Техника речи. Техника сценической речи Техника речи дыхание и постановка голоса

Наверняка вы хотите, чтобы вас слушали с восторженным взглядом и раскрытым ртом? А может ваша сфера деятельности немыслима без публичных выступлений, в которых так важна постановка голоса и отточенное произношение? Но в силу отсутствия определенных навыков и знаний, вы даже не стараетесь совершенствовать себя? Далее поведаем вам как с помощью несложных упражнений постановки голоса вы сможете отточить свою технику речи, что поможет вам добиваться успехов как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

Техника речи представляет собой науку в сфере постановки речи, артикуляции, дикции, интонации, мимики и прочих элементов. Людям определенных профессий необходимо изучать данную науку на протяжении всей жизни. Их задачей является сделать свою технику речи правильной, красивой и понятной.

Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является дикция (это то, как чисто он выговаривает звуки). Этот элемент речи сопоставим с почерком. Сообщение, написанное кривым, неразборчивым почерком, будет непонятно и неинтересно адресату, так же, как и скомканное, невнятное выступление маловероятно заинтересует слушателя или вызовет массу встречных вопросов. Далее мы расскажем, как с помощью регулярно выполняемых упражнений поставить голос, улучшить произношение.

Один из способов использовала главная героиня из фильма «Карнавал», она оттачивала речь при помощи повторения скороговорки про кукушонка, набив рот грецкими орехами. Помимо этого, есть ряд дыхательных занятий, о которых мы расскажем немного позднее.

Голос

Приятный голос является одним из основных показателей правильной речи. Голос тоже поддается тренировке и его возможно поставить. Каждая личность способна научиться управлять силой голоса, в зависимости от ситуации повышать или понижать его, достаточно сдерживать эмоции, быть спокойным и говорить размеренно. Немаловажным фактором является здоровое горло и необходимо бросить курить.

Тембр

Следующий показатель – тембр голоса. В этом случае главное не переусердствовать, так как излишне низкий или высокий голос воспринимается фальшиво. Для отработки тембра голоса самый важный момент - это дыхание и необходимо работать с диафрагмой.

Интонация

Следите за интонацией и правильным произношением, важно правильно расставлять ударения в словах и делать логические паузы. Это дает возможность вам перевести дыхание, правильно выстроить дальнейшую речь, а также привлечь внимание слушателей.

Итак, перед тем как начать выполнять упражнения, нужно создать рабочую обстановку. Устройтесь удобно перед зеркалом в свободной комнате, уберите излишние предметы обеспечив необходимую акустику. Все задания выполняйте примерно 5–10 минуток, приступайте к последующему затем, как усвоите предыдущее задание. Запишите видео, для того, чтобы в дальнейшем исправлять ошибки.

Уроки для улучшения речи

Дыхание

Для исполнения данного задания требуется не забывать дышать носом, это важно!

Отрабатываем дыхание:

  • Ноги поставьте по ширине плеч;
  • Поставьте ладони на талию и неспешно выдохните, чтобы вы чувствовали противодействие губами воздуха (параллельно нужно повторять четверостишье).
  • Сделайте упражнение совмещая с ходом, ускоряясь на легкий бег, подражая срезу травы, рубке деревьев и метению пола. При точном исполнении и выдох должен быть ровным, не сбиваться.
  • Держите спину прямо, склонитесь вперед и сделайте глубокий вдох.
  • При выпрямлении в изначальное позу, сделайте выдох и неспешно проговаривайте «ги-м-м-м-м.» синхронно совмещая с легким бегом.
  • Возвратитесь в положение прямой стойки. Глубоко вдохнув нагнитесь прямо, а руки объедините за головой. В этом же расположении выдохните и выпрямитесь, проговаривая «гн-н-н…», совмещая с легким бегом; Далее требуется исполнить задание для усовершенствования носового дыхания.
  • С прикрытым ртом проделываем небольшой носовой вдох, увеличивая ноздри, выдыхая легонько ударяем по ним кончиками пальцев. На основе прошлого примера, при выдохе медленно произносим буквы «М» и «Н» и легонько ударяем краешками пальцев по ноздрям по очереди.

Подготовка мышц неба

  • Проговорите согласные «К», «Г» три раза без остановки. Далее проговорите гласные «А», «О», «Э» тоже трижды, но при зевке.
  • Вдохните воздух ртом, как бы прополоскав его. Откройте рот и проговорите: «АММММ…АММММ», «А» должно быть чуть слышно, «М» – звучным и далее проделайте трижды.

Упражнение для губ и языка

  • Для отработки верхней губы проговорите: «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».
  • Расслабьте язык и повторите форму лопаты, уложив его на нижнюю губу, выговорите: «И», «Э», пять раз.
  • Языком примите подобие искривившегося крюка и проведите по небу кончиком языка, синхронно выговаривая «О», «У».
  • Вытягивайте букву «М» с прикрытым ртом и перемещая язык к губам, щекам и небу.

Упражнения, помогающие раскрыть и укрепить голос основной речи

  • Проговорите случайную скороговорку применяя исключительно согласные буквы, гласные соответственны будут глухими и продолжительными.
  • После это произнесите ту же скороговорку, только совершенным голосом. Старательно вслушиваясь в себя, вы ощутите эпицентр собственного речевого голоса, установите, в какое состояние артикуляционного аппарата звучит свободно и неподдельно. Повторите упражнение с наклонами головы, попеременно назад/вперед, вправо/влево.
  • Прочитайте скороговорку обозначенным приемом, но выставляя язык на губы, опуская и сменяя этим самым проговаривание гласных.
  • Основательно вдохните и замедлите дыхание (можно стиснуть нос ладошками) и вслух прочтите какой-нибудь текст. Выдохните и ещё раз через нос вдохните в тех отрывках текста, где это требуется по грамматике и смысловым паузам.

По окончании всех работ прочитайте текст снова, уже непринужденным голосом, и вслушиваясь в звучание, поняв разницу в произношении до и после исполнения заданий.

Упражнения для усовершенствования дикции

Данные упражнения для выработки дикции выполняют только после отработки вышеописанных заданий, которые ориентированы на исключение общераспространенных ошибок в произношении, вызванные малой развитостью аппарата речи. В случае возникновения вопросов по выполнению заданий, на YouTube вы сможете найти видео и наглядно посмотреть.

Упражнения для ослабленной нижней челюсти

  • Скажите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» сдерживая в этот момент, ладонью подбородок в постоянном состоянии, голова должна отклоняться назад. При звуке «Й» она принимает начальное состояние. Далее проделайте данный пункт в привычном положении, сравнивая, не зародилось ли чувство мышечной независимости.
  • Повторите упражнение, но с переворотом головы влево/вправо, попытайтесь дотянуться подбородком до плеч. При звуке «Й» голову опять верните в первоначальное расположение.

Податливое небо

  • Склоните назад голову и ополаскивайте гортань воздухом, проговаривая протяженно звук «М», но не выставляйте нижнюю челюсть. Постарайтесь сделать зевок с закрытым ртом.
  • Вдохните воздух носом и втяните щеки, кроме того челюсть потуплена, а губы в сжатом состоянии, на выдохе вытягивайте букву «М».

Упражнения для упрочения языка и рта

Каждое из перечисленных занятий непременно воспроизведите три раза подряд.

  • проговаривайте «БЯ», уложив язык на нижнюю губу;
  • выговаривайте «АС», активно работая языком вперед/назад;
  • выговаривайте подряд «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ», повторите трижды;
  • в целях поправки активности губ говорите «МБ», «ТВ», «БМ»;
  • сверните губы трубочкой и вытягивайте звук «М-М-М-М», потом улыбнитесь.

Упражнения на корректирование нехватки звука в говорящей полости рта

  • при прямолинейном и непосредственном состоянии тела на неторопливом выдохе скажите: «ССССССС…», «ШШШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРР», «РЬРЬРЬРЬ…»;
  • в такой же позе на напряжённом постоянном выдохе выговорите: «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое передается в неизменный звук «ФФФФФФФ…»;
  • закройте ладонью нос и рот, в такой позе постарайтесь промолвить звук «М», вслед за тем, уберите ладонь, прочтите какой-нибудь текст с максимальным числом «М», «Н».

Упражнения на прорабатывание неразвитого звучания в груди

  • Примите удобное положение тела, возложите ладонь на грудь, чтобы почувствовать пульсацию, а второй закройте рот для обследования собственного дыхания. Попытайтесь издать различные гласные: ласковый выдох – звук («УУУУУУ») – ласковый вдох. Если вы все проделываете безошибочно – то появиться желание зевнуть и легкость в зоне глотки.
  • Дальнейший шаг похожий, единственный в момент стона следует попытаться его растянуть и выговорить ударение легким ударом диафрагмы вглубь, потом нежный выдох.

Любое следующее задание повышает численность ударений на единицу и, таким же способом, нужно довести до пяти ударений один за другим.

Борьба с тяжелым дыханием при быстротечной беседе

  • Необходимо принять наклонное состояние и начать искать вымышленный предмет, параллельно проговаривая громко произвольное стихотворение, но наблюдайте за равномерным дыханием.
  • Прыжки через скакалку с синхронным проговариванием четверостишья так, так чтобы прыжки соответствовали слогам слов. Если задание, на первый взгляд, представится трудным, будет путаться речь и дыхание, рекомендуется понизить скорость и шаг за шагом их усиливать, доводя до максимума.

Вырабатывание диапазона и повышение голоса

  • Выберите какой-нибудь поэтический текст, состоящий из восьми или более строк, и примитесь проговаривать его таким способом, чтобы на начало строки выпал слабый уровень вашего диапазона и с каждой строкой он последовательно увеличивался, добившись предельного на заключительной.
  • После того как вы отработали это упражнение, начинайте с предельного и завершайте низким диапазоном собственного голоса.
  • По результатам удачного исполнения повышайте количество строк поэтического рассказа.

Тоже довольно действенная техника получила название «голосовое распевание». Выберите и пропойте любой понравившейся стих, используя сначала исключительно гласные буквы, а потом лишь согласные.

Другой способ (о нем мы уже говорили в самом начале) повторение скороговорок, наполнив рот грецкими орехами, декламация текста и распевание песенок, используя винную пробку, зажав ее между зубами. Первое время следует произносить медленно, потихоньку ускоряясь, внимательно наблюдайте за тем чтобы не проглатывать окончания и звуки.

Речь должна звучать правильно и звонко, над этим необходимо трудиться. Для этой цели подберите обожаемые четверостишья и читайте их попеременно, одна строка - громко, следующая - тихо, потом наоборот.

Не забывайте про интонацию голоса, читайте тексты со сменой чувств, грустно, весело, зло, страстно, с укором, с удивлением. Чем чаще вы будете проделывать данное упражнение и чем больше эмоций отработаете, тем богаче станет ваша техника речи.

Все чаще в профессиональной деятельности большое внимание предают технике речи, она становится своеобразным орудием труда. Поэтому непременно следует развивать и совершенствовать дикцию, постановку голоса и навыки делового и ежедневного общения. Так вы сможете создать положительный имидж, ибо находящиеся вокруг люди инстинктивно подпадают под влияние человека, умеющего красиво и внятно излагать свою речь.

Понятие «техника речи» включает правильное дыхание (физиоло­гическая основа

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит незаметно в перерывах между словами или фра­зами, там, где это требуется по смыслу речи.

Правильный тип дыхания - смешанное реберно-диафрагматическое дыхание. Нижние доли легких наиболее емки. При глубоком вдохе они наполняются воздухом, грудная клетка расширяется и при постепенном расходовании воздуха во время чтения опадает. При этом энергично двигаются ребра и диафрагма.

Надо научиться управлять дыханием так, чтобы оно во время чтения не мешало чтецу и не отвлекало слушателей.

Правильное дыхание в процессе речи заключается не только в экономном расходовании воздуха, но и в своевременном и незамет­ном пополнении его запаса в легких (во время остановок - пауз). Во время чтения вслух плечи неподвижны, грудь слегка приподнята, низ живота подтянут.

При неправильном грудном дыхании используется лишь часть мышц грудной клетки, причем наиболее слабая. Такое дыхание утом­ляет грудную клетку частыми вдохами, воздух расходуется нераци­онально.

Выработка правильного произвольного дыхания требует трени­ровки дыхательного аппарата, установления правильного режима. Для этого требуются специальные упражнения, которые лучше про-Ишодить под руководством опытного чтеца или специалиста-препода­вателя. При известном самоконтроле можно работать над своим ды­ханием и самому.

Практические задания

УпражнениеI. Станьте прямо, спокойно, без напряжения. Разверните плечи, не поднимая их и не опуская. Положите одну руку на верхнюю часть живота, другую сбоку, повыше талии, чтобы контролировать дви­жение диафрагмы и ребер. Сделайте небольшой выдох, под счет 1-5 делайте вдох (считайте про себя).

1.Контролируйте одновремен­ное движение диафрагмы и ребер. Следите, чтобы не было пере­полнения легких.

2.Сделайте вдох и задержите воздух на счет 1-3, не расслаб­ляя мышц (это подготовка к экономному выдоху). Затем выдыхай­те плавно, без толчков, на счет 1-5.

Расслабьте мышцы брюшного пресса, отдохните и повторите упражнение.

Упражнение 2. Проверьте свое дыхание при чтении следую­щих текстов:

Текст №1 (из переводов С.Я.Маршака) На месте знака / берется дыхание.

/ Вот дом,

Который построил Джек.

/ А это пшеница,

который построил Джек.

/ А это веселая птица-синица,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится,

Который построил Джек.

/ Вот кот,

Который пугает и ловит синицу,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится,

Который построил Джек.

Текст №2.Задание выполняется с движениями, названными в тексте. Дыхание произвольное.

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу,

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы.

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую отдышки.

Раз-два, раз-два, раз-два, раз.

Можно прыгать целый час. ОСТАНОВИТЬСЯ.

Кончу прыгать, встану я.

Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, который называется

Голос должен быть достаточной силы (звучности) и чистоты (бла­гозвучности). В школе нельзя работать человеку со слабым голосом, а также с неисправимой хрипотой, сиплостью, гнусавостью. Менее существенные недочеты голоса могут быть исправлены, ослаблены или сглажены путем тренировки. Голос необходимо беречь, соблю­дая определенный режим: не перенапрягать голосовые связки; разгоряченным не выходить на холод, стараться меньше разговари­вать на улице в морозную погоду.

Следует различать силу звука и громкость. «Сила звука - это объективная величина, характеризующая реальную энергию звука.,. Громкость - отражение в нашем сознании этой реальной силы зву­ка, т. е. понятие субъективное... Разгадка несоответствия силы и громкости звуков - в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы».

Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впечатление однообразия.

Прислушайтесь, как говорите вы сами или кто-то из ваших близ­ких. Вы различите в речи смену нижних, верхних и средних звуков, т. е. смену тона. Чтобы пронаблюдать, как меняется голос, произ­несите фразу (движение голоса можно обозначить условно линиями):

На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте: становится то выше, то ниже. Чтобы голос легко переходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон. Чтец должен изучить свой звуко - высотный диапазон и знать его предел.

Надо развивать (совершенствовать) средний по высоте, обычный для чтеца голос, не требующий напряжения. Развивая голос в смыс­ле подвижности, надо упражнять его в смене длительности (темпа). Путем упражнений вы можете добиться чувства темпа, чувства рит­ма. Прежде всего, следует вырабатывать спокойный, ровный и плав­ный темп речи.

Кроме силы, высоты и длительности, звучание голоса разли­чается еще по своему качеству, т. е. по окраске голоса - тембру. «Тембр, то есть звуковая окраска голоса, так же как и сила звука, мягкость его и «теплота», может улучшиться при постоянной заботе о нем, при специальных упражнениях, всякий раз индивидуально отбираемых для данного голоса».

Практические задания

Упражнение 1. Добейтесь звонкости, собранности звука, есте­ственной благозвучности, слышимости на дальнем расстоянии, вы­полняя следующие задания;

1. Произнесите звонко, плавно и протяжно звук м.

2. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги ми, мэ, ма, мо, му, мы. Слоги произносите на одной ноте. Следите за правильным дыханием.

3. Повторите упражнение, произнося слоги в обратном порядке! мы, му, мо, ма, мэ, ми.

Упражнение 2. Прочитайте текст, снижая и увеличивая гром­кость голоса в соответствии с содержанием.

Встреча замы

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,-

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

(И. Никитин.)

Упражнение 3.

I. Произнесите пословицы, соразмеряя дыхание с длительностью предложения.

I. Зернышко к зернышку - будет мешок. 2. Хороша нива у друж­ного коллектива. 3. В согласном стаде и волк не страшен. 4. В страду одна забота: не стала бы работа. 5. Весна красна цветами, а осень плодами. 6. Всякому мила своя сторона.

II. Научитесь соразмерять вдох и выдох при чтении, на корот­ких фразах не делайте резкого выдоха, не ослабляйте силу голоса к концу длинной фразы.

Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остано­вился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, тот лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц. Все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется... (М, Пришвин.)

Дикция

Каждое слово учителя должно быть произнесено ясно, отчетли­во. Ясность произношения зависит от устройства речевого аппарата и его правильной работы. К органам произношения относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язы­чок, гортань, глотка, голосовые связки. Произношение слов и зву­ков - это результат сокращения мускулов соответствующих частей речевого аппарата (артикуляции). По указанию определенных участ­ков центральной нервной системы говорящий произносит звуки, слова, предложения.

В обыденной жизни мы слышим иногда речь небрежную, вялую. Отдельные звуки при беглом произношении опускаются, окончания слов «проглатываются», некоторые звуки произносятся неясно или заменяются другими. Эти недостатки делают речь неразборчивой и трудно воспринимаемой.

Ясность и чистота произношения достигается правильностью артикуляции, т. е. правильностью работы речевого аппарата. Чтобы этого достичь, надо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти и заднего неба, одновременно с этим устранять неко­торые дефекты речи, правильно произносить звуки.

Изучением артикуляции звуков речи обычно занимаются на уро­ках русского языка в связи с работой по разделу фонетики. Упраж­нения, которые рекомендуются ниже, помогут в выработке навыка правильного произношения.

Практические задания

Упражнение 1. Произнесите ясно гласные. Если вы произно­сите гласные верно, упражнение можно сократить. Если произноше­ние какого-либо звука у вас неверное, упражнение повторите не­сколько раз.

1. И- рот слегка раскрыт, растянутые губы соприкасаются е зубами. Зубы не плотно сомкнуты. Кончик языка несколько припод­нят, слегка напряжен, касается нижних передних зубов.

Произнесите гласную и нараспев. Следите за благозвучием про­изношения.

Э -рот раскрыт больше, чем при произнесении и. Форма губ приближается к овальной. Язык передней частью лежит у нижних зубов.

Произнесите э, затем иэ.

А -рот раскрыт шире, чем при э. Язык лежит распластавшись, кончик его может касаться нижних передних зубов.

Произнесите а, затем эа.

О -губы выдвинуты вперед, округлены, язык несколько при­поднят у корня.

Произнесите о, затем эо, затем ао, сравнивая звуки и их арти­куляцию.

У -губы вытянуты вперед, язык сильно отодвинут- к заднему небу.

Произнесите у, затем оу, эу, иу.

Ы -губы растянуты и раскрыты, как при произнесении и, язык приподнят по направлению к мягкому небу.

Произнесите ы, затем иы.

2. Произнесите слитно, переходя от одного звука к другому, все основные гласные и, э, а, о, у, ы.

3. Произнесите гласные е, я, ё, ю.

Сравните произношение основных гласных с йотированными глас­ными э - е, а -я, о - ё, у - ю. Заметьте, что йотированные гласные произносятся так же, как и не йотированные, за исключением на­чального момента, т. е. звука й, предшествующего основному зву­ку.

Упражнение 2. Произносите четко согласные. При произношении любого согласного приводится в движение какая-либо часть ре­чевого аппарата, например: при звуке р происходит дрожание кон­чика языка, при звуках б и ц - смыкание и размыкание губ, при т и д -упор, а затем отрыв языка от верхних передних зубов и т. д. Следите, чтобы образовывался именно тот звук, который тре­буется, без каких бы то ни было призвуков.

1. Произнесите поочередно звонкие и глухие согласные: б-п, в - ф, г -х -к, д -т, ж - ш, з - с. Произнесите сочетания согласных: пб, кг, тд, дт, фв, вф.

Практическое занятие 3

К.С. Станиславский писал: «Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их… Прибавьте к этому окание, акание, шепелявость, картавость, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и всякое косноязычие. Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа.

Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами.

Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства.

Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед: мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане. ‹…›

Плохая речь создает одно недоразумение за другим. Они нагромождают, затуманивают или совсем заслоняют смысл, суть…

У всех звуков, из которых складывается слово, своя душа, своя природа, свое содержание, которые должен почувствовать говорящий. Если же слово не связано с жизнью и произносится формально, механически, вяло, бездушно, пусто, то оно подобно трупу, в котором не бьется сердце. Живое слово насыщено изнутри»

. В приведенