Декаданс стиль одежды. Декаданс - что это: стиль в искусстве или период в истории? Сложности определения. Проявление декаданса в искусстве

Стиль Декаданс в интерьере

На стыке веков в общественной жизни, литературе и культуре в целом, происходят довольно странные явления. .. Преобладание формы над содержанием, отречение от общепринятых стандартов, жизнь «здесь и сейчас» - вот основные идеологические принципы стиля «декаданс» , возникшего в конце девятнадцатого века. И интерес к нему вернулся в конце двадцатого - начале двадцать первого века

Интерьер в стиле «декаданс» как нельзя более соответствует нынешним тенденциям. Но! декаданс не из тех стилей, который подойдет среднестатистическому человеку. Это интерьер для сильных, интеллектуальных и (не побоимся этого слова) эгоистичных личностей, которые умеют наблюдать жизнь «со стороны»

.

Если домовладелец по своей натуре артистичен, то ему вполне подойдет дизайн интерьера квартиры в стиле декаданса. Такой вид квартиры дает ощущение недосказанности и вызывает множество ассоциации при взгляде в каждый ее угол. Элегантные элементы декора помогают создать артистичный дизайн интерьера дома

.

Эта артистичность и театральность должна просматриваться уже в дизайне коридора и холла. Входная зона с «театральными» гардеробными шкафами и мраморным напольным покрытием с экстравагантным рисунком даст входящему ощущение интеллектуальности и комфортабельности домашнего интерьера вкупе с уютом и светскими вечерами

.

Изысканная и элегантная гостиная будет по-особенному парадной, если ее выполнить в неяркой цветовой палитре, состоящей из бежевых и жемчужных оттенков. В дизайн интерьера комнаты идеально впишутся элементы декора, которые были свойственны внутренним убранствам зал эпохи модерна - итальянская мебель с элегантной резьбой и плавными линиями, гнутые ножки стульев и стола в центре гостиной, светильники в «позолоченных» оправах и так далее

.

Наряду с артистичностью и асимметрией в данном стиле уживаются и ультрасовременные элементы, в частности, объединение гостиной со столовой зоной широким арочным проемом. Благодаря последнему и единству стилей в оформлении столовой и гостиной их пространства визуально сливаются, заодно становясь зрительно шире

.

В случае декаданс-интерьера спальня должен быть с отчетливыми линиями в декоре, с множеством живописных полотен на стенах. Общий колорит комнаты должен быть сдержанным и в меру ярким. Эпоха модерна была временем необузданной страсти в дворцовых покоях и периодом, когда вельможи и цари умели и любили отдыхать изысканно. Ввиду этого внутреннему убранству спален уделялось особое внимание

.

.
Колорит интерьера в стиле «декаданс» тяжел и сложен для восприятия: черный, фиолетовый, насыщенные изумрудно-зеленый, малиновый и серо-синий цвета сочетаются между собой самым причудливым образом. Черный потолок и изумрудно-зеленые стены? Мебель с обивкой фиолетового и малинового цвета на темно-синем ковре? Картины в тяжелых позолоченных рамах на красных стенах? Да, все это приемлемо в декадансе, главное, чтобы хозяин чувствовал себя в этой обстановке комфортно и уютно (мнение гостей учитывать не принято). А разбавляют эти мрачноватые тона детали неожиданно «веселеньких» расцветок - светло-розовые и сиреневые подушечки на диване, легкие золотисто-бежевые тканевые абажуры светильников, деликатные зеленовато-голубые скатерти

.

Главный критерий для выбора мебели - удобство. В одном помещении могут соседствовать классическая банкетка, пуф, обтянутый тисненой кожей, и тяжеловатые «бюргерские» кресла. Единственное, что объединяет эти разнородные предметы - колорит и фактура обивочных тканей. О колорите уже было сказано выше, а что касается фактуры, то тут царствуют велюр, плюш, бархат и мех (допустим как натуральный, так и искусственный). Ворсистые, тяжелые ткани используют и для драпировки окон. Кстати, сами модели портьер и занавесей не отличаются особой сложностью - прямые полотнища, собранные тканевыми подхватами

.

Светильники для интерьера в стиле декаданс можно охарактеризовать следующим образом: сложные и красивые. Многоярусные люстры с золотой арматурой, хрустальными подвесками или стразами сваровски всячески приветствуются. Но абажуры люстр могут быть тканевыми, набранными из нитей бисера или изготовленными из разноцветных перьев

.

.

Лучшие аксессуары - сложные механические игрушки. Это могут быть как игрушки в самом прямом смысле слова (например, музыкальная шкатулка с танцующими балеринами), так и настенные или настольные часы необычной конструкции. И еще один неизменный атрибут интерьера в стиле «декаданс» - книги. Правда, для интеллектуального и эгоистичного декадента книги не атрибут или аксессуар, а неизменный собеседник. Причем, гораздо лучший, чем большинство людей.

Из известных личностей, отдававших предпочтение этому стилю, можно привести Оскара Уальда

.

Оскар Уальд страдал безграничной любовью ко всему прекрасному - изысканным интерьерам, хорошей литературе, красивой одежде, экзотическим напиткам и, конечно же, дорогим сигарам.

Для этого человека в жизни не было запретов и правил. Он всегда считал, что гениальность дает ему право на все во имя искусства. Как-то, заполняя таможенную декларацию, он даже сказал, что ему нечего декларировать, кроме гениальности. Но общество не всегда терпеливо относится к странностям талантов, и люди часто не понимали писателя

.

Оскар всегда с юмором относился к трудностям: когда однокурсники за ноги вытянули его на холм он встал, отряхнулся и выразил свое восхищение видом, который открывался с того места, а когда его судили за преступную связь с мужчинами он шутил над малограмотностью обвинителя. Веселый по жизни Уальд часто был в центре внимания. Приглашая к себе гостей для споров об искусстве он угощал их сигарами высочайшего качества, эксклюзивными чаем и кофе, редкими винами, создавал приятную атмосферу в доме. Люди всегда приходили к нему с удовольствием и уходили в веселом настроении. Оскар броско одевался,- говорил, что моду создает сам человек - он экспериментировал с одеждой, при этом не выходя из привычного образа денди. На приемы, где должен был появиться Уальд много людей приходило только чтобы посмотреть на этого чудаковатого ирландца и послушать его сатирические размышления

.

Из русских поэтес Зинаида Гиппиус, пожалуй, предпочла бы иметь интерьер стиля декаданс:-)

@Milendia (Иллюстрации Елены Витер)

Чувствуешь тоску, безнадежность и приступ тошноты от этой пресной действительности? Пора добавить жизни мрачной эстетики, порока и тревожных фантазий. Мы познакомим тебя с декадансом – философией богемы и интеллектуалов.

Что такое декаданс

Декаданс – это не стиль и не исторический период, а мироощущение и определенное духовное состояние. Характерные черты декаданса: апатия, неприятие жизни, эстетика упадка, культ красоты и мистический эротизм.

Искусство и философию декаданса относят к культуре конца XIX века. Термин возник во Франции, но никакого отношения к ее истории не имеет. Декадансом называли события, предшествовавшие падению Римской империи: распад нравов, мистические и оккультные настроения, социальная напряженность, политический кризис на фоне подъема культуры и искусства. Те, кто оказался на стыке XIX и XX веков, испытывали ту же растерянность и пессимизм, неудовлетворенность жизнью. Они метались между разными социальными группами. В этом смысле лихие 90-е в России – тоже своего рода декаданс, только с совершенно иной эстетикой.

При всей его мрачности и деструктивности, декаданс подарил нам атмосферу утонченной, завораживающей, красоты. С ней этот мир навряд ли спасется, но гибель его будет фантастически изящна.

Идеал красоты декадентов

Какой она была, идеальная красотка Серебряного века? Так как это время драмы, тайны и оккультизма, черноглазые брюнетки в абсолютном приоритете. Увлечение культурой Востока, Древнего Египта, Японии выдвигает на роль эталона красивой женщины полумифических персонажей: Медею, Клеопатру, Кармен.

Подчеркивать мистичность образа должна была синевато-бледная кожа. Чтобы добиться нужного эффекта и не испортить «бледный лик» здоровым румянцем, девушки накладывали несколько слоев пудры. Еще одним популярным средством отбелить кожу было питье уксуса – его обильно добавляли в еду. На лбу, веках и в области декольте модницы рисовали специальной пастой на основе мела голубоватые вены, чтобы подчеркнуть прозрачность кожи. Настоящая женщина должна была всегда выглядеть уставшей и болезненной. Разумеется, от страданий или бурной ночи, а вовсе не от проблем со здоровьем.

Дополнял картину бездонный темный взгляд, как у ведьмы. Чтобы расширить зрачки, девушки даже закапывали в глаза раствор белладонны, а также жирно подводили их черными тенями.

Что касается фигуры, у красивой женщины должна была быть стройная длинная шея, тонкие запястья, длинные пальцы, узкая ладонь. Декаданс прекрасен тем, что это время индивидуальностей. Здесь не было жестких рамок, во всем царил эпатаж. Привлекательными считались разные силуэты и пропорции: от «песочных часов» до мальчишеских фигур с ярко выраженной андрогинностью.

Однозначно уродливыми признавались с большой грудью как признак простоты и пошлости.

Характерной чертой декаданса стала повальная любовь к экзотике. Девушки придумывали себе необычные имена, удивительные биографии и яркие образы. Все тривиальное не попадало в поле зрение декадентов.

Известные красотки декаданса

Чтобы ты окончательно прониклась богемной эстетикой, мы познакомим тебя с наиболее яркими представительницами Серебряного века.

Эта светская львица была богиней декаданса еще до того, как это стало мейнстримом. Одна из богатейших итальянских аристократок вдохновляла поэтов и художников и покровительствовала искусствам.

Луиза увлекалась черной магией, шокировала публику экстравагантными нарядами и имела бесчисленное количество любовников. Она шла по городу в ожерелье из живых змей с гепардом на поводке – и прохожие замирали.

К концу жизни умудрилась промотать все несметное состояние, доставшееся ей от отца. Более того, Луиза оставила после себя многомиллионные долги.
Спустя полвека демонический образ Луизы Казати вдохновлял модные дома Givenchy, Dior, Chanel и Armani.

Паллада Богданова-Бельская

«Русской маркизой Казати» называли Палладу Богданову-Бельскую, музу русских модернистов, «святую куртизанку, непонятую роковую женщину, оргиастическую поэтессу». Эта женщина крайне свободных нравов декламировала Бальмонта босиком и публиковала в журналах «горячие советы о красоте дамам и джентльменам».

Мужчины любили и ненавидели эту представительницу декаданса за экстравагантный имидж: яркий макияж, цветные перья, бусы, шелка, кружева ядовитых оттенков, нарисованная мушка.

…Такой гнили нигде не найдешь – наслаждение!.. Посмотри – вон в углу сидит одна – худа, страшна, шевелиться даже не может: истерия в последнем градусе, – пользуется необыкновенным успехом,

– так описывал Палладу Алексей Толстой в романе «Сестры».

Поэтесса декаданса Зинаида Гиппиус обожала мужскую одежду, псевдонимы, курила папиросы с длинным мундштуком, носила брюки и матросскую блузу.
Лохматые рыжие кудри, яркие губы. Если Гиппиус и надевала платья, то только собственного покроя – облегающие, с рюшами и оборками. Чтобы смутить гостей, она в открытую рассматривала их в лорнет – верх неприличия.

Ольга Глебова-Судейкина

Подруга жизни Анны Ахматовой, одна из первых русских манекенщиц, танцовщица, художница, переводчица, скульптор – это, пожалуй, еще не все таланты Ольги Глебовой-Судейкиной.

Она была замужем за художником Сергеем Судейкиным. Ольга поражала общество необычными по красоте нарядами. Дамы безуспешно гадали, кто портниха Судейкиной. Некоторые были убеждены, что эскизы для платьев создавал сам муж.

С Ольгой Глебовой-Судейкиной связана одна из самых парадоксальных и карикатурных любовных историй эпохи декаданса. Она влюбилась в поэта Михаила Кузьмина, а тот в свою очередь воспылал страстью к поэту-гусару Всеволоду Князеву. Молодой и пылкий Князев влюбился в обоих, вступил в связь с Ольгой, чем вызвал приступ ревности у Кузьмина. Не выдержав накала страстей, Всеволод Князев застрелился. Ох уж эти демонические женщины и мужчины богемного Петербурга.

Наталья Гончарова часто носила мужскую одежду, но скорее для комфорта, чем для эпатажа. Рисовать театральные декорации в брюках было удобнее, чем в платье.

В последнее десятилетие fashion-фотографы стали все чаще эксплуатировать эстетику декаданса – пессимистичного умонастроения, царящего в европейской культуре в конце XIX – начале XX века. Они перенесли эту настроенческую метафизику в интерьер, потому что антураж увядания способен идеально подчеркнуть или оттенить нарочито роскошные элементы туалетов haute couture. Через эту утонченную стилизацию мода на интерьерный декаданс проникла и в жилой интерьер. И эксперты Абитанта готовы раскрыть для вас несколько секретов декорации пространства в этой элегантной стилистике.

1. Эстетика декаданса в интерьере начинается, конечно же, со «обшарпанных» стен. Современные производители обоев и тканей для обтяжки стен предлагают много вариантов дизайна и широкий спектр фактур, имитирующих старые обветшалые покрытия: «остатки» античной фрески, рокальной лепнины и т.д. Возможен вариант и черновой штукатурки.

2. «Обшарпанные» стены не следует более украшать ничем! Они должны быть пусты и представать во всей красоте своей монументальной запущенности.

3. Межкомнатные двери, оконные проемы и их оформление должны также иметь потертый и уставший вид. В этом случае лучше подобрать антикварные варианты, либо умело состаренные копии.

4. Для большой залы лучше всего подойдет в стилистике XIX века, для небольшого пространства – один или несколько (возможно, и разностилевых) легких винтажных светильников (подвесных, настольных, торшеров, бра и т.д.). Здесь уместна и толика индустриальной эстетики.

5. Пространство не должно быть перегружено мебелью и предметами декора! Достаточно сделать акцент на одном массивном предмете обстановки – антикварном, винтажном или состаренном гардеробе, обеденном столе и т.д. Остальные предметы подбираются также из «барахольных» кладовых и могут кардинально разниться по стилю и фактурам.

6. Общая цветовая гамма интерьера должна быть «притушенной»: это легкие пастельные оттенки с преобладанием серого, розового, зеленого, бежевого, фиолетового…

7. Но затем в композицию необходимо ввести несколько ярких экстравагантных доминант. Это может быть текстиль с богатой фактурой, гирлянда из шифона, бумаги или перьев, огромный букет из сухих гортензий или полевых трав и т.д.

8. Не стоит забывать, что декаданс был эпохой роскошных фактур! При выборе текстиля (гардин, покрывал, постельного белья, подушек и т.д.) отдайте предпочтение шелку, атласу, бархату, меху и тканям с элементами искусной ручной вышивки и т.д. А при покупке предметов декора (ваз, бокалов, сервиза и т.д.) – бронзе, серебру, латуни, фарфору, стеклу и т.д. Антикварные модели придадут интерьеру особо элегантную аутентичность.

