталось два кандидата: гениальный мальчик и девочка, хорошая, но не звезда. Их обоих взяли, но на разные зарплаты. Через год мальчик уже не работал, а девочка выросла до арт-директора. Она очень обиделась на меньший оклад, начала усиленно работать и „сделала“ своего конкурента. Так что выявить талант можно только по результатам труда».

P.S. Подведем итог. Талант — нечто эфемерно-субъективное. Результат упорного труда показателен и неоспорим. И не стоит плакаться, что никто не ценит твои способности. Смело берись за дело, не бойся пробовать и верь в себя. Успех придет.

ТЕКСТ: Валерия Немирова

Талант – это потенциал или изначально заложенная способность индивида. В толковых словарях значение слова талант определяется, как особые личные предрасположенности человека. С приобретением опыта они формируют навык. В противовес гениальности, когда человек считается одаренным во всем, и что, необходимо отметить, истории известны лишь отдельные случаи, когда личность талантливая имеет высокие способности, касающиеся одной, двух, а реже сразу нескольких сфер.

Значение слова талант интересно раскрывается благодаря греческому корню, который также обозначает меру веса, денежного расчета в древности. Здесь мы припомним притчу о розданных талантах, что повествует не лишь о монетах, но также поучает, как поступать с умениями, которыми природа одарила нас – не «хоронить» их, а всячески приумножать.

Что такое талант

Талантливость находится выше просто хорошего результата, это особая , заметная даже окружающим как из ряда вон выходящие способности. Например, если у человека высоки способности к игре в шахматы, то тогда он при определенных усилиях показывает хорошую игру. Однако талант к игре станет проявляться, словно сам по себе, будет ощущаться через влечение к шахматам, а результаты будут превосходить результаты тех, кто просто имеет хорошие навыки. Это заметят и окружающие, считая такого игрока особым, словно имеющим сверхспособности от природы. По отношению к талантливости всегда есть какой-то трепет. Однако талант не всегда сразу виден. Если у талантливого человека никогда не было возможности столкнуться с предметом его одаренности, он может вовсе не ведать о своей способности.

Так бывает в жизни в неподходящих для развития этой сферы условиях. О выходцах из нижних экономических слоев населения или бедных стран снята не одна кинолента, которые при попадании в новую жизнь становились гениальными боксерами, танцорами, даже учеными, при наличии хоть небольшой подготовки.

Сложность выявления талантливости связана и с другими особыми условиями, не только экономическими – известны случаи, когда ребенка в школе посчитали умственно отсталым, но он при особом обучении не только добился высоких показателей в сфере своей одаренности, но и совершил открытия, был первопроходцем в новой области. Здесь также имеет значение свежесть взгляда, незамыленность знаниями, как правильно, что свойственно обывателям, которые не пытаются посмотреть на предмет изучения или тренировок с иной стороны, а словно по шаблону выполняют необходимые действия.

Талантливый человек сможет достигнуть сверхрезультатов как по обычной методике развития, так и даже часто без нее, либо сам будет стараться внести в нее личный вклад. В том, что делает талантливая личность, всегда виден ее особый почерк.

Не развивая свой дар от природы, человек часто остается просто увлекающимся, например, пением, радует этим хобби себя и знакомых. Но попав в надлежащие условия – на шоу талантов, и получив основы подготовки, он может круто изменить свою жизнь. Однако ярко выраженный талант часто не дает своему носителю спокойно жить, забыв о нем. Он словно рвется наружу, сила таланта иногда даже правит человеком, увлекая его и требуя, чтобы стремлению нашли выход – словно сильное растение пробивается сквозь асфальт.

Существуют истории, когда человеку запрещали следовать своему влечению родители, наставники, общество. Тогда у личности разгорался нешуточный между бессознательным мощным стремлением заниматься любимым делом и запретами на него. Особенно это было характерно для прежних, более деспотичных времен. И здесь даже можно отчасти понять тех, кто накладывал запрет. Например, потомственные врачи могли гарантированно обеспечить своему ребенку достойное и благополучное будущее, обучив его медицине, передав своих клиентов и известное имя. Однако особенно одаренные, талантливые от природы сын или дочь не всегда могли покориться этому ходу событий, чувствуя себя не вправе идти по этому безликому, пустому и несчастливому для них пути. Если помимо таланта человек обладал хоть сколь-нибудь выраженными волевыми качествами, то он мог противостоять давлению окружения и защищать свой дар, получая признание иногда уже только после смерти. Однако какое это признание!

Не один воистину великий человек был непризнанным в своем отечестве и времени. Зачастую — это окружение не хочет, не способно воспринимать нечто новое, отличное от привычного, противится новому веянию или даже агрессивно защищается от него. Некоторые таланты шли настолько вразрез с общественно признанной деятельностью, что и сам носитель не мог себе объяснить, что владеет им, и пытался бороться и искоренять влечения к таланту. Однако ни внешняя, ни внутренняя борьба с истинной талантливостью не приносит желаемых результатов, сила таланта лишь растет от борьбы. Многие выдающиеся, острые талантливые произведения, обычно художественные, были созданы как раз под влиянием этого конфликта, словно на изломе, в них прослеживается душевное колебание и даже страдание создателя. Но, как и в случае со своим творцом, позже они завладели умами и сердцами своих зрителей, а часто даже положили начало новому, революционному направлению, став впоследствии классикой.

Сам по себе, без развития, проб, тренировок, подчас даже мучительных часов, проведенных над ним, без своего проявления – талант не имеет силы, не интересен окружающим. Подобно драгоценному камню, он требует от своего мастера филигранной обработки, дабы из неотесанного куска камня превратиться в сияющую драгоценность. Время и труд, затраченные в направлении развития своего таланта – следующий необходимый шаг, чтобы заложенная способность преобразовалась в нечто большее, нашла свое проявление.

Дабы быть полезным и признанным, надо не только знать, что я талантлив, но и определить, в какой форме мир может воспринимать мой талант сегодня, а затем приложить усилия и затратить время. Работая, основываясь на свою талантливость, ее обладателю нужно догнать тех, кто путем упорного труда в этом направлении сейчас получает наилучшие результаты.

Сегодня талантливость часто имеет практическое применение, является источником заработка и мечтой многих людей – работать в сфере своих интересов. Поэтому понимание рынка как приемника результатов талантливого труда очень важно на сегодняшний день.

Виды таланта

Еще в 1980 году Гарднер в своей книге разделил способности и выделил типы таланта. Они и сейчас хорошо иллюстрируют основные группы талантов, хотя после Гарднера было выделено еще более 30 видов.

Вербально-лингвистический талант – это способность четко формулировать свои мысли и красиво их выражать, острота ума и слова. Этот талант присущ выдающимся журналистам, ораторам, писателям.

Цифровой талант – это умение разбираться с цифрами и различного рода точными символами. Он характерен для математиков, программистов и экономистов, которые воспринимают мир через точные выражения и способны быстро проводить исчисления. Явно одаренные в цифровой сфере люди словно живут в мире абстракций и без развития социальных навыков могут даже выглядеть странно для остальных людей.

Пространственный тип таланта есть не что иное, как умение ориентироваться в пространстве и творчески его преобразовывать, что встречается у дизайнеров и художников. Часто у них есть свой особый взгляд на действительность, и они выражают его в предметах искусства. Однако есть и те, кто талантливы именно в передаче реалистичного мира, могут в точности, словно на фотокарточке воссоздать вид.

Физический талант свойственен людям, которые отлично владеют своим телом и органами чувств. Здесь самый широкий спектр занятий от выдающихся работников физического труда до искусных танцоров. Люди этого типа по стилю восприятия противоположны людям математического склада, поэтому обучение для физически одаренных должно быть на практике, через телесность.

Личностный или эмоциональный талант отвечает за способность распознавать свои и чувства, проживать глубокую внутреннюю жизнь. Этот вид талант сродни , наблюдению за своей психической жизнью и противоположен . Его можно заметить, например, у выдающегося писателя Достоевского.

Межличностный талант помогает в общении с другими людьми и нужен учителям, политикам, актерам и общественным деятелям.

В отдельную группу Гарднер выделяет также такой тип, как талант окружающей среды. Это умение гармонично вписываться в природу, окружающий мир и соответствовать ему, оно свойственно прирожденным земледельцам и дрессировщикам животных.

Эти типы таланта могут сочетаться между собой. Например, человек, одаренный пространственным и цифровым типами таланта, может стать хорошим архитектором. А эмоционально и межличностно одаренный – хорошим психологом.

Как найти свой талант?

Распознание таланта похоже на поиск своих сильных сторон, однако найти в себе таланты и способности есть нечто большее.

Как обнаружить талант в себе, своих детях, признать в других людях, помочь в его раскрытии? Для этого следует проанализировать предыдущие достижения или факты, ответив, какие из этих результатов выдающиеся.

У маленького ребенка можно распознать талант, пробуя его в разных видах деятельности: предлагая спеть, станцевать, сконструировать. И может обнаружиться, что ребенок спел прекрасно, с , без специальной подготовки лучше, чем другие дети. Часто даже дети сами тянутся к тому, в чем заключается их талант. Талантливого в пении ребенка не нужно заставлять петь, он наверняка будет напевать часто, с удовольствием, а его родители без труда заметят его любовь и способность к пению. И здесь уже важно правильно распорядиться талантом, данным от природы – дать ему возможность дальнейшего развития, предоставить условия, словно почву, полив, свет и удобрение для цветка.

Как найти в себе таланты и способности? Ниже предлагается методика, благодаря последовательным шагам которой можно определить свои таланты.

Шаг 1. Какая ваша мечта? Припомните свои мечты с детства вплоть до нынешнего момента, выпишите их.

Шаг 2. Разделите их на категории: иметь и быть. Первая категория касается желаний обладания какими-то вещами. Тогда как вторая – желания быть кем-то, стать тем человеком, о ком вы мечтали. В дальнейшую работу по методике мы берем только мечты из второй категории.

Шаг 3. Выпишите те профессии, которые находят в вас отклик. Вспомните тех людей, на чьем месте вы желали быть.

Шаг 4. Чем нравится заниматься вам? Добавьте в перечень те занятия, которые приносят вам истинное удовлетворение, те, что не требуют для вас принуждения, а наоборот, радуют.

Шаг 5. Все выписанные мечты, любимые занятия и профессии объедините, и проверьте, какие вызывают положительные эмоции у вас. Для наибольшей точности представьте себя в каждой роли максимально детально, визуализируйте ее так, словно это есть ваша реальность сейчас. Дайте оценку вашим ощущениям в теле и эмоциям по шкале из 10 баллов.

Шаг 6. Вычеркните из списка те сферы, что получили низкие оценки – это те желания, от которых легко можно отказаться.

Шаг 7. Сгруппируйте получившийся список ваших склонностей, если отдельные из них имеют связь. Например, в одном желании вы хотите петь, а в другом – получить признание и известность, тогда они логически объединяются в стремление стать известным певцом.

Шаг 8. Назовите каждую группу каким-то талантом, например, как в прошлом примере – талант пения.

Шаг 9. Ищите связь между образовавшимися группами. В жизни на практике ваши склонности обязательно поддерживают друг друга или конфликтуют, однако в итоге образуют неповторимое индивидуальное сочетание.

Шаг 10. Какое применение можете найти вы своим способностям? Рассмотрите каждую группу наклонностей, объединенных как талант, и связи между ними, чтобы найти возможные для вас пути реализации этих способностей. Каждой профессии или сфере деятельности дайте оценку по шкале снова из 10 баллов и выделите наиболее перспективные.

Шаг 11. Из конкретных деятельностей выберите ту, что наиболее близка вам, нравится и имеет высокие шансы принести вам успех. Это и будет ваш талант.

В последнее время стали очень популярны различные талант-шоу, благодаря которым мы узнали, что среди обычных людей - множество талантов! А что такое талант?

На первый взгляд, все просто. Талант - это проявление ярких способностей в определенной области, это особая одаренность, которую невозможно не заметить.

Но вот вопрос: является ли талант даром, которым наделены только исключительные личности, или его можно в себе развить?

Талант - дар природы?

В словаре Брокгауза талант определяется как высокое природное дарование, выдающаяся способность к деятельности в какой-либо области.

Сразу же вспоминаются имена знаменитых актеров, ученых, музыкантов, писателей. Достоевский, Бетховен, Менделеев, Миронов - вот кого, бесспорно, можно назвать людьми талантливыми, вот кого щедро наделила природа!

Талантливый ученый, словно живущий в мире абстракций, размышляющий над новым произведением писатель или создающий музыку композитор иногда кажутся остальным людям несколько странными...

То есть талантливый человек - особенный, тот, кто от рождения имеет выдающиеся способности? И обладателями талантов могут быть лишь избранные?

Да, талант - это, бесспорно, показатель особой одаренности. Но не избранности!

И в применении к обычным людям мы тоже нередко пользуемся словом «талант». И даже больше - каждый человек по своей природе в чем-то талантлив.

Как отыскать в себе талант

Не всем дано быть гениями в одной из наук, обладать уникальным художественным или музыкальным даром. А что мешает обычному человеку начать развивать в себе данные природой способности? Но для начала нужно их в себе отыскать. Как это сделать?

Прислушайтесь к своим желаниям, вспомните, о чем мечтали в детстве. Ведь способности в первую очередь проявляются в непреодолимом стремлении заниматься какой-то определенной деятельностью, в чем-то проявлять себя.

Такое желание может возникнуть еще в детстве или юности. А бывает, что искра таланта вспыхивает и в зрелом возрасте. В любом случае нужно не игнорировать это внутреннее чувство, а довериться ему.

Какие бывают таланты

Талантливый человек - какой он? И какие бывают таланты?

