Как помочь ребёнку преодолеть страхи: советы психолога. Как избавить ребенка от страхов и тревог? Рекомендации, советы психолога Как помочь ребенку преодолеть состояние страха

На протяжении долгих лет психологический комфорт детей оставался без внимания взрослых. Психологи пришли к мнению, что многие соматические заболевания у взрослых связаны с неправильным психологическим воспитанием. Невнимание родителей, издевательства сверстников, неумение общаться – все это делает малыша неуверенным в себе, порождает множество страхов и фобий, вызывает отвращение к людям, снижение внимания, ухудшение работы мозговых центров, разрушение неустановившейся психики.

Коррекция детских страхов – это целый комплекс мероприятий по воспитанию счастливой, развитой личности.

Как же провести лечение страхов у дошкольников, и возможно ли полностью побороть страх?

Страхи у детей дошкольного возраста возникают вследствие негативного психологического воздействия взрослых (родителей, воспитателей в детсаду, бабушек, дедушек, няни) или же самовнушения. Не стоит оставлять без внимания невротические расстройства, иначе в сознательном возрасте могут возникнуть более серьезные последствия. Вне зависимости от причины возникновения страха или фобии родители должны серьезно относиться к психологическому здоровью детей и активно помогать преодолеть страх. Следует понимать, что их видение мира и мышление значительно отличается от взрослого мировоззрения. Очень часто детская фантазия оживляет невоодушевленные предметы.

Главные причины страхов у детей дошкольного и школьного возраста:

  • перенесенные травмирующие психику ситуации (укус собаки, пчелы, падение и т. д);
  • психологическое давление со стороны взрослых относительно падений, убийств, несчастных случаев;
  • увиденный в детстве несчастный случай или участие в нем;
  • семейные конфликты;
  • неумение общаться и постоять за себя, издевки со стороны сверстников.

Чтобы помочь детям побороть свой страх, нужно найти причину беспокойного поведения.

Очень часто такой причиной становится досрочный выход мамы на работу. Длительное кормление грудью (3-5 лет) также приводит к психологическим расстройствам, нарушает речь. На психологическое состояние влияют все стрессы или конфликты, перенесенные мамой во время беременности.

Работа с проблемой

Лечение страхов у детей представляет собой работу по исследованию и устранению фобических расстройств. Детские страхи – это иерархическая система разных по происхождению, интенсивности переживаний, определяющихся личными особенностями восприятия, приобретенным опытом, установками, принятыми в социальной группе, и обобщенными закономерностями полового и психомоторного развития. Работа с детскими страхами предполагает четкое определение переживаний, которые считаются нормой и патологическими отклонениями. Невозможно найти детей, которые ничего не боится, но для некоторых боязнь может превратиться в навязчивую идею, которая значительно снижает качество жизни и вызывает такие негативные проявления:

  • тахикардия;
  • одышка;
  • головные боли;
  • нарушения работы ЖКТ;
  • панические атаки;
  • истеричность;
  • снижение концентрации, ухудшение восприятия;
  • эпилептические припадки и др.

Отечественные и зарубежные психологи выделяют 29 разновидностей детских страхов, испытываемых детьми с младенческого возраста до 16-18 лет. Кризисный период 7 лет. Характерными страхами для этой возрастной группы является страх смерти собственной или близких людей, одиночества, нападения, опоздания в учебное заведение.

В связи с особенностями формирования детской психики остро стоит проблема решения неприятности диагностики неврозов у детей младшего дошкольного и школьного возраста.

Опыты показали, что большая часть детей страдает от тревожности. Все это происходит вследствие неадаптированности детей к сравнительно взрослой жизни.

Нежелание идти школу

Проще всего бороться с детским страхом у дошкольников 3-5 лет. Ночные страхи у детей этого возраста чаще всего спровоцированы развитой фантазией, которая оживляет в темноте различные предметы, делая из них монстров. Преодоление фобий начинается с разъяснения ситуации и работы по адаптации к стрессору. Если это боязнь собак, можно попробовать завести щенка.

В комнате повесьте ночник. Перед сном давайте малышу теплое молоко, купайте в расслабляющей ванне с морской солью и аромамаслами. Лучше всего на нервную систему действуют такие аромамасла:

  • чайное дерево;
  • лаванда;
  • персик;
  • мелисса.

Посоветовавшись с врачом, можно пропить курс витаминов Неуробекс или Мультитабс. Они способствуют укреплению нервных клеток, улучшают мозговую деятельность.

Еще одним распространенным страхом является страх детского сада. По возможности лучше дождаться 3 лет, когда малыш будет более сознательным и сможет рассказывать о происходящих событиях. Не настраивайте заранее на негатив. Расскажите ему о том, как интересно знакомиться и общаться со сверстниками, помогите ему преодолеть страхи общения. В любом детсаду есть психолог, не стесняйтесь просить помощи в работе по адаптации.

Методы коррекционной работы

Чтобы помочь победить страх и научить ребенка преодолевать трудности, следует разобраться в концепции модели психологически здорового человека.

  • Полное принятие собственного «Я» и окружающих.
  • Полное владение рефлексией для познания себя.
  • Стремление к саморазвитию, улучшению, росту над собой.

На сегодняшний день остро стоит проблема зависимости между нарушениями со стороны неврологии и восприятием учебного материала, психомоторным развитием. К нарушениям психологического состояния у детей относят повышенную двигательную активность, нарушение внимания, агрессивность, утомляемость. Психологическое здоровье необходимо и в настоящем, и в будущем.

  • Детские страхи и их коррекция у детей дошкольного и школьного возраста рассмотрим ниже.
  • Повышение самооценки – адаптация к социуму, преодоление страха общения, принятие себя.
  • Избавление от страха – стимуляция стрессоустойчивости, обучение релаксации, формирование мировоззрения, обучение реальному восприятию окружающей среды и людей.
  • Работа с коммуникативными страхами у детей –методики по снижению суетливости, скованности, развитие навыков сотрудничества с окружающими, развитие слуховой и зрительной памяти, обучение без стеснения задавать вопросы и самовыражаться.

Структура работы

Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста проводится по 3 направлениям.

  • Дети.
  • Родители.
  • Педагоги.

Чтобы победить детские страхи, необходимо структурировать работу. Для их преодоления используется релаксационная методика, позволяющая научить детей контролировать свой организм, дыхание. Для этого используется упражнение «драка»: быстрые ритмичные вдохи и выдохи. Улучшить контроль позволяет надувание воздушных шаров.

Следующим этапом являются игры, способствующие снятию стресса, желательна работа в парах.

С педагогами и воспитателями

Побороть детские страхи можно только при обобщенной работе педагогов и опекунов. Педагоги должны понимать, как сильно влияет развитие страхов и тревожности на дальнейшую жизнь. Важно, чтобы педагоги учитывали особенности и патологии в развитии детей в обучаемой группе. У многих детей во время процесса обучения потеют руки. Такая патология далеко не всегда связана с нервным расстройством, может быть спровоцирована заболеванием внутренних органов или вегето-сосудистой системы. Еще не установившаяся психика может сыграть злую шутку и спровоцировать замкнутость, нежелание посещать учебное заведение, боязнь сделать ошибку и быть высмеянным на глазах у коллектива.

С родителями

Побороть неуверенность в себе могут помочь родители. Важно помнить об уважительном отношении к детям. Если ему хочется вам помочь помыть посуду, поставьте для него миску с водой или наладьте конвейер взаимодействия: мама моет, а ребенок вытирает и складывает. Научите дисциплине, постарайтесь разработать режим дня и распределить важные дела и этапы отдыха равномерно.

Чтобы избавить детей от страхов, важно понимать тип восприятия окружающего мира. Есть дети, которые самостоятельно обучаются, есть те, кому все нужно рассказывать в игровой форме, существует также группа детей, на которых нужно оказывать мягкое давление, чтобы они занимались обучением.

Важно показать, что его любят и ценят таким, какой он есть. Поощряйте достижения, но не акцентируйте слишком много внимания на них.

Важно сохранять самообладание в любой ситуации.

Медикаментозное и психологическое лечение

Таблетки от страха прописывают довольно редко. Это поддерживающие препараты и витамины. Они способствуют укреплению нервной системы. Медикаментозное лечение носит второстепенное значение. Чаще транквилизаторы используются для успокоения гиперактивных детей, но они всего лишь снимают симптоматику и не помогут преодолеть страхи в общении или устранить боязнь темноты. Целесообразно назначить прием лекарственных настоев на ночь. С седативными препаратами в детском лечении следует обращаться очень осторожно и принимать в крайних случаях, они влияют на психомоторное развитие.

Методы коррекции страхов предполагают различные комплексные меры, в том числе и работу с психологом. Если вы заметили, что ребенок отказывается ходить в школу, стал раздражительным, замкнулся в себе, стоит задуматься над посещением специалиста. Индивидуальная работа психолога с детьми 7-8 лет включает также общение с людьми, проживающими вместе с ним. Увидев целостную картину, врач сможет предложить адекватное решение проблемы.

Детские страхи у младших школьников 7-11 лет

Страх в данном возрасте - это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, неправильно, не так, как следует, как нужно. Они говорят о нарастающей социальной активности , об упрочении чувства ответственности , долга, обязанности, то есть о том, что объединено в понятие «совесть», как центральное психологическое образование данного возраста. Совесть неотделима от чувства вины как регулятора нравственно-этических отношений еще в старшем дошкольном возрасте.

Рассмотренные ранее страхи «не успеть», «опоздать» и будут отражением гипертрофированного чувства вины из-за возможного совершения осуждаемых взрослыми, прежде всего родителями, неправильных действий. Переживание своего несоответствия требованиям и ожиданиям окружающих у школьников - тоже разновидность чувства вины, но в более широком, чем семейный, социальном контексте.

Если в младшем школьном возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено самое благоприятное время для формирования социального чувства ответственности . Из этого вовсе не следует, что страх несоответствия — удел каждого школьника. Здесь многое зависит от установок родителей и учителей, их нравственно-этических и социально-адаптивных качеств личности . Можно, опять же, «перегнуть палку» и связать детей таким количеством правил и условностей, запретов и угроз, что они будут бояться, как кары небесной, любого невинного для возраста, тем более случайного нарушения поведения, получения не той оценки и, более широко, любой неудачи. Закодированные таким образом младшие школьники будут находиться в состоянии постоянного психического напряжения, скованности и, нередко, нерешительности из-за трудностей своевременного, не регламентированного свыше, самостоятельного принятия решений. Недостаточно развито чувство ответственности у детей «безалаберных», скользящих по поверхности, у родителей которых «все хорошо» и «нет проблем». Полное отсутствие чувства ответственности характерно для детей родителей с хроническим алкоголизмом, ведущих к тому же асоциальный образ жизни. Здесь не только генетически ослаблен инстинкт самосохранения, но окружающими людьми.

Младший школьный возраст - это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи . Рассмотрим это подробнее. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха - это собственно страх как аффективно воспринимаемая угроза для жизни, в то время как социальные формы страха являются ее интеллектуальной переработкой, своего рода рационализацией страха. Длительно существующее, устойчивое состояние страха определим как боязнь. В свою очередь, тревожность в отличие от тревоги, проявляемой в зависимости от ситуации, как и боязнь, - более устойчивое психическое состояние, лежащее в основе опасений. Если страх и боязнь - удел преимущественно дошкольного, то беспокойство и опасения - подросткового возраста. В интересующем нас младшем школьном возрасте страх и боязнь, тревожность и опасения могут быть представлены в одинаковой степени. Тревога же как преходящее чувство беспокойства возможна в любом возрасте и психологически повреждены социально-правовые устои жизни в обществе.

Имеет место и задержка развития чувства ответственности в случаях психического инфантилизма и истерии, когда ребенок вследствие чрезмерной опеки и отсутствия ограничений настолько отвыкает от самостоятельности и ответственности, что при любой попытке заставить его думать самостоятельно, действовать инициативно и решительно обнаруживает сразу же реакции протеста и негативизма.

Часто встречаемой разновидностью страха быть не тем будет страх опоздания в школу , то есть опять страх не успеть, услышать порицание, более широко - социального несоответствия и неприятия. Большая выраженность этого страха у девочек не случайна, так как они раньше, чем мальчики, усваивают социальные нормы, в большей степени подвержены чувству вины и более критично (принципиально) воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм.

Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.

Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы. В результате у детей появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычка надеяться на помощь по любому поводу. При этом тщеславные родители, жаждущие успеха любой ценой, забывают, что дети даже в школе остаются детьми - им хочется поиграть, побегать, «разрядиться», и нужно время, чтобы стать такими сознательными, какими их хотят видеть взрослые.

Обычно не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе , любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками. Другое дело, если речь идет о подчеркнуто самолюбивых, с завышенным уровнем притязаний детях, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, не ходили в детский сад, чрезмерно привязаны к матери и недостаточно уверены в себе. В любом случае они боятся не оправдать ожиданий родителей, одновременно испытывая трудности адаптации в школьном коллективе и отраженный от родителей страх перед учительницей.

Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки или отвечают у доски, потому что их мать педантично проверяет каждую букву, каждое слово. И при этом очень драматично ко всему относится: «Ах, ты сделал ошибку! Тебе поставят двойку! Тебя выгонят из школы, ты не сможешь учиться!», и т. д. Она не бьет ребенка, только пугает. Но психологически наказание все равно присутствует. Это и есть психологическое битье. Самое настоящее. И что же получается? До прихода матери ребенок готовит уроки. Но все идет насмарку, потому что приходит мать и начинает уроки сначала. Ей хочется, чтобы ребенок был отличником. А он не может им быть в силу разных не зависящих от него причин. Тогда он начинает бояться отрицательного отношения матери, и этот страх переходит на учителя, парализует волю ребенка в самые ответственные моменты: когда вызывают к доске, когда нужно писать контрольную или неожиданно отвечать, с места.

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков, и особенно для тех из них, кто перешел в другую школу, где уже произошло «распределение сил» внутри класса.

Мальчик 10 лет постоянно пропускал школу из-за слегка повышенной без видимых причин температуры. Врачи безуспешно искали источник его заболевания, в то время как он был вызван эмоциональным стрессом после перевода в другую школу, где над ним систематически издевались ребята, уже давно поделившие сферы влияния в классе. Педагог же никаких решительных мер не предпринимал, отделываясь укоризненными замечаниями в адрес не в меру агрессивных ребят. Тогда мальчик сам принял решение - больше не ходить в школу, благо температура от волнения и ожидания поднималась каждый день. В итоге он стал исправно «болеть», учительница приходила к нему домой, проверяла уроки и выставляла оценки за четверть. Так он «победил» в этой борьбе. Но какой ценой? У него развились пассивность, тревожность и прекратились контакты со сверстниками. Неудивительно, что он непроизвольно оказывал сопротивление любым попыткам улучшить его состояние и вернуть в школу. Отсутствие же своевременной поддержки со стороны учителя усугубило его беззащитность и способствовало развитию неблагоприятных черт характера.

Помимо «школьных» страхов для детей этого возраста типичен страх стихии - природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Он не случаен, ибо отражает еще одну особенность, присущую данному возрасту: так называемое магическое мышление - склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, «таинственные» явления, предсказания и суеверия. В этом возрасте переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку, верят в «чет и нечет», тринадцатое число, «счастливые билеты». Это возраст, когда некоторые просто обожают истории о вампирах, привидениях, а другие их панически боятся. Особой пугающей популярностью когда-то пользовались герои кинофильмов «Вий» и «Фантомас». В последнее время на смену им пришли космические пришельцы и роботы. А боязнь покойников и призраков была всегда. Вера в существование «темных» сил - наследие средневековья с его культом демономании (на Руси - вера в чертей, леших, водяных и оборотней). Все перечисленные страхи отражают своего рода магическую направленность, веру в необычное и страшное, захватывающее дух и воображение. Подобная вера уже и сама по себе является естественным тестом на внушаемость как характерную черту младшего школьного возраста. Магический настрой находит свое отражение в кошмарных сновидениях детей данного возраста: «Иду, иду по улице и натыкаюсь на какого-то старика, а он оказывается колдуном» (мальчик 7 лет), «Я иду с ребятами, а нам какой-то человек из глины попадается, страшный, он бежит за нами» (девочка 8 лет).

Типичными страхами у младших школьников будут страхи Черной Руки и Пиковой Дамы . Черная Рука - это вездесущая и проникающая рука мертвеца, в чем нетрудно увидеть влияние Кощея Бессмертного, точнее - всего того, что осталось от него, как, впрочем, и скелета, которого так же часто боятся в младшем школьном возрасте. Напоминает о себе и Баба Яга в образе Пиковой Дамы. Пиковая Дама - такая же бесчеловечная, жестокая, хитрая и коварная, способна наслать колдовские чары, заговорить, превратить в кого-либо или что-либо, сделать беспомощным и безжизненным. В еще большей степени ее некрофильный образ олицетворяет все так или иначе связанное с фатальным исходом событий, их предрешенностью, роком, судьбой, предзнаменованиями, предсказаниями, то есть с магическим репертуаром.

В младшем школьном возрасте Пиковая Дама может оживлять страх смерти, исполняя роль вампира, высасывающего кровь из людей и лишающего их жизни. Вот какую сказку сочинила девочка 10 лет: «Жили три брата. Они были бездомные и как-то зашли в один дом, где над кроватями висел портрет Пиковой Дамы. Братья поели и легли спать. Ночью из портрета вышла Пиковая Дама. Пошла она в комнату первого брата и выпила у него кровь. Затем сделала то же со вторым и третьим братом. Когда братья проснулись, у всех троих болело горло под подбородком. „Может быть, пойдем к врачу?", - сказал старший брат. Но младший брат предложил погулять. Когда они вернулись с прогулки, комнаты были черные и в крови. Снова легли спать, и ночью случилось то же самое. Тогда утром братья решили идти к врачу. По дороге два брата умерли. Младший брат пришел в поликлинику, но там оказался выходной день. Ночью младший брат не спал и заметил, как из портрета выходит Пиковая Дама. Он схватил нож и убил ее!»

В страхе детей перед Пиковой Дамой часто звучит беззащитность перед лицом воображаемой смертельной опасности, усиленная разлукой с родителями и идущими из более раннего возраста страхами темноты, одиночества и замкнутого пространства. Вот почему данный страх типичен для эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, привязанных к родителям.

И, наконец, Пиковая Дама - это коварная обольстительница, способная разрушить семью. В таком виде она предстает перед нами в истории мальчика 8 лет. Его строгая и принципиальная мать долгое время держала в узде отца, человека доброго, отзывчивого, бывшего чем-то вроде матери для мальчика. Сама же она, наоборот, играла роль деспотичного отца, не принимавшего мальчишескую линию поведения. В 7 лет он оказался свидетелем ночного выяснения отношений между родителями. Вскоре отец ушел к другой женщине. Затем мальчик оказался впервые в пионерском лагере, где был напуган старшими девочками, изображавшими Пиковую Даму. От страха он увидел ее как бы наяву (эффект внушения). Дома не засыпал один, открывал дверь и включал свет - боялся ее появления и того, что она с ним сделает. Подсознательно он уподоблял ее женщине, забравшей любимого отца, встречаться с которым не мог в силу запрета матери.

Страх перед Пиковой Дамой как раз и характерен для детей, имеющих строгих, постоянно угрожающих и наказывающих матерей, что, по существу, означает страх отчуждения от образа любящей, доброй и заботливой матери. Эти матери одновременно невротичны и истеричны, зациклены на своих проблемах, никогда не играют с детьми и не подпускают их к себе.

Итак, для младших школьников характерно сочетание социально и инстинктивно опосредованных страхов , прежде всего страхов несоответствия общепринятым нормам и страхов смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответственности, магического настроя и выраженной в этом возрасте внушаемости.

Светлана Сушинских
Психолог
По материалам книг А.И. Захарова «Что снится нашим детям», «Детские неврозы»

Детские страхи, в целом, нормальное явление, сопровождающее развитие и социальную адаптацию ребенка. Но если они не соответствуют возрасту, переживаются чересчур эмоционально или начинают угнетать ребенка, то для борьбы с ними требуются специальные занятия.

Непреодоленные детские страхи могут переходит во взрослую жизнь, нарушая гармоничные отношения с близкими людьми.

Страх – сильнейшая эмоция, основанная на инстинкте самосохранения. Он возникает ввиду реальной или мнимой (но воспринимаемой как реальной) опасности.

Страхи переживаются и взрослыми людьми. А в детском возрасте они могут оставить отпечаток на формировании личности. Происходит это из-за того, что опыт общения, манипуляций с предметами у ребенка очень мал, а знания об окружающем мире отсутствуют или недостаточны.

Откуда берутся: причины и особенности проявления

В начале своей жизни ребенок опасается всего нового. Он одушевляет предметы, верит в реальность сказочных персонажей и героев мультфильмов. Он слишком мал, чтобы выстроить цепь логических рассуждений, поэтому верит словам взрослых и переносит на себя их реакцию на самые разные ситуации.

Психологи выявили, что очень часто причиной возникновения страха у ребенка выступают именно взрослые люди. Порой родители излишне эмоционально предупреждают ребенка о грозящей ему опасности («Упадешь!», «Обожжешься!»), запугивают его («Отдам тебя дяде!», «Придет Баба-Яга и заберет!» и др.).

Зачастую ребенок напуган не столько самой ситуаций, сколько реакцией на нее со стороны взрослого человека. Он различает тревожные нотки в голосе, ему передается волнение.

Другими причинами, вызывающими детские страхи, являются:

  • конкретный случай – укус животного, ребенок застрял в лифте, стал участником дорожно-транспортного происшествия;
  • детская фантазия – чудовища, появляющиеся в темноте или определенном месте (шкаф, чердак, лес);
  • семейные конфликты – ребенок боится стать причиной ссор родителей, ощущает вину за ее возникновение;
  • отношения со сверстниками – если ребенок становится объектом насмешек, оскорблений, то возникает страх перед общением с ровесниками;
  • невроз – расстройство, требующее консультации специалиста, часто является причиной страхов, не свойственных детям данного возраста или протекающих чересчур эмоционально.

Увеличению количества страхов способствуют следующие факторы:

  • наличие страхов у родителей;
  • строгость в воспитании, ограничения в шумных эмоциональных играх;
  • отсутствие товарищей по играм;
  • нервно-психические перегрузки матери, вынужденной или сознательно взявшей на себя роль главы семьи;
  • гиперопека со стороны родителей;
  • воспитание в неполной семье.

Очень многие страхи возникают у ребенка именно в процессе его воспитания, что необходимо учитывать родителям.

Возрастные фобии и виды

Взросление ребенка сопровождается появлением тех или иных страхов. Такие возрастные фобии — признак нормального развития, кроме того, они важны для маленького человека, так как являются этапами адаптации к условиям окружающего мира.