9. Эстетику увядания отлично подчеркивает стекло! Введите в интерьер гигантское напольное зеркало в старинной оправе, стеклянную витрину с гербарием, серию аптекарских бутылочек или просто объемный стеклянный сосуд.

10. В завершении в интерьер можно ввести одно из произведений классического искусства: бюст, статуэтку, литографию, масляную живопись…

Декаданс - слово французского происхождения. Обозначает упадок, распад, разложение укладов общества. Как понятие было введено в обиход историками Франции в XIX веке.

История образования

Изначально этим понятием обозначались события, происходившие в Римской империи в период II-IV веков. На фоне упадка экономики, формирования противоречий в социуме, снижения уровня нравственности и политических противоречий активно развиваются и процветают направления культуры и искусства.

Писатели, философы, художники и музыканты тех времен продвигают в массы оккультизм, мистику. За счет неудовлетворенности текущим положением в произведениях происходит идеализация старины, придание ей романтического оттенка. Даже стиль разговора в обществе возвращается к стилю старых времен.

Ярким примером произведений того времени становится «Золотой осел» Апулея. В произведении описаны приключения представителя знати на фоне колдовства, иронических реплик и безнравственного эротизма. Все это показывает, насколько хуже стали моральные принципы общества.

За счет того, что в творчестве появляется примесь мистического, можно смело отметить, что общество постаралось отрешиться от обыденности, политики и экономических проблем. В произведениях присутствует некая сила, которая исполняет желания человека, потворствует его низменным порывам.

Позже, в конце XIX века, подобные настроения поразили мастеров и философов Европы. Произошел новый упадок в общественных проявлениях, изменились политические веяния. В рядах творческого бомонда поселились апатия, чувствительность и болезненное восприятие происходящего. В произведениях появились сюжеты о смерти, вечной любви и красоте окружающего мира. Образы героев эпатажны: нескрываемый эротизм и чувственность, мистический взгляд на вещи, вера в символику.

К концу XIX века общество развивалось быстрыми темпами, в сознании людей появилось много информации, которую можно было применить на практике. Поэтому декаданс принял форму запутанных и завуалированных проявлений . Его уже нельзя назвать направлением искусства в полной мере — это настроение времени.

Проявление декаданса в искусстве

  • Литература в рамках декаданса включает в себя направления по типу неоромантизма, модерна и символизма. Произведения приняли пышные формы за счет возвышенных эпитетов, сравнительных оборотов и ярких образов. Стиль написания не имеет определенного характера: это и меланхолия, и агрессивное отношение, и ностальгия. На фоне общественного упадка, в стихах Теофиля Готье, Шарля Бодлера, Поля Варлена, Артюра Рембо показан упадок божественного. Прозу декаданса стоит изучать на примере «Соломеи» Оскара Уайльда. В ней есть и эротика, и тревожность мыслей, и обращение к библейским мифам. В литературе, также известны Шарль де Монтескье, Виктор Гюго, Шарль Бодлер, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Иннокентий Анненский, Константин Бальмонт, Николай Добролюбов.
  • Драматургия. Прослеживается стремление каждого человека к счастливой жизни, поиск пути в рамках бытия. Ярчайшее произведение тех времен — «Синяя птица» Мориса Матерлинка.
  • Живопись. Картины того времени нарисованы густыми красками, лица людей холодные, печальные. Здесь, как и в литературе, каждый художник самостоятельно выбирал стиль. Произведения отражали и мифические сюжеты, и библейские сцены и реалистичные события. Над своими произведениями в то время трудились Михаил Врубель, Ромейн Брукс, Данте Габриэль Россетти, Франс фон Штук.
  • Музыка. В период декаданса были пересмотрены мифы, сказки, баллады, легенды. В произведениях стало важным выразить настроение нового времени, степень изменения жизни, отречься от стандартов. Музыка для балета приобретает новые формы - она теперь делает акцент на костюмы, движения героев, декорации. Знамениты произведения Николая Андреевича Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Дягилева, Иоганна Штрауса, Александра Бородина, Игоря Стравинского, Балилла Прателла, Луиджи Руссоло, Клода Дебюсси.

Декаданс современности

В наше время декаданс продолжают почитать и освещать для общества. В начале столетия в Санкт-Петербурге прозаик Маруся Климова и художник Тимур Новиков провели фестиваль искусств «Темные ночи» в стиле декаданс. Позже эту идею подхватили журналист Владимир Преображенский и группа «Бостонское чаепитие» и провели новый москвоский фестиваль .

Современный декаданс стремится к тому, чтобы стать отдельным направлением, «Куртуазным декадансом». Он представляет собой сообщество дизайнеров, музыкантов, танцоров, художников, погруженных в атмосферу эзотерики, мистицизма, изящества, аристократизма. Фактически, это интерпретация декаданса в стиле арт-хаус.

Декаданс. Красивое слово, которое при произношении будто совершает некий танец на языке. Этим словом сегодня пользуются довольно часто, применяя его к самым разнообразным вещам - от музыки до высокой моды. Зачастую причиной этому становится просто его красота и романтичная мрачность. Декадентскими сегодня любят называть воздушные черные платья, достойные современниц Эдгара Аллана По, удушливо-печальную музыку, витиеватые стихи о боли и смерти и многое другое, полное потусторонней мистики. Однако за словами всегда стоит долгая история. Раз уж слово «декаданс» снова танцует у людей на языках, стоит заглянуть за его оболочку и узнать, есть ли там что-то столь же мрачно прекрасное, как и его звучание.

Как и многие другие красивые слова, «декаданс» появился на свет во Франции. Термин этот был введен французскими историками в середине XIX века для того, чтобы кратко и емко обозначить один интересный период. Только этот период не имеет отношение к истории Франции, как многие думают. Термином «декаданс» изначально описывались события, имевшие место в Римской империи конца II -IV вв. Распад нравов, усиление социальных противоречий, политический и экономический кризис вызвали удивительный подъем культуры и искусства. В умах римских писателей и философов царили мистические и оккультные настроения, неудовлетворенность настоящим заставляла их романтизировать древность и вернуться к архаике, как в стиле, так и в языке. Именно в этот период жил и творил Апулей, автор знаменитого «Золотого осла», повествующего о похождениях беспутного знатного юноши Луция. Неприкрытый эротизм, колдовство, язвительная ирония и высмеивание безнравственности общества в этом романе отражают всю суть упадничества, пропитавшего римскую жизнь той эпохи. Помимо Апулея римский декаданс воплощали в своих произведениях такие авторы, как Плутарх, Петроний и Лукиан, называемый «Вольтером древности». Вывод из всего этого напрашивается один: кризис общественной и политической жизни зачастую служит стимулом для расцвета культуры, насыщает ее и обогащает.


Итак, декаданс хоть и означает упадок и кризис, относится скорее к области культуры, развивающейся и цветущей в непростые для общества годы. Позже этим словом стали описывать тот тип мировосприятия и комплекс умонастроений, который сложился в культуре конца XIX века. Болезненная чувствительность, душевная усталость и апатия, крайний индивидуализм и пессимизм, а также стремление убежать от действительности стали определяющими в европейской культуре рубежа веков. И снова источником таких упаднических настроений в умах писателей, философов, поэтов и художников стал кризис общественного сознания. Основатели декаданса стремились избавиться от старых течений в искусстве и создать новые, соответствующие усложненному мироощущению человека того времени. Стремясь к полной свободе творчества, авторы отказались от политических и гражданских тем и обратились к мотивам небытия и смерти, отрицанию исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей, воспеванию хрупкости красоты и любви. Одним из инструментов декадентов был эпатаж читателя и зрителя. Эпатаж воплощался в парадоксах, символах, эротизме, чувственности и мистике. Декадентское искусство рубежа веков стало таким знаковым и ярким, что первоначальное значение слова, описывающее период древнеримской истории, затерялось в пыльных архивах. Новые декаденты были весьма сложными натурами и облачили понятие декаданса в пышные вуали загадочности и запутанности. Дать одно четкое определение красивому слову стало не так-то просто. Все декаденты имеют совершенно разное мнение относительно того, что заключает в себе это понятие. Для многих декаданс неразрывно связан с символизмом. Федор Сологуб называет декадентство методом для различения символа, художественной формой для символистского содержания, «мировоззрения»: «декадентство есть наилучшее, быть может, единственное, орудие сознательного символизма». Омри Ронен писал, что декаданс является «не стилем и даже не литературным течением, а настроением и темой, которые, в равной мере, окрашивали и искусство, и научную, философскую, религиозную и общественную мысль своего времени». Красиво, витиевато, таинственно, как влажные черные глаза прерафаэлитских дев.




Суть декаданса и его философская составляющая стали по мере возможностей ясны. Посмотрим, как мысли декадентов раскрывались в разных формах искусства, и начнем с литературы. Божественное упадничество сочится из стихов Шарля Бодлера, Теофиля Готье, Поля Верлена, Артюра Рембо. Они задали тон, который немедленно подхватили русские символисты Бальмонт, Сологуб, Мережковский, Гиппиус, Брюсов. Все они писали совершенно по-разному: у одних реальность вызывала медленно стекающие по бледным щекам слезы, другие бросались в нее грубыми и агрессивными строчками, а третьи воспевали исключительно идеалы Античности. Пышная и детальная форма в стихах так плотно окутывает содержание, скрывая его от внешнего мира, что понять всю суть декадентской поэзии очень непросто. Это искусство не для публики, но для самого искусства. Этакий огромный синий бриллиант на дне Марианской впадины, до которого никто не может добраться. Что касается драматургии, нельзя не вспомнить, конечно, «Синюю птицу» Мориса Метерлинка о вечном стремлении человека к счастью и постижению бытия.


Особо выделить стоит один блистательный дуэт, который станет плавным переходом от декадентской литературы к декадентской живописи. Речь идет о захватывающей дух гармонии, которой добились в своей совместной работе писатель Оскар Уайльд и художник Обри Бердслей. Эти два англичанина создали совершенный образец литературного и художественного декаданса – пьесу «Саломея». Обращаясь к библейскому мифу о царевне Саломее, потребовавшей за свой танец от царя Ирода голову пророка Иоканаана, Уайльд переосмысливает его в духе декадентской эстетики. В пьесе царит атмосфера тревоги, болезненной эротики, мистики. Эти ингредиенты своими тончайшими черными линиями, драматичными фигурами и невесомыми композициями изобразил на бумаге Бердслей. Удивительный диалог между словами писателя и рисунками художника – это и есть «Саломея». Последним фантастическим штрихом в этой истории стал одноименный немой фильм, снятый в 1922 году Чарльзом Брайантом и Аллой Назимовой. Слова Уайльда не звучат, но читаются во взглядах и пластике тел, а обрамляют все это декорации и костюмы, повторяющие мысли Бердслея.

Балансируя между безумием и странными снами, Бердслею вторили многие художники. Врубель с его глубокими густыми цветами и образами, американка Ромейн Брукс с ее холодными портретами, прерафаэлит Россетти и его волшебные полотна, Франц фон Штук и его демонические создания – это лишь немногие, кто проиллюстрировал дух декаданса. Как и в случае с литературой, каждый декадент от живописи представляет эстетику божественного упадничества абсолютно по-разному. Прерафаэлиты отдавали предпочтение мифическим, сказочным, а иногда и библейским сюжетам, другие мастера фиксировали реальность, но оттеняли ее нотами меланхолии и мрачности, и все это творилось каждым художником в своей уникальной технике.

Что касается музыки конца XIX – начала XX века, то в ней дух декаданса отразился несколько иначе, чем в литературе и изобразительном искусстве. Неудивительно, ведь у музыки всегда особая история. Музыку рубежа эпох можно охарактеризовать двумя категориями, и можно сказать, что они обе проистекли из декадентских идей. Первый путь, по которому пошла тогда музыка – это новый взгляд на мифы, легенды и сказки. Их воплотили в нотах Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рихард Штраус. По второму пути пошли композиторы-экспериментаторы, целью которых было отречься от старых классических форм и найти нечто, что отразит стремительно меняющуюся жизнь вокруг. Здесь особая роль принадлежит футуристам, воспевателям заводов и механизмов. Они делали с музыкой такое, что тогда было уму непостижимо. Это, в первую очередь, Франческо Прателла, Луиджи Руссоло, Клод Дебюсси. Знаковым культурным событием мирового масштаба стали «Русские сезоны» Дягилева. Они воплотили в себе переосмысление балета, костюма и человеческого тела, не говоря уже о музыке. В ней революцию совершил гениальный Стравинский.


Описывать философию и искусство можно бесконечно, краткость тут таланту не сестра. Попробуем подвести некий итог. Декаданс – это не течение и даже не объединение течений. Все, что делали люди, которых именуют декадентами, нельзя назвать так просто одним словом. Лучшего всего будет сказать, что совершенно разные произведения стали реакцией разных людей на одну и ту же реальность – рубеж XIX и XX веков, переломное время, время потрясений. Упадок в обществе, как когда-то в Римской империи, вызвал бурный творческий всплеск и стал началом множества новых течений и поисков новых форм. На этом закончим разбираться в прошлом и начнем подбираться к настоящему.

Итак, декаданс – это состояние духа, настроение, в котором пребывает довольно большое количество людей. Наверное, поэтому достаточно часто можно услышать это слово применительно к бурным вечеринкам 1920-30-х годов. Как многим должно быть известно из истории, это был ужасный мировой экономический кризис. Это, во-первых. Во-вторых, 1920-е и 1930-е годы – это так называемый период между двумя мировыми войнами, адом, через который уже прошли, и подсознательным предчувствием ада, через который предстоит пройти. У Пушкина есть маленькая трагедия, которая называется «Пир во время чумы». Этим именем и можно назвать те яркие, сверкающие и безбожно дорогие вечеринки, которые устраивали богачи в 1920-30-е годы. Жажда спрятаться в бокале шампанского от ужасов недалеко прошлого, холодного настоящего и темного будущего. Как военная форма скрывает бойца от врага, так блестки и перья скрывали леди и джентльменов от их страхов, отчаяния и разочарований. Пир во время чумы стал синонимом декадентскому настроению. Искусство, конечно же, снова обогатилось: певцы «потерянного поколения» Фицджеральд, Миллер и Хемингуэй, художники Тамара де Лемпицка, Пабло Пикассо и Ман Рэй, стиль ар-деко и такой джаз, который говорит: «Жизнь прекрасна, не смотри за окно».


Что же происходит сегодня? После всех этих тысяч слов нетрудно оглядеться и понять, что сегодня имеет место очередной общественный и политический кризис, а также реакция на него творческих людей. Мы снова погрузились в декадентское настроение, и кто-то в нем попросту тонет, кто-то выплескивает недовольство реальностью в искусство, а кто-то наряжается в блестки и перья и танцует. Упреждая фразу «ничего нового не происходит», скажем: происходит новое, происходит каждый день. Кто-то пишет стихи, кто-то – роман. Кто-то рисует на маленьком или большом холсте или листе бумаги. Кто-то репетирует новую песню, а может быть симфонию. Кто-то учится у прошлого, а кто-то бьется над новыми формами. Тем более что сегодня можно все. В конце концов, кто-то безудержно веселится с бокалом шампанского, и это тоже прекрасно. Вот это и есть декаданс. И последнее: здесь ведь доказано, что божественное упадничество и грусть могут быть созидательными, не так ли?

Катерина Мячикова