Еще в 1980 году американский психолог Говард Гарднер в своей книге «Рамки ума» выделил семь типов таланта. И хотя после него были описаны еще более 30 видов, эти семь и сейчас считаются основными. Вот они.


Доброжелательность и любовь к людям - тоже талант!

Сегодня все реже встречаются люди, которые могут по-настоящему посочувствовать, помочь, подставить плечо. Умение оставаться порядочным человеком в наше время тоже можно считать особым и довольно редким талантом. Даже искренние приветливость и доброжелательность - определенно талант. И он не менее важен для развития человечества, чем талант двигать вперед науку или развивать искусство.

Если способность к человечности не дана от природы, стоит приложить усилия, чтобы ее воспитать.

Вот и получается, что талант - это не только одаренность, данная Богом; он, прежде всего, зависит от человеческого упорства и желания становиться совершеннее.

Талантливые дети

Практически все дети имеют к чему-то особую склонность, а иногда проявляют наличие дарований сразу в нескольких сферах. Чтобы помочь ребенку раздуть зарождающуюся искру, родители должны вовремя обнаружить эти способности и как можно раньше начать развивать в ребенке творческий талант.

Ведь маленький человек вряд ли может научиться играть на музыкальном инструменте или писать картины самостоятельно, даже если у него к этим занятиям недюжинные способности. А если талантливый человек не будет иметь возможности столкнуться с предметом своей одаренности, то он может так никогда и не узнать о своем таланте.

Поэтому так важно дать ребенку испытать себя в разных делах и определить, что именно малышу нравится больше всего, к чему лежит его душа.

Попробовать свои силы и способности дети могут, посещая различные кружки и секции, а также участвуя в детских творческих конкурсах, которые организуются специально для того, чтобы отыскать молодые таланты.

А обнаружив у ребенка зачатки способностей, нужно их лелеять и развивать. Ведь если этого не делать, он может остаться просто увлекающимся любимым делом человеком. Да, он будет радовать своим дарованием близких и друзей, но не более того. А вот получив должную подготовку и развитие, дарование может круто изменить всю свою жизнь.

Но талант бывает настолько выраженным и ярким, что он сам не даст забыть о себе, вырвется наружу, словно нежный цветок, пробивающийся сквозь асфальт, и «зарыть его в землю» не получится даже при неблагоприятных условиях.

Два значения выражения «Зарыть талант в землю»

Раньше у выражения «Зарыть талант в землю» был совсем иной смысл, чем тот, который мы вкладываем в него сегодня. Как и само слово «талант», которое первоначально означало наибольшую денежно-счетную единицу в Древней Греции, Персии, Вавилоне.

Выражение «Зарыть талант в землю» пошло из евангельской притчи о том, как один богатый человек перед отъездом в другую страну раздал трем своим рабам таланты (монеты). Одному из них он отдал 5 талантов, второму - 2, третьему - 1. Первые два раба вложили данные им монеты в дело, а третий закопал свой серебряный талант в землю.

Когда господин вернулся, два раба отдали ему денег больше, чем получили. Третий же вернул только одну монету, которую сохранил в земле. Похвалу получили те, кто не зарыл свои таланты, а приумножил их. Третьего же господин назвал лукавым и ленивым.

В современном языке «Зарыть талант в землю» означает не развивать данный свыше дар.

Как развить талант

Обнаруженные способности нужно развивать, а это требует немалых усилий. Ведь талант - это не только необычайная одаренность, данная от рождения, но и развитая под влиянием упражнений.

Многие люди добиваются больших успехов и достигают известности благодаря тому, что развивают заложенные природой задатки трудолюбием и упорством. Именно из таких со временем получаются незаурядные экономисты и юристы, выдающиеся ученые, креативные дизайнеры, талантливые музыканты, актеры и литераторы.

Ведь сам по себе талант не имеет силы и никому не интересен. Он требует обработки, словно драгоценный камень, который будучи неотесанным, никому не виден. Чтобы заложенная в человеке способность, одаренность преобразовалась в талант, нужно затратить много времени и сил. Но это того стоит!

В каждом человеке заложено зерно таланта. Нужно уметь рассмотреть в наших детях будущих великих ученых, спортсменов, артистов, музыкантов, чтобы помочь им развить и реализовать данные от природы способности.

Также не нужно забывать о том, что и в себе отыскать талант никогда не поздно, стоит только разглядеть внутри себя ребенка и вспомнить, о чем он мечтал… И главное - не страшиться реализовывать эти мечты! Бояться нужно зарыть в землю данный природой талант.

Не менее важным, чем необычайные способности к наукам или творчеству, является талант быть Человеком - добрым, сострадательным, отзывчивым. Если наш читатель именно такой - он, бесспорно, чрезвычайно талантлив.