Психология определяет следующие возрастные отрезки и появляющиеся в этот период виды страхов:

  • От рождения до полугода. Ребенка пугают резкие громкие звуки и резкие движения взрослых. Возникает страх перед потерей общей поддержки.
  • 7 месяцев – год . В этот период ребенок боится громких звуков (шум пылесоса, громкая музыка), незнакомых людей, любой неожиданной ситуации, в том числе смены окружающей обстановки. Этому возрасту присущ страх высоты, ребенок опасается сливного отверстия ванной или бассейна.
  • 1-2 года . Фобии предыдущего возрастного периода могут сохраняться, прибавляется страх получить травму, что связано с активным освоением двигательных навыков. Очень силен страх разлуки с родителями. Ребенок может бояться сновидений, этому сопутствует страх засыпания.
  • 2-3 года . Сохраняется страх разлуки с родителями, появляется страх отвержения с их стороны. Могут сильно пугать изменения привычного уклада жизни (появление нового члена семьи, развод родителей, смерть близкого родственника). Вызывают страх природные явления (гром, град, молния). Остается боязнь сновидений, особенно если снятся кошмары.
  • 3-5 лет . В этом возрасте дети осознают конечность жизни и начинают бояться смерти (своей, близких людей и вообще смерти). В связи с этим появляются страхи тяжело заболеть, пожара, нападения бандитов, укуса ядовитых насекомых и змей. Остается страх перед стихией.
  • 5-7 лет . В этом возрасте дети боятся потеряться и даже просто остаться одни. Появляется страх перед зловещими существами и чудовищами. Этот период характеризуется и школьными страхами, что связано с поступлением в 1 класс. Дети боятся несоответствия образу хорошего ученика. Появляется боязнь физического насилия.
  • 7-8 лет . Школьные страхи продолжают существовать. Обычно ребенок боится опозданий в школу, невыполнения заданий учителя и наказания за эти проступки – плохая отметка, запись в дневнике. Страх одиночества становится глубже и переживается как утрата любви и непринятие со стороны родителей, учителя, сверстников. Появляются страхи темных мест (подвал, чердак) и любых реальных катастроф. Остается страх перед физическими наказаниями.
  • 8-9 лет. Страх перед собственной неудачей в учебе или игровом состязании, перед собственными неблаговидными поступками, замеченными другими людьми. Дети этого возраста боятся поссориться с родителями или потерять их. Страх перед физическим насилием.
  • 9-11 лет . Продолжают пугать неудачи в учебе и спорте, появляется страх перед «плохими» людьми – хулиганами, ворами, наркоманами и др. Страх высоты и кружения (на аттракционах), тяжелой болезни. Страх перед некоторыми животными (пауки, змеи, собаки).
  • 11-13 лет . Ребенок вступает в подростковый возраст, поэтому глубоки страхи показаться глупым, некрасивым, неудачным, особенно в компании сверстников, но и мнение взрослых играет не последнюю роль. С осознанием физиологического взросления появляется страх перед сексуальным насилием. Остается страх смерти.

Все эти фобии являются нормальным проявлением возрастных особенностей. Преодоление таких страхов происходит постепенно с переходом в другую возрастную категорию.

Последствия и диагностика

Страх – своеобразная защитная функция организма. Если он проявляется соответственно возрасту, то легко поддается коррекции, да и проходит самостоятельно.

Патологический же страх, особенно проявляющийся в крайних формах, таких как ужас или эмоциональный шок, может затормозить развитие и привести к формированию особых качеств личности: замкнутость, неуверенность в себе, безынициативность. В этом случае без консультации специалиста не обойтись.

Непреодоленные страхи могут повлиять и на взрослую жизнь человека, мешать гармоничной семейной жизни, передаваться его детям.

Чтобы побороть детские страхи, необходимо их диагностировать. Трудность диагностики у детей дошкольного возраста заключается в том, что они не говорят о своих страхах. Их наличие родители могут заметить по поведению ребенка:

  • нервозности;
  • капризности;
  • беспокойному сну;
  • некоторым привычкам (грызет ногти, накручивает на палец волосы).

Диагностика детских страхов ставит целью выявить их причину. Все методики опираются на типичные особенности детской психики. Их несколько:

  • рисование – на произвольную или заданную тему (семья, школа, детский сад, можно попросить нарисовать свой страх), рисунок расшифровывается по совокупности аспектов (тематика, цвет, расположение фигур, четкость линий и др.);
  • лепка – по смыслу идентичный предыдущему метод, подходит для детей, которые не любят/не хотят рисовать;
  • специальные истории или сказки – можно попросить ребенка придумать сказку или закончить прерванную в кульминационный момент, подходит для детей старше 5 лет;
  • беседа с ребенком – вопросы должны быть тщательно продуманы, заданы в доступной для понимания форме, нельзя излишне заострять на чем-то внимание, чтобы не спровоцировать появление новых страхов, вопросы могут быть и конкретными («Ты боишься оставаться один в комнате?»).

Диагностика – первый, но очень важный шаг в коррекции детских страхов.

Как бороться родителям

В преодолении детских страхов очень многое зависит от родителей. Психологи дают следующие рекомендации:

  1. К страхам ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, какими бы нелепыми они не казались.
  2. Не следует ругать и наказывать ребенка за трусость. Этим вы только спровоцируете новые проблемы (недовольство собой, боязнь не соответствовать ожиданиям родителей).
  3. Говорите с ребенком о его страхах (кроме прочего, вы узнаете из таких бесед, чего он боится). Беседа должна проходить в спокойном доброжелательном тоне, без акцентирования на какой-то фобии.
  4. Попробуйте мягко переубедить ребенка, но не путем преуменьшения страха, а способом изменения к нему отношения. Используйте собственный пример, возможно, в виде рассказа о том, что вы тоже боялись этого в детстве и как вам удалось победить свой страх.
  5. Уверяйте ребенка в том, что рядом с вами он в безопасности.
  6. Отвлеките его каким-то интересным занятием, игрой.
  7. Не вырабатывайте у ребенка «привыкание» к страху (например, если он боится темноты, не оставляйте в темной комнате). Последствия таких действий могут быть печальными для развития и здоровья ребенка.

Главная задача родителей – помочь ребенку преодолеть страх. Избавиться от него ребенок может только самостоятельно, но без вашей поддержки ему не обойтись.

Способы коррекции детских страхов

После этапа диагностики начинается работа психолога по коррекции детских страхов. Существует несколько методик, которые помогают ребенку преодолеть тревожность, полнее раскрыть свои личностные качества, стать более раскрепощенным.

Методики могут использоваться в совокупности или по отдельности, среди них нет более или менее эффективных. Но все они должны соответствовать особенностям ребенка и не идти вразрез с его желаниями (если ребенок не любит и не хочет рисовать, то не следует использовать такие формы занятий).

Методы и приемы работы с детскими страхами разнообразны.

С помощью сказок

Это методика заключается в чтении ребенку специально придуманных психологом или тщательно подобранных сказок. Они подаются таким образом, чтобы эмоционально переживая сюжет, ребенок почувствовал себя сильным, храбрым.

Сказки со «страшными» эпизодами способствуют формированию приемов преодоления эмоционального напряжения. Но если у ребенка страх конкретного сказочного персонажа (например, Бабы-Яги), то страшные истории с его участием ребенку лучше не читать, особенно перед сном.

Методика игры

Игра – важный вид деятельности ребенка. Психологи доказали ее терапевтический эффект. Психологически направленная игра позволяет пережить травмирующее обстоятельство в выдуманном мире. В таких условиях оно предстает значительно ослабленным, а значит, преодолевается легче.

Такие игры помогают ребенку не только постепенно избавиться от конкретного страха, но и преодолеть замкнутость и неуверенность в себе.

Терапия

В эту методику входят различные приемы оздоровления психического состояния ребенка средствами различных искусств и информации, получаемой от органов чувств:

  • рисунки – с помощью изображения предмета своего страха, рассматривания его мельчайших подробностей ребенок постепенно приходит к его преодолению, анализ рисунков проводится вместе с ребенком и сопровождается доброжелательной беседой, хорошие результаты дает трансформация нарисованного объекта страха (сделать его смешным);
  • музыкотерапия – подбор специальных мелодий, оказывающих успокаивающее, расслабляющее действие, методика часто сочетается с другими формами работы;
  • танцетерапия – сочетает влияние музыки и движений тела, отвлекает ребенка от страхов, учит понимать язык своего тела, формирует способность корректировать эмоции, выражать их с помощью движений;
  • ароматерапия – сопровождает применение других методик, заключается в подборе ароматов успокаивающих, улучшающих циркуляцию крови и познавательные процессы;
  • цветотерапия – суть заключается в оформлении личного, рабочего или игрового пространства в определенной цветовой гамме, применением метода достигается положительная динамика психического развития, уменьшение тревожности.

Наиболее эффективным будет системный подход, но и применение отдельных методик пойдет на пользу ребенку.

Существует ли профилактика?

Многие детские страхи можно предупредить и предотвратить. Большая роль в профилактике отводится родителям и взрослым, осуществляющим воспитание (бабушкам, воспитателям, учителям).

  • ребенку нужен не наставник и руководитель, а любящий и понимающий человек в лице мамы и папы;
  • ощущение собственной ненужности оказывает сильнейшее негативное влияние на всю жизнь маленького человека, найдите для него время ежедневно, несмотря на свою усталость и заботы;
  • не ограничивайте ребенка в общении с ровесниками;
  • ребенку необходимо время для шумных игр;
  • не пугайте ребенка врачами, полицией, собаками, ничем и никем, ребенок все воспринимает всерьез.

Многие детские страхи можно было бы предотвратить, если бы родители знали, как правильно вести себя в некоторых ситуациях по отношению к ребенку. Страхи могут появляться очень быстро, а вот для избавления от них нужно длительное время и усилия всей семьи.

Если вы заметили у ребенка проявление страха и не знаете, как поступить, обратитесь в специалисту-психологу. Он даст нужные рекомендации, следуя которым, вы поможете своему ребенку преодолеть его фобии.

Видео: Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами

Маленькие ножки бегут по коридору и шустро запрыгивают в вашу постель с криками «Маааам, у меня под кроватью чудовище!». Знакомо?

Испытывать страх для любого здорового и нормально - это вполне естественная реакция познания окружающего мира.

Самый бесстрашный возраст у мальчиков - 4 года, а у девочек - 3 года. Больше страхов появляется у детей из неполных семей, особенно у мальчиков, живущих только с мамами

В 7-8 лет смягчаются прежние страхи, но появляются новые. Младшеклассник начинает бояться неодобрительной реакции со стороны родителей, переживать, что не сможет соответствовать их пожеланиям и ожиданиям. Так и появляются школьные страхи, например, получить плохую оценку или опоздать в школу и «нарваться» на замечание в дневнике. После 8 лет дети всё больше боятся потерять своих родителей, боятся смерти.

Часто своим чрезмерным беспокойством мы просто «заражаем» ребенка страхом, к примеру, удариться или заболеть. Правда, бывает и наоборот: недостаточная эмоциональность родителей и их излишняя строгость зарождает в ребенке большое количество страхов.

Чтобы вовремя заметить проблему, связанную с родительскими отношениями, расспросите ребенка о его снах . Если персонажи мужского типа, например, Кощей, то, скорее всего, существуют проблемы с отцом. Если же снятся женские персонажи мультиков или сказок, то это является отблеском конфликта с мамой.

Валентина Киндрицкая, психолог: «Опасными являются ситуации, когда родитель того же пола, что и ребенок, довольно суров к нему, а противоположного - мягок. Например, строгий отец и мягкая мама для мальчика и, наоборот, строгая мать и отец, любящий баловать, для девочки. Как правило, ребенок идентифицирует себя с родителем его пола. Сыну очень важна поддержка и одобрение отца, дочери - мамы. Если такой механизм одобрения и поддержки нарушается, снижается самооценка ребенка, появляется чувство неудачливости. И такая ситуация является плодородной почвой для возникновения разных страхов».

Нормальный срок существования страхов - 3-4 недели . Если в течение этого срока его интенсивность лишь возрастает, то речь идет о навязчивом страхе. Но не переживайте: до 9-10 лет от тревожности в детском характере еще можно избавиться. Действовать нужно мягко и плавно.

Как избавить ребенка от страхов

Одним из лучших способов избавиться от страхов - это . Многие психотерапевты используют именно эту практику в лечении своих маленьких пациентов. Дети расслабляются, делают то, что им интересно. Попросите нарисовать свои страхи . Главное - не говорить, как все должно быть на этом рисунке, не подсказывайте цвет, величину и не пытайтесь сделать рисунок красивым - его психологическая составляющая намного важнее внешнего лоска.

Побороть страх можно и в форме игры . Пусть ребенок выберет несколько игрушек и смоделирует ситуацию, которая его пугает. Важны здесь и сами герои, и то, что с ними делает малыш.

Маргарита Фесеева, арт-терапевт: «В моей практике был случай, когда я предложила ребенку поиграть с фигурками, чтобы выяснить, чего он боится. Он взял фигурку, назвав её Пирожок, добавил к ней импровизируемого Бармалея и Вовочку. Мальчик проиграл ситуацию, когда Бармалей заставлял Пирожка много съесть перед тем, как выходить на улицу, а затем Вовочка во дворе забрасывал его песком и обзывался. Поговорив с мамой, я выяснила, что с ними живет бабушка, которая постоянно перекармливает ребенка, с чем никто не может справиться, а со двора мальчик почти всегда возвращается грязный и расстроенный. Мама поговорила с мамой «Вовочки», объяснила ситуацию бабушке - и проблема практически разрешилась».

Если ребенок , укладывайте его спать в одно и то же время каждый день, обнимайте перед сном, дайте ему почувствовать безопасность. Купите ему пижамку с любимыми персонажами мультиков, супергероями, которые будут защищать его всю ночь, оставляйте включенным ночник.

Частый страх у младших школьников - боязнь . Чтобы побороть страх всегда перед уходом говорите ребенку, куда Вы идете и когда вернетесь, предоставьте ему возможность интересной игры на время отсутствия. Ограничьте просмотр телевизора , в частности, пугающих выпусков новостей о катастрофах, трагедиях и насилии или мультфильмов/фильмов с жестоким поведением героев.

Какой бы способ борьбы с боязнью вы ни выбрали, не оставляйте ребенка наедине со своими страхами и фобиями, не оставляйте без внимания его жалобы и не смейтесь над его мелкими проблемами (для него они ой как велики!).

Помните, что ребенку всегда нужна Ваша помощь и поддержка, даже если он о них и не просит. Все взрослые проблемы - родом из детства, так сделайте так, чтобы у Вашего ребенка этих проблем не было!