Воспитание осанки у детей дошкольного возраста. Правильная осанка у детей: залог хорошего здоровья. Питание и режим

С приобретением ровным позвоночником новорожденного физиологических очертаний, начинает формироваться осанка ребенка – его умение сохранять разные позиции тела.

Иногда же в формировании осанки намечаются «отклонения», тогда приучить свое чадо держать спинку прямо можно, используя корректор осанки для детей.


При правильной профилактике нарушений осанки у ребенка будет идеальная спина

Однако действенная профилактика нарушений осанки всегда комплексная. О ней и поговорим.

Рассмотрим, что же предписывают правила формирования правильной осанки у детей, следовать которым нужно ежедневно, с первых месяцев жизни?

Формирование осанки у детей начинается с установления и строгой выдержки распорядка дня (питание, прогулка, отдых, подвижные игры и т.д.), исключающей любые поблажки вроде «посидеть за телевизором/игровой приставкой» даже на выходных.

Правильная осанка детей дошкольного возраста зависит непосредственно от того, насколько развитыми будет мышечная и костная системы подрастающего чада. Растущий малыш постоянно нуждается в питательных компонентах, поэтому непрерывно насыщать организм кальцием, фосфором и прочим «строительным материала» нужно из всего многообразия пищевых источников.

Значительно влияет на формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста физическая активность. Но заставить чадо выполнять скучные упражнения – едва ли удаться! А потому упражнения для осанки, показанные детям дошкольного возраста, нужно преобразовать в игру.


Чтобы упражнения доставляли малышу удовольствие, нужно заниматься в форме игры

Например:

  • упражнения для формирования правильной осанки у детей до полугода необычайно просты: уложив малютку на животик, проведите пальцами рук по длинным мышцам спины, снизу вверх вдоль позвоночника.

    Выгнув спинку, карапуз развивает мускулатуру;

  • формирование правильной осанки детей 1,5-2 лет облачите в игру: постарайтесь вместе «наколоть дров», повыгибать спинку, как кошка; пускай он пройдется, подобно акробату, по нарисованной линии; или, раскинув руки, изобразит птичку, раскинувшую крылья;
  • ребенок бегает по комнате, а по команде «Встать, как солдатик», замирает и вытягивается в правильной стойке;
  • «покатайте» свое чадо, подложив ему под спинку мяч;
  • расскажите, что осанка – основа красивой походки, но беседа для детей должна быть подкреплена наглядным примером. Посоревнуйтесь с подрастающей малышкой, кто из вас лучше справится с ролью балерины или модели, – дефилируйте по комнате, балансируя с нетяжелой книгой на голове.

Запомните, чего не следует делать:

  • новорожденного, не достигшего 3 месяцев – долго держать в вертикальном положении;
  • малышу до полугода – долго сидеть;
  • ребенку, не достигшему 9 месяцев – долго стоять;
  • поднимать и носить тяжести весом не более 2 кг можно лишь с 5 лет.

Подойдите щепетильно к оснащению детской комнаты. Ее обстановка также должна располагать к развитию правильной осанки у ребенка.

Как это сделать:

  1. Кровать ребенку выбирайте с жесткой основой, подушку – плоскую, матрац – ровный и не проминающийся. С двух лет ребенок может спать на детской ортопедической подушке.


  2. Развитие правильной осанки детей во многом зависит от освещения детской: качественное освещение письменного стола даже в пасмурные зимние дни избавит будущего школяра от вынужденной меры «скрючивать» спину и поджимать плечи, рассматривая тетрадь с прописью или рисунком, – подсветите рабочую зону светильниками и бра.
  3. С 5-6 лет начинается активная подготовка к школе, а вместе с тем назревает вопрос, как сохранить спину малыша «прямой»?

    Правильная осанка ребенка во время работы немыслима, если стол завален игрушками, ноги его болтаются под чрезмерно высоким стулом, а локти «парят» над высоким столом.

    Правильная осанка ребенка при чтении и письме – спина опирается на спинку стула, голова чуть склонилась вперед, локти не свисают со стола. Между корпусом малыша и столом должен сохраняться промежуток, в который легко пройдет повернутая ребром ладонь. Высота предназначенного для научных изысканий стола – выше уровня локтя на 2-3 см (при опущенных руках).


    Правильное рабочее место малыша помогает сформировать красивую осанку

    Стул для правильной осанки не менее важен, для детей его выбирают так: спинка повторяет физиологические изгибы тела, высота стула равна высоте голени, ноги ребенка при посадке стоят на полу.

  4. Не удивляйтесь, но на осанку влияет и подбор одежды. Будучи узкой, она стесняет движения, заставляет сутулиться, подавляя желание расправить плечи.

    В широкой же одежде, особенно зимней, великоватой на 1,5-2 размера, ребенок затрудняется координировать движения, осанка «теряется» из-за неудобства.

  5. Что же касается попыток юных модниц 12-13 лет «носить каблуки», их следует пресекать. Постоянное смещение центра тяжести из-за длительного хождения на высоком тонком каблуке приводит к наклону позвоночника и таза вперед, что помимо нарушений осанки, в будущем грозит развитием узкого таза и тяжелыми родами.

Это лишь основные меры, которые нужно учитывать при воспитании и формировании правильной осанки ребенка. При наметившихся отклонениях от профилактических мер следует перейти к лечебным.

Почему позвоночник «отклоняется от оси»?

Нередко приходится наблюдать, как молодая неопытная мамочка несет своего карапуза, поддерживая хрупкую спинку одной рукой, или, прогуливаясь с подрастающим чадом, тянет за руку вверх. Несформировавшиеся позвоночник и плечики малыша буквально «перекошены». А как часто продолжением волнительного момента сборов в первый класс становятся многочасовые бдения над уроками за «неправильным» столом!


Многочасовые занятия в неправильной позе вызывают нарушения осанки

Возможно, если отмечаются нарушения осанки ребенка, причины тому в неправильной рабочей позе.

Так, застав врасплох дошкольника, привыкшего стоя на одной ноге рисовать, объясните, чем грозит в будущем «перекошенная» спина.

Правильная же осанка детей школьного возраста нередко страдает из-за телевизора и компьютера, заменивших без и игры на улице, и вот итог – у 4 из 5 ребят отмечают:

  • Плохое развитие мускулатуры и «вялую» осанку. Нахождение в статичной позе ребенку затруднительно, переминаясь с ноги на ногу, он ищет опору;
  • Чрезмерную выпуклость грудного кифоза – сутулость. Частое следствие привычки неправильно сидеть, работая за столом или неверной позы во сне;
  • Быстрый рост костей, сопровождающийся отсталостью развития мышечной системы. Физиологические изгибы позвоночника уплощаются, – спина выглядит плоской;
  • – боковое искривление позвоночника.

Когда стоит беспокоиться?

Исправить недочеты и сформировать правильную осанку ребенка возможно до наступления полового созревания. Не упустить нужный момент поможет осмотр ребенка. Пускай раздетый до трусиков малыш станет, опершись на обе ноги, соединив пятки и раздвинув носки, руки вдоль тела. Проверьте симметричность расположения лопаток, талии, высоту плечей, посадку головы. Взгляните, не выпячены ли грудь и живот?


Провести осмотр ребенка можно прямо дома

Иногда исправление осанки ребенка требует помощи ортопеда, визит к которому неотложен, если:

  • шея малыша постоянно отклоняется к одному плечу;
  • ребенок быстро устает и сутулит спинку;
  • у него немеют руки;
  • , двигаются туго или опухают;
  • малыш имеет врожденные патологии органов опоры (вывих бедра, колена, и пр.).

Что делать?

Определив серьезность недочетов, врач, вероятно, посоветует скорректировать их при помощи специальных конструкций. Что же представляет собой корректор осанки для детей и как его выбрать:

  • Реклинатор, или фиксатор осанки для детей выравнивает позвоночник при начальных стадиях нарушений осанки благодаря отведению плечей назад и их фиксации на одном уровне мягкими лентами;
  • Корсет для правильной осанки необходим для детей на любой стадии искривлений позвоночника.

    Фиксируя позвоночник в анатомически верном положении, эластичный корсет снимает нагрузку с поясницы и грудного отдела, или, будучи жестким, помогает перераспределить чрезмерную боковую нагрузку, характерную для сколиоза, корректирует проблемную зону искривления.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки у детей обязательны! Их комплекс формируют, учитывая причину, выраженность изменений, возраст ребенка. Зарядка для исправления осанки для маленьких детей – развлечение; для подростков – учебное пособие. Корректирующая гимнастика для осанки должна занимать около 20 минут для детей возрастом до 7 лет и около 45 минут – для школьников. Набор упражнений – всегда индивидуален, а их выполнение регулярно проверяется обоими родителями и ортопедом.

Комплекс упражнений для развития правильной осанки у детей 6-7 лет смотрите в видео:

В заключение приведем небольшой комплекс упражнений для коррекции и формирования правильной осанки у детей.
Упражнения:

  1. Лежа на спине, ребенок:
    • Поднимает ноги;
    • Изображает езду на велосипеде;
    • Работает ногами, изображая ножницы.
  2. Стоя:
    • Изображает хождение по бревну;
    • Наклоняется в стороны, удерживая за спиной обруч;
    • Став на носочки, приседает, удерживая гимнастическую палку;
    • Взявшись за концы гимнастической палки, поднимает руки, заводит палку за спину, делает наклоны в разные стороны.
  3. Прочие упражнения:
    • Малыш импровизирует, изображая медвежонка, передвигающегося на четвереньках;
    • Желательно оборудовать детскую комнату турником или шведской стенкой и периодически «висеть», сгибая ноги под прямым углом.

Желаем Вашим детям здоровья!

«Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста »

Дошкольный возраст - период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы - разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчивая легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, способность без напряжения держать прямо туловище и голову (с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах - вперед, в грудном и крестцовом - назад).

При неправильной осанке естественные изгибы позвоночника заметно увеличены. Кроме того, могут развиваться боковые искривления позвоночника - сколиозы.

Многие искривления позвоночника можно предупредить, а в начальной стадии - исправить. Поэтому нельзя не обращать внимания на неправильную осанку, неодинаковое положение плеч и лопаток, смещение таза и т. п. Детей с нарушениями осанки надо показать врачу-ортопеду и специалисту по физической культуре. Для предупреждения неправильной осанки необходимо ежедневно заниматься гимнастикой.
В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка еще не совсем сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их бурного роста (в 6 - 7 и в 11 - 15 лет).

Нарушение осанки нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшаются экскурсия грудной клетки и диафрагмы, колебания внутригрудного давления, понижается жизненная емкость легких. Эти изменения неблагоприятно влияют на сердечнососудистую и дыхательную системы, приводя к снижению физиологических резервов детского организма.

Отчего может нарушиться осанка?

Вот некоторые из многих причин:

1. Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов, как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе, как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях и школах.

2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и туже ногу.

Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги (проверка: поставьте ребенка на разные напольные весы, так, чтоб одна нога была на одних весах, другая на других и проверите показания).

О равномерном распределении массы тела можно говорить тогда, когда ступни при ходьбе параллельны. Вот почему воспитание правильной ходьбы - это помещение ребенка в такую ситуацию, когда ноги его окажутся параллельными, например ходьба по узким дорожкам, доскам.

Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, (калачиком) и пр. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спину стула, поджав под себя ногу). Спать нужно на твердой постели, на которую ребенок будет опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения, поэтому нужен еще мягкий матрац и подушка . Лучше всего, если подушка находится между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой, но небольшой. Лучшая поза для сна - на спине, с разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.

Нарушения осанки чаще всего развивается у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для качественного укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.

Отклонения в осанке не только не эстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие - меньшее поступление кислорода к тканям. Еще более важна хорошая осанка для девочки как для будущей женщины.

Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы - разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

Как облегчить процесс сидения? Что значит правильная посадка?

При правильной посадке бедра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы касаются пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низко, что голени поднимаются выше уровня тазобедренных суставов. Спина должна быть параллельна спинке стула. Если она наклонена вперед, может развиться сутулость, если излишне опирается на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины.

Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы, и ребенок может свободно и глубоко дышать. Очень высокий стол вызывает подъем локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребенок сутулится и сгибает туловище вперед. Так что неправильная посадка за столом - это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости всех внутренних органов (ОРЗ, атония кишечника).

Что значит стоять для дошкольника?

Стояние, особенно в определенной позе, очень утомительно для ребенка, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать, пытаясь прислониться к чему-нибудь.

ПОМНИТЕ!

Наказывая своего ребенка стоянием в углу, вы наказываете его физически.

Как не пропустить нарушения осанки?

Предупредить всегда легче, чем лечить!

На первых порах нарушения переходящие. Если ребенок, несмотря на все правильные профилактические мероприятия, предпочитает неправильные позы и положения, нужно обратиться к врачу или врачу или врачу ЛФК и строго выполнять его рекомендации. Постоянные напоминания о том, как правильно ходить, ничего не дадут, так как ребенку в этом возрасте нужно повторить одно упражнение от 33 до 68 раз, чтобы понял и воспроизвел точно это движение.

Поэтому здесь на помощь придет гимнастика - специальные тренировочные упражнения, способствующие воспитанию правильной ходьбы, развитию чувства, равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины.

Для воспитания правильной ходьбы и чувства равновесия учите ребенка ходить с параллельными стопами. Это можно делать на дорожках, скамьях, ступеньках, стесанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Кромка тротуара - великолепное пособие для этого.

Для воспитания осанки учите ребенка проползать под чем-либо (стул, стол и т. д.).


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа по методике физического воспитания

Тема: «Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Введение

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.

Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка. Позвоночник взрослого человека имеет небольшие изгибы: в шейном и поясничном отделе - вперед, в грудном и крестцовом - назад. Они образуются постепенно по мере роста организма, особенно после того как ребёнок научится стоять и ходить. Эти изгибы имеют положительное значение для организма, так как смягчают резкие вертикальные нагрузки на позвоночник (при прыжках, падении и др.); они называются физиологическими изгибами.

Осанка - привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.

Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется. Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. Не приходится убеждать кого-либо в большой роли физического воспитания как фактора, формирующего осанку ребенка. Естественно, что задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание не единственный фактор, влияющий на осанку. Последняя зависит и от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы.

Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Поэтому важно строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).

Важно постоянное наблюдение в процессе всей жизни за положением тела каждого ребенка. Только общими усилиями воспитательного учреждения, семьи, при активном участии и контроле медицинского персонала можно добиться формирования правильной осанки у детей.

Тем не менее, многие ученые отмечают: на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе и детей.

Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Главные причины такого положения: недостаточная двигательная активность; переуплотненность групп; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха в детском саду; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы. Многие дошкольные учреждения не имеют спортивных залов, оборудованных спортивных площадок для проведения физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр.

Таким образом, проблемой нашего исследования является изучение процесса формирования навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования навыка правильной осанки.

Предмет исследования: система коррекционных упражнений по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить процесс формирования навыка правильной осанки в дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

Теоретическое изучение специальной литературы и передового опыта по проблеме формирования осанки в дошкольном детстве.

Обследование детей подготовительной к школе группы для выявления уровня сформированности правильной осанки.

Определение системы физических упражнений для коррекции неправильной осанки, опробация их на базе подготовительной к школе группы ДОУ №___г. ____.

Глава 1. Теоретические основы формирования навыка правильной осанки у дошкольников

осанка физический упражнение

Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения.(проф. В.П. Правосудов). Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья.

При осмотре человека, имеющего правильную осанку, определяется вертикальное положение головы, подбородок слегка приподнят, шейно-плечевые углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем, одинаковы, плечи расположены на одном уровне, слегка опущены и разведены, грудная клетка симметрична относительно средней линии. Точно также при правильной осанке симметричен живот, лопатки прижаты к туловищу на равном расстоянии от позвоночного столба, нижние углы лопаток расположены на одной горизонтальной линии.

При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, а также умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночного столба. Благодаря физиологическим изгибам увеличивается его устойчивость и подвижность, а также проявляются рессорные свойства, предохраняющие головной и спиной мозг от сотрясений.(В.П.Правосудов, с.351).

Как же определить осанку ребенка дошкольного возраста? Сделать это можно следующим образом: поставить малыша спиной к себе на возвышение так, чтобы лопатки находились на уровне ваших глаз (ребенок в трусах, без майки). Поговорить с ним для того, чтобы снять первоначально возникшее у него напряжение и увидеть естественную картину состояния позвоночника. Посмотреть спереди, как расположены у него плечи: составляют ли они одну прямую горизонтальную линию или одно несколько выше другого, развернуты или сведены; сзади увидеть, не отстают ли лопатки, симметричны ли надплечья. (Е.Н.Вавилова, с.15).

А можно сделать так: сантиметровой лентой измерьте расстояние от 7 шейного позвонка (наиболее выступающего) до нижнего угла левой, а затем правой лопаток (ребёнок во время измерений должен быть раздет до пояса и стоять в непринуждённой позе). При нормальной осанке эти расстояния равны. Оценить осанку ребёнка поможет и так называемый плечевой индекс. Измерьте сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, затем со стороны спины (плечевую дугу).

Плечевой индекс = (ширина плеч/плечевая дуга)*100%. Если плечевой индекс равен 90 - 100%, у ребёнка правильная осанка. Меньшая величина индекса свидетельствует о её нарушении.(В.М.Краснова, с.28).

Позвоночный столб новорожденного ребенка имеет только одну кривизну - крестцово-копчиковый изгиб. Остальные изгибы начинают формироваться позднее. Это связано с определенными этапами в развитии ребенка и обусловлено развитием и функционированием мышц. Так, шейный изгиб позвоночника появляется после того, как ребенок начинает держать голову, т.е. под влиянием работы мышц спины и шеи. У ребенка, начинающего сидеть (6-7 месяцев), образуется грудной изгиб позвоночника. Поясничный изгиб образуется под воздействием мышц, обеспечивающих сохранение вертикального положения туловища и конечностей во время стояния и ходьбы. (В.П.Правосудов, с.352, Е.А.Лебедева, с.4)

Осанка человека рано принимает характер навыка и может определяться уже в дошкольном возрасте. Вначале она неустойчива, так как в период роста организму ребенка свойственна неравномерность в развитии костного, суставно-связочного аппаратов и мышечной системы. Это несоответствие постепенно уменьшается, и к окончанию роста осанка стабилизируется.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. (В.П.Правосудов, с.353).

Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у дошкольников: искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость; асимметричное положение плеч и др.

Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту ребенка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели на боку); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр; ношение какого-либо груза в одной и той же руке). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствуют также частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.

Е.Н.Вавилова дала рекомендации по подбору мебели для ребенка в детском саду (с.13). Мебель подбирают в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Конструкция стола и стула должна обеспечивать, во-первых, опору для туловища, рук и ног, во-вторых, симметричное положение головы и плечевого пояса.

Размер мебели должен соответствовать росту ребенка: длина сиденья стула - длине бедер, высота его ножек - длине голеней. Хорошо, если спинка стула имеет небольшой наклон назад, что позволяет откинуться, расслабиться, дать отдых позвоночнику. Стопы должны стоять на полу (или на подставке, если стул велик для данного ребенка).

Е.А.Лебедева предлагает подбирать мебель для детей, исходя из следующей таблицы:

Размеры основной мебели для детей

Постель не должна быть слишком мягкой, подушка - большой. Длина кровати больше роста ребенка на 20-25 см, чтобы он смог свободно вытянуться.

Поза ребенка в любых видах его деятельности должна постоянно быть в центре внимания взрослых.

Во время сна ребенок может часто менять положение своего тела (ведь дети спят днем 1,5-2 часа, а ночью 10-11 часов). Нельзя допускать, чтобы малыш спал, свернувшись «калачиком», с подтянутыми к груди ногами. В этом положении смещаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник. Вся тяжесть тела падает на две точки - плечевой и тазобедренный суставы, а позвоночник провисает между ними. Связочно-мышечный аппарат перерастягивается.

Лучше всего, если ребенок спит на спине, голова на небольшой подушке, матрац ровный, плотный.

Если ребенок стоит, надо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. В естественном положении ноги несколько расставлены (так удобнее удержать равновесие), носки немного развернуты наружу. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.

Сохранение хорошей осанки при движениях более сложно. Мышцы должны действовать, напрягаясь и расслабляясь, и этим поддерживать равновесие тела. Особенно большое участие принимают мышцы плечевого пояса, шеи, спины, таза, бедер. Движения этих мышц должны быть согласованными, взаимосочетаемыми.

При ходьбе у ребенка с хорошей осанкой плечи на одном уровне, грудная клетка расправлена, лопатки чуть-чуть (без напряжения) отведены назад, живот подтянут, смотреть надо прямо (вперед на 3-4 шага). Идти надо не сутулясь, ногами не шаркать, спокойная ходьба сопровождается легкими взмахами рук, быстрая --энергичными движениями рук.(Е.А.Лебедева, Е.В.Русакова, с.14).

Опасность изменения осанки малыша, начинающего ходить, может возникнуть, если его водить за одну и ту же руку в течение продолжительного времени - это стимулирует боковое искривление позвоночника, асимметрию плечевого пояса.

В возрасте 2-3 лет дети много ходят, и неокрепшие мышцы могут не выдержать длительной нагрузки. В результате дети принимают облегченные положения, которые переходят в привычку (наклоняются, чрезмерно сгибают ноги в коленях). Чтобы этого избежать, необходимо чередовать движение и покой. Гигиенисты считают, что отдых лежа в горизонтальном положении для дошкольников должен быть в середине дня не менее 1-2 часов. При длительном пребывании на ногах развивается статическое плоскостопие, искривляются трубчатые кости. В верхней и нижней трети (зоны роста) этих костей могут появиться утолщения. Это говорит о том, что кости растут не в длину, как положено, а в ширину. (Е.Н.Вавилова, с.18)

Поза за столом во время рисования, рассматривания иллюстраций, во время настольно-печатных игр должна быть удобной и не напряженной. Локти обеих рук на столе, плечи находятся на одном уровне, голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола должно составлять 30-35 см, между грудью и столом - 8-10 см (проходит ладонь). Сидеть ребенок должен с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не перекашиваясь на одну сторону. Стопы должны стоять на полу (или на подставке). При такой позе голеностопный, коленный и тазобедренный суставы образуют прямой угол. Нельзя допускать, чтобы дети сидели скрестив ноги, зацепляли их за ножки стула.(Е.А.Лебедева, Е.В.Русакова, с.16)

Работу по формированию правильной осанки и коррекции ее нарушений должны вести не только врачи. Ведь дефекты осанки, кифозы, лордозы, сколиозы и плоскостопие могут развиваться еще в грудном возрасте, когда в костной системе ребенка имеется большое количество неокостеневшей хрящевой ткани. Они возникают в результате того, что слишком рано детей начинают сажать, ставить на ножки или учить ходить. Недостаточно развитые мышцы испытывают большую статическую нагрузку, а это приводит к деформации опорно-двигательного аппарата. (Е.А.Лебедева, Е.В.Русакова, с.20)

Помнить о хорошей осанке следует и в спортивных упражнениях детей, указывает Е.Н.Вавилова. Так, при игре в настольный теннис, бадминтон участвует одна рука, возможен перекос плечевого пояса. Катание на самокате зачастую выполняется толчком одной ногой, что также может привести к искривлению позвоночника. При длительном использовании велосипеда, плохом подборе его размера может появиться сутулость спины, перекашивается таз, грудная клетка сжимается. Чрезмерные прыжки в классики, через скакалку дают большую нагрузку на позвоночник, своды стоп, особенно если подскоки выполняются тяжело (у ребенка плохая координация движений). Совершенно необходимо соблюдать регламент и правила при занятиях спортивными упражнениями, целесообразно сочетать разные их виды.

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.

В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений, по словам М.Алиева (с.18), являются гимнастические упражнения с различными предметами. Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Малышам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных исходных положений - стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.

Упражнения для малышей 2-3 лет чаще носят игровой характер: имитируют движения животных, птиц и др. Главное - вызвать у детей желание двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Колобок» ребенок, лежа на животе, перекатывается несколько раз в одну, потом в другую сторону; тянется вверх, изображая «великана». (Е.Н.Вавилова, с.19).

Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастикой и во время физкультминуток можно использовать следующие упражнения (М.Алиев):прогибание спины с обручем или с мячом в руках; наклоны в стороны с обручем за спиной; приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках; наклоны назад с разведением рук в стороны; наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх лежа на спине; ползание на четвереньках; ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др.

Очень эффективны упражнения, особенно на начальном этапе работы, проводимые в игровой и соревновательной форме, например: «лыжник» - приседание с отведением рук назад; «кошка» - ходьба на четвереньках с прогибанием и выгибанием спины; «Кто лучше и точнее выполнит упражнение»; «Делай как я» и др.

Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки), и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок мог фиксировать правильное положение тела. (М.Алиев, с.20)

Большой интерес для формирования навыка правильной осанки представляет система физического воспитания разработанная Н.Н.Ефименко. Любую форму двигательной активности детей он предлагает начинать из лежачих или горизонтальных положений, как наиболее естественных, простых, разгрузочных. И постепенно усложнять двигательный режим к более вертикальным, нагрузочным, гравитационным положениям стоя и далее в ходьбе, лазании, беге и прыжках. Причем, чем меньше возраст детей (1-3 года) тем более естественными, доминирующими для них в занятиях будут лежачие или горизонтальные положения (лежа на спине, на животе, на боку, переворот со спины на живот, ползание по-пластунски, упражнения на четвереньках, в позе сидя, на коленях). И наоборот, чем старше дети (5-7 лет), тем более предпочтительнее в их двигательной активности вертикальные положения, прямостояние, ходьба, лазание, бег, подскоки, прыжки.(с.26)

Занятия Ефименко проводит в форме спектаклей, с определенным сюжетом, что очень нравится детям. Вся программа Н.Н.Ефименко построена на том, что «детей можно вырастить здоровыми, если делать это в гармонии с естественными силами Природы и биологическими процессами» (с.48).

Кроме того, Ефименко создал горизонтальный пластический балет («пластик-шоу»). Выполняя программу пластического балета, малыш «погружается в особый мир движений, музыки, ритма, ассоциаций и вызванных ими эмоций» (с.168).

Все позы в программе «пластик-шоу» горизонтальные: лежа на спине, животе, на боку, переворот со спины на живот, упражнения в упоре лежа, в упоре сзади, ползание по-пластунски, на четвереньках, упражнения в позе сидя и в позе на низких и высоких коленях.

Все движения пластичные, мягкие, плавные.

Упражнения выполняются под соответствующую музыку с использованием элементов хореографии.

По словам Н.Н.Ефименко горизонтальный пластический балет имеет ряд преимуществ для коррекции осанки. Во-первых, режим горизонтированных поз обеспечивает позвоночнику оптимальное положение для коррекции, разгрузки, расслабления. Во-вторых, деятельность сердечно-сосудистой системы также находится в щадящем режиме, в то же время нестоячие, неходячие дети имеют возможность нагрузить себя функционально. И, кроме того, музыкальность программ, наличие элементов хореографии, театрализации позволяют создать у детей во время упражнений положитель-ный эмоциональный фон.(с.179).

Еще один из методов коррекции осанки это плавание.

Тело человека обладает плавучестью, поскольку его удельный вес приближается к удельному весу воды. Поэтому, находясь в водной среде, оно становится почти невесомым. Это имеет практическое значение: освобождается от нагрузки опорно-двигательный аппарат, включая позвоночник и связки.

Исследования и практический опыт показали, что детский организм при плавании способен переносить относительно высокие нагрузки. И, наоборот, продолжительные физические упражнения на суше, при которых основная нагрузка приходится на опорный аппарат, вызывают чрезмерное напряжение еще недостаточно окрепших костей, связок и позвоночника.(Г.Левин, с.9).

При плавании тело лежит в воде почти горизонтально и находится в вытянутом состоянии. Поэтому часто весьма серьезные искривления позвоночника исправляются с помощью плавания. Во время плавания мышцы конечностей ритмично напрягаются и расслабляются.

При любых способах плавания руки принимают активное участие в движении. Это особенно характерно для кроля и плавания на спине. Кроме того, эти способы плавания влияют на гибкость позвоночника (вследствие активного попеременного движения руками в воде и над водой). Поэтому плавание активно рекомендуется ортопедами и педиатрами для предупреждения и лечения нарушений осанки и сутулости.

При исправлении дефектов осанки используются определенные упражнения.

Для профилактики и коррекции сутулости (кифоза): прогибание спины назад с отведением рук вверх назад; ходьба на носках с прогибанием спины; прогибание спины, сидя на стуле (скамейке) с потягиванием; вытягивание сцепленных рук назад; прогибание спины в положении лежа с упором на локти; прогибание спины стоя на четвереньках и коленях; наклоны назад с отведением рук в стороны.

При искривлении позвоночника в поясничном отделе (лордозе): наклоны вперед с доставанием носков (пола); упражнение «велосипед» - в положении лежа на спине; наклоны туловища вправо и влево; сгибание ног и отведение в сторону, стоя спиной к вертикальной плоскости; сгибание ног в положении лежа; доставание носков ног в положении сидя на коврике (скамейке); подтягивание бедра к груди лежа на спине.

При плоскостопии и для его предупреждения вводятся упражнения, направленные на укрепление мышц стопы и голени: ходьба на носках и босиком по неровной поверхности (песку, мелкой гальке), на носках и пятках, на наружных краях стоп, по гимнастической палке и растянутому на полу канату; захватывание мяча ногами; собирание мелких предметов пальцами ног и переноска их на небольшое расстояние; катание обруча, мяча пальцами ног.

При боковом искривлении позвоночника (сколиозе): пружинящие наклоны вправо и влево; поднимание левой руки вверх с отведением правой назад и наоборот; прогибание спины с отведением левой руки вверх в положении лежа на животе, затем то же с отведением правой руки; прогибание спины из положения стоя на четвереньках с подниманием левой руки вверх, затем то же для правой руки. Упражнения, выполняемые лежа на спине, животе разгружают позвоночник, способствуют увеличению подвижности пораженного сегмента, укрепляют мышечный корсет.(М.И.Фонарев, с.235).

В.М.Краснова предлагает следующие упражнения для коррекции осанки.

Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые у вертикальной плоскости (стены, гимнастической стенки):

1.И.п. - основная стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками; 1-2 - поднять руки через стороны вверх; 3-4 - вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

2.И.П. - основная стойка у стены; 1-2 - подняться на носки, руки вперед; 3-4 - опускаясь на пятки, вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

3.И.п. - основная стойка у стены; 1-2 - поднять правую ногу, согнутую в колене, руки в стороны; 3-4 - опустить правую ногу, руки вниз; 5-6 - то же другой ногой; 7-8 - вернуться в и.п. Повторить каждой ногой 3-4 раза в медленном темпе.

4.И.п. - основная стойка у стены; 1-2 - шаг вперед правой (левой) ногой; 3-4 - вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

5.И.п. - стойка ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе, касаясь стены затылком, пятками, спиной и ягодицами; 1-2 - наклон вправо; 3-4 - вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза в каждую сторону в медленном темпе.

6.И.п. - основная стойка у стены; 1-2 - присесть, руки вверх; 3-4 - вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 3-4 раза.

7.И.п. - основная стойка у стены; 1-2 - поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене, и захватить руками голень;3-4 - опуская ногу, вернуться в и.п. Повторить каждой ногой 3-4 раза в медленном темпе.

Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые с удержанием предметов на голове:

1.И.п. - основная стойка с мешочком на голове; 1-2 - подняться на носки, руки на поясе; 3-4 - опускаясь на пятки, вернуться в и.п. (не уронить предмета). Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

2.И.п. - основная стойка с мешочком на голове; ходьба на носках, руки в стороны, удерживая на голове мешочек (10-15 с). Повторить 2 раза с интервалом в 1-2 мин.

3.И.п. - ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе, на голове деревянный кубик; 1-2 - подняться на носки, руки в стороны (не уронить предмет); 3-4 - вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

4.И.п. - основная стойка с мешочком на голове; 1-2 - подняться на носки, повернуть туловище вправо (влево), руки в стороны; 3-4 - вернуться в и.п. Повторить 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.

5.И.п. - основная стойка с резиновым кругом на голове; 1-2 - присесть, руки в стороны (не уронить предмет); 3-4 - вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

6.И.п. - основная стойка с мешочком на голове; 1-4 - два приставных шага на носках вправо; 5-8 - два приставных шага на носках влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.

7.И.п. - основная стойка с деревянным кубиком на голове; ходьба на носках по гимнастической скамейке, руки на поясе. Повторить в медленном темпе 1-2 раза с интервалами 1,5-2 минуты.

В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение ее дефектов, должны быть положены следующие принципы: индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку и постепенное нарастание нагрузки в применяемых физических упражнениях. Нагрузка во время занятий не должна превышать функциональных возможностей дошкольников и без ущерба для их здоровья улучшать физическое развитие и осанку.

Таким образом, при подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок.

Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры. В особо сложных случаях, когда специалист обнаружил у ребенка серьезное нарушение осанки и предложил курс лечебной физкультуры в поликлинике, родители должны обеспечить это лечение, выполнять все рекомендации ортопеда. Раннее выявление и коррекция нарушений принесет более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей дошкольного возраста навыка правильной осанки

Для того, чтобы изучить процесс формирования осанки у детей дошкольного возраста были обследованы 5 детей подготовительной группы ДОУ №__ г.____.

Для определения осанки у этих детей были применены рекомендации Вавиловой Е.Н. и Красно- вой В.М. Ребенка без майки мы ставили спиной к себе на возвышение, таким образом, чтобы его лопатки находились на уровне глаз взрослого. Затем мы смотрели, на одном ли уровне расположены плечи, развернуты ли они или сведены; на равном ли расстоянии от позвоночника находятся лопатки; определяли, на одной ли горизонтальной линии расположены нижние углы лопаток. При осмотре сбоку определяли выраженность физиологических изгибов позвоночника; не выступают ли лопатки; не выходит ли линия живота за линию грудной клетки.

В результате этого обследования были определены следующие особенности осанки детей:

У ______(Ф.И.) правое плечо несколько выше левого, нижний угол правой лопатки также несколько выше угла левой лопатки. Физиологические изгибы позвоночника в норме.

У ______(Ф.И.) все показатели соответствуют норме.

У ______(Ф.И.) несколько сведены плечи, при осмотре сбоку заметно небольшое увеличение грудного изгиба и уменьшение поясничного изгиба позвоночника.

У ______(Ф.И.) все показатели соответствуют правильной осанке.

У ______(Ф.И.) все показатели в пределах нормы.

Затем мы оценивали осанку ребёнка с помощью плечевого индекса. Мы измерили сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди ребенка, затем со стороны спины (плечевую дугу).

Плечевой индекс = (ширина плеч/плечевая дуга)*100%.

Результаты данных измерений представлены в таблице:

Фамилия И.

Плечевая дуга,

Плечевой

Если плечевой индекс равен 90 - 100%, у ребёнка правильная осанка. Меньшая величина индекса свидетельствует о её нарушении.

Это обследование выявило, что у двоих детей имеются нарушения осанки. У одного ребенка - искривление позвоночника в виде бокового его отклонения (правосторонний сколиоз); у другого - небольшое отклонение в грудном отделе позвоночника (кифоз).

Для данных детей был составлен индивидуальный комплекс физических упражнений по коррекции осанки, в котором были использованы упражнения, предлагаемые Е.Н.Вавиловой, М.Алиевым и В.П.Правосудовым. (см. Приложение, Протоколы 1,2).

Также было рекомендовано обращать особое внимание на осанку детей во время занятий за столом, не допускать длительного пребывания детей в однообразных позах, включить в комплекс утренней гимнастики упражнения корригирующего характера.

Родителям отдельно были даны рекомендации по соблюдению детьми режимных моментов вне детского сада: соблюдать режим дня - подъем и укладывание спать в одно и то же время, обязательные прогулки на свежем воздухе, чередование подвижных игр и спокойной деятельности, обеспечить детям полноценное питание. Также родителям рекомендовано проконсультироваться с ортопедом.

Коррекционная работа проводилась с детьми в период с декабря 1999 г. по март 2000 г. Затем дети были снова обследованы визуально и с помощью расчета плечевого индекса.

Результаты этих расчетов представлены в таблице:

Это обследование показало следующие результаты:

У ______(Ф.И.) явных внешних изменений не произошло, однако несколько изменился показатель плечевого индекса, что свидетельствует о корригирующем действии применяемой методики.

У ______(Ф.И.) плечи стали более расправлены, однако при осмотре сбоку все еще сохраняется небольшое увеличение грудного изгиба и уменьшение поясничного изгиба позвоночника. При этом показатель плечевого индекса также изменился в сторону увеличения, что говорит о положительных внутренних изменениях.

Кроме того, коррекционная работа нашла свое отражение в поведении самих детей. Они стараются следить за своей осанкой во время занятий и игр, поправляют друг друга.

Конечно, за короткий срок трудно сформировать осанку, для этого необходимы постоянные занятия, направленные на исправление дефекта. Поэтому мы будем продолжать с этими детьми коррекционную работу и дадим методические рекомендации родителям и воспитателям.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что раннее выявление и коррекция нарушений приносит более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте. Различные варианты нарушений осанки, установленные у воспитанников детских учреждений, не требуют выделения этих детей в какую-либо специальную группу. Прежде всего, необходимо выяснить причины, повлекшие за собой нарушения осанки. В некоторых случаях устранение причины задерживает дальнейшее развитие нарушений. Кроме того, работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры.

Литература

1. Алиев М. Формирование правильной осанки// ДВ №2 1993.

2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада. - М.:Просвещение, 1986.

3. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.

4. Краснова В.М. Осанка вашего ребенка // ДВ № 3 1991.

5. Лебедева Е.А., Русакова Е.В. Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста. - М.:Просвещение, 1970.

6. Левин Г. Плавание для малышей. Пер. с нем. - М., Физкультура и спорт, 1974.

7. Развитие движений ребенка дошкольника. Из опыта работы. Под ред. М.И.Фонарева. - М., Просвещение, 1975.

8. Учебник инструктора по лечебной физической культуре / под ред. В.П. Правосудова. - М.: Физкультура и спорт, 1980.

9. Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. - Л., 1977.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Формирование правильной осанки детей в процессе специальной тренировки опорно-двигательного аппарата. Основные требования к правильной осанке, упражнения по формированию правильной осанки, правила выполнения и способы контроля правильной осанки.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2013

    Понятие и типы осанки. Факторы, влияющие на ее формирование. Определение степени искривления позвоночника. Профилактика и лечение ее нарушений. Разработка рекомендаций по оздоровлению детей и формированию правильной осанки в условиях школьного обучения.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2015

    Изучение формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия в процессе обучения детей коррегирующим упражнениям. Обзор классификации общеразвивающих упражнений. Проведение занятий лечебной физической культуры в условиях дошкольных учреждений.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2015

    Осанка как привычная поза в покое и при движении, ее виды. Понятие правильной осанки и причины ее нарушения. Дефекты осанки и заболевания позвоночника. Классификация патологий нарушения осанки. Признаки нормальной осанки, упражнения для ее контроля.

    реферат , добавлен 20.12.2011

    Методика исследования состояния позвоночника у младших школьников. Основные причины и предпосылки нарушения осанки, пути и способы ее коррекции, экспериментальная проверка их эффективности. Разработка системы занятий по коррекции осанки школьников.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Понятие об осанке и телосложении. Причины нарушения осанки, способы ее коррекции. Профилактика травматизма во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Комплекс физических упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2015

    Распространение деформаций опорно-двигательного аппарата среди младших школьников. Самоконтроль соблюдения двигательного режима, гимнастические упражнения, направленные на исправление осанки и формирование мышечного корсета туловища в условиях урока.

    презентация , добавлен 30.01.2015

    Характеристики и причины возникновения нарушений осанки. Особенности физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки. Принципы и основные современные методики коррекции сколиоза. Педагогический эксперимент, его результаты.

    дипломная работа , добавлен 28.06.2012

    Осанка как физиологическое положение позвоночника. Осанка и здоровье школьника. Отклонения в структуре осанки. Факторы, влияющие на формирование осанки. Организация двигательного режима для детей с нарушением осанки на уроке физической культуры.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2013

    Значение физкультурных занятий для здоровья детей дошкольного возраста. Структура, содержание, типы физкультурных занятий. Виды строевых упражнений. Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки. Педагогический анализ физкультурного занятия.

Здравствуйте, дорогие родители! Мы стараемся уделить особое внимание развитию умственных способностей наших чад, забывая о физических. А ведь заботясь о позвоночнике, мы вносим существенный вклад в их благополучие. Я решила поднять вопрос о формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста.

По статистике 15-17% дошкольников имеют нарушения осанки, каждый третий ребенок в возрасте с 7 до 9 лет и 80% — учащиеся средних и старших классов. Остеохондроз, плоскостопие, головные боли, заболевания желудочно-кишечного тракта – вот неполный перечень заболеваний, которые являются непременными спутниками ее нарушений.

Позвоночник дошкольника

Процесс формирования правильной осанки начинается в утробе матери и продолжается, когда малыш учится держать голову, ползать и ходить. В течение первых четырех лет жизни наблюдается стремительный рост позвоночника и нервной системы.

Главное помнить, что осанка – это привычка. Чаще всего позы, которые мы принимаем, это куча мышечных привычек, которые выработались в течение жизни. Формирование навыков правильной осанки в дошкольные годы имеет большое значение – закладываются ее основы пока позвоночник растет такими быстрыми темпами.

Подумайте о ней как о каркасе дома. Если у нас будет здание, построенное на плохом фундаменте, то ему не будет хватать прочности. Он не будет устойчивым к плохой погоде, и если что-то пойдет не так, существует большая вероятность его повреждения.

Нарушение осанки в раннем детстве отрицательно сказываются на развитии опорно-двигательного аппарата и общем состоянии организма. В первую очередь страдают органы дыхания: уменьшается жизненная емкость легких, дыхание становится поверхностным – все это приводит к заболеваниям верхних дыхательных путей.

Ухудшение амортизационной функции позвоночника негативно влияет на центральную нервную, сердечно-сосудистую системы, органы пищеварения и мышечный аппарат.

Преимущества правильного положения спины:

  1. Правильное дыхание.
  2. Повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.
  3. Помогает избежать в будущем проблем со спиной.
  4. Предотвращает сколиоз.
  5. Улучшает циркуляцию крови.
  6. Предотвращает мышечную усталость.
  7. Выравнивает силуэт.
  8. Уверенный внешний вид.

Как самостоятельно выявить нарушения осанки?

Для этого с помощью ленты портного определите расстояние от седьмого позвонка (он хорошо прощупывается) до нижней части каждой лопатки. В норме оно должно быть одинаковым. Также измерьте ширину плеч спереди и со спины. Затем первый результат поделите на второй. Если он находится в границах 90-100%, то проблем нет.

Я уже писала . Но у маленьких детей любое отклонение от нормы нуждается в особом внимании со стороны родителей. Вялая спина является одним из первых признаков развития неправильной осанки ребенка. Со стороны может показаться, будто бы он устал, но это уже «первый звоночек», на который необходимо заострить внимание.

Всего пару поколений назад у людей был более активный и динамичный образ жизни, чем сегодня. Современные дети, ссутулившись, сидят перед телевизором или играют в компьютерные игры, а мы часами напролет работаем перед компьютером. Существует ли разница между нами, неподвижно сидящими на офисных стульях и стариками из дома престарелых?

Еще одной причиной может стать неправильно подобранная обувь, слишком тяжелая одежда. Они усугубляют ее состояние у растущего организма.

Как я могу помочь ребенку развить и сохранить хорошую осанку?

Методика формирования правильной осанки заключается в систематическом укреплении мышечного корсета. Сделать это проще, чем вы думаете. Сначала обратите внимание на себя, так как маленькие дети неосознанно копируют наши привычки.

Кроме того, существуют следующие способы профилактики:

  1. Наиболее эффективным средством являются систематические физические упражнения для формирование осанки. Движение – это жизнь! Поощряйте спорт и физические упражнения, такие как танцы, гимнастика, йога, восточные единоборства или плавание – все, что ему нравится и чему хочет научиться. Когда в последний раз вы видели, чтобы гимнаст или танцор сутулился? Точно! Каждый из этих видов спорта способствует пониманию тела, развитию моторики и уверенности в себе.
  2. При длительных педагогических занятиях в садиках рекомендуется каждые 45-60 минут выполнять физкультурно-оздоровительные минутки.
  3. В процессе занятий следует напоминать детям о правильной рабочей позе во время приема пищи и занятий за столом.
  4. Оберегать от непосильных нагрузок.
  5. Ищите эргономичную мебель, матрасы и т.д.

Во время выполнения утренней гимнастики предлагаю выполнять следующий комплекс для формирования осанки:

Развивая хорошие привычки осанки у себя и детей, вы будете наслаждаться годами счастливой и здоровой жизнью без боли в спине.

Осанка - привычное положение тела человека во время движения и покоя - формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Это привычная поза человека, которая зависит от формы позвоночника и развития мускулатуры - «опорного корсета».

Сколиоз - это боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией (поворотом) тел позвонков. При истинном сколиозе даже в начальной стадии имеется деформация позвоночника, которая сохраняется независимо от положения ребенка и нагрузки.

Позвоночник - это одна из наиболее важных частей скелета. Основные его функции - опорная, защита спинного мозга, амортизация толчков и сотрясений - обеспечиваются благодаря его прочности, эластичности и подвижности.

Позвоночник состоит из отделов: шейного, грудного, поясничного и копчикового - с умеренными физиологическими изгибами, имеющими переднее - заднее направление.

Для формирования правильной осанки необходимо в старшем дошкольном возрасте (5 - 7) постепенно переходить уже к специальным упражнениям, способствующим формированию осанки. Эти упражнения проводятся преимущественно в форме игры. Например: «Растягивание пружины», «Лыжник», «Конькобежец», «Зайчик», «Кошка», который должны проделываться с детьми по несколько раз в день.

Заниматься нужно в хорошо проветренной комнате или на открытой площадке. Упражнения лучше всего проделывать в первой половине дня, когда дети еще не утомлены, до приема пищи и не ранее чем через 1 - 1, 5 часа после него. Не следует делать сразу слишком много движений. Вполне достаточно выполнить 4- 6 упражнений, повторяя их в среднем от 3 - 4 до 5 - 6 раз и часто меняя исходные положения. Необходимо наблюдать за тем, чтобы дети дышали через нос, не задерживая дыхания и обращать внимание на то, чтобы дети не опускали низко голову, не горбились, выполняли упражнения энергично.

Упражнения для мышц ног.

  1. Сесть, вытягивая руки вперед.

Литература:

г. Архангельск. 2015 г.

МБДОУ №11 «Полянка»

Прялухина И.А.

Просмотр содержимого документа
««Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».»

Осанка – привычное положение тела человека во время движения и покоя - формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Это привычная поза человека, которая зависит от формы позвоночника и развития мускулатуры – «опорного корсета».

Различают осанку правильную, сутулую, лордотическую(круглая спина), кифотическую, выпрямленную(плоская спина), а также асимметрическую.

Нарушение осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка. При выявлении изменений осанки следует обратить внимание на возможную сопутствующую патологию (нарушение зрения и дыхания, снижение остроты слуха на одно ухо и др.)

Сколиоз – это боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией (поворотом) тел позвонков. При истинном сколиозе даже в начальной стадии имеется деформация позвоночника, которая сохраняется независимо от положения ребенка и нагрузки.

Большое влияние на формирование осанки у детей оказывает положение позвоночника, состояние нервной системы.

Позвоночник – это одна из наиболее важных частей скелета. Основные его функции – опорная, защита спинного мозга, амортизация толчков и сотрясений – обеспечиваются благодаря его прочности, эластичности и подвижности.

Позвоночник состоит из отделов: шейного, грудного, поясничного и копчикового – с умеренными физиологическими изгибами, имеющими переднее – заднее направление.

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника у ребенка выражены умеренно. Голову и туловище он держит прямо, плечи на одном уровне и слегка развернутыми, живот подтянутыми, ноги прямыми.

Нарушение осанки может стать причиной изменения положения внутренних органов, их функций и отразиться на здоровье ребенка.

Для развития хорошей осанки, прежде всего, следует приучать детей правильно стоять, сидеть, ходить, так как огромное значение для дошкольников имеет правильное положение тела за столом или партой.

Для формирования правильной осанки необходимо в старшем дошкольном возрасте (5 – 7) постепенно переходить уже к специальным упражнениям, способствующим формированию осанки. Эти упражнения проводятся преимущественно в форме игры. Например: «Растягивание пружины», «Лыжник», «Конькобежец», «Зайчик», «Кошка», который должны проделываться с детьми по несколько раз в день.

Все упражнения дети должны выполнять в мягкой обуви и легком свободном костюме, в котором не должно быть тугих резинок и слишком коротких бретелек.

Заниматься нужно в хорошо проветренной комнате или на открытой площадке. Упражнения лучше всего проделывать в первой половине дня, когда дети еще не утомлены, до приема пищи и не ранее чем через 1 – 1, 5 часа после него. Не следует делать сразу слишком много движений. Вполне достаточно выполнить 4- 6 упражнений, повторяя их в среднем от 3 - 4 до 5 – 6 раз и часто меняя исходные положения. Необходимо наблюдать за тем, чтобы дети дышали через нос, не задерживая дыхания и обращать внимание на то, чтобы дети не опускали низко голову, не горбились, выполняли упражнения энергично.

Очень ценным являются упражнения в таких естественных движениях, как ходьба и бег. Правильно организованные ходьба и бег являются хорошим средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезным профилактическим упражнениям является разнообразная ходьба на носках и наружных краях стоп.

Большое значение для образования правильной осанки имеет развитие у детей координации движений, что наилучшим образом осуществляется во время подвижных игр. Игры являются основной деятельностью в жизни ребенка, они очень увлекательны и доставляют много радости детям. В процессе игры развиваются внимание, воображение, память и речь, приобретаются различные навыки поведения в коллективе; воспитываются инициативность, решительность и смелость, настойчивость в достижении цели, расширяется представление об окружающем мире.

Все упражнения, способствующие формированию хорошей осанки у детей, Е. И. Янкелевич условно разбивает на следующие группы:

    упражнения в исходном положении стоя.

    упражнения в исходном положении на четвереньках.

    упражнения в исходном положении лежа.

При подборе упражнений следует учитывать возраст, физическое развитие и индивидуальные особенности ребенка.

Примерные упражнения для развития правильной осанки.

Упражнения для мышц плечевого пояса.

    Развернуть руки в стороны, опустить.

    Подвинуть палку вверх, посмотреть на нее.

    Поднять палку вверх, опустить на лопатки.

    Развести руки, не отрывая их от пола, соединить над головой.

    Приподнять голову и плечи, вытянуть руки вперед.

    Поднять голову и плечи, развести руки в стороны.

Упражнения для мышц ног.

    Подняться на носки, опуститься.

    Присесть, развести колени, руки вытянуть вперед.

    Поднять согнутую в колене ногу, выпрямить ее и опустить. Носок оттягивать.

    Поочередно поднимать прямые ноги.

    Согнуть ноги в коленях, поднять их вверх и опустить.

    Имитировать ногами езду на велосипеде.

Упражнения для мышц туловища.

    Положить обруч на пол, выпрямиться, наклониться и поднять обруч.

    Повернуться вправо (влево), вытянуть руки, вернуться в исходное положение.

    Наклониться вправо (влево), вернуться в исходное положение.

    Сесть, вытягивая руки вперед.

    Согнуть ноги, притянуть их к груди, коснуться лбом коленей (сжаться в комочек).

    Подняться по гимнастической лестнице, правильно чередуя руки и ноги (правая рука, левая нога).

Упражнения для закрепления навыков правильной осанки.

1.Положение тела ребенка стоя. Корпус выпрямлен, голова держится прямо, плечи слегка отведены назад, живот подтянут, руки опущены вдоль туловища, ноги прямые.

2. Ходьба с мешочком на голове приучает держать голову правильно.

3. Положение тела ребенка при ходьбе. Голова приподнята, корпус слегка наклонен вперед, ступни ног параллельны.

4.Положение ребенка при беге. Корпус несколько наклонен вперед, руки свободно двигаются в плечевых суставах, ступни ног ставятся параллельно.

5. Родители должны быть примером для подражания.

«Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».

Литература:

«Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников» Рекомендации, занятия, игры, упражнения. Авторы составители Анисимова Т. Г., Ульянова С. А., под редакцией Р. А. Ереминой. Издательство «Учитель», 2008 год.

г. Архангельск. 2015 г.

МБДОУ №11 «Полянка»

Прялухина И.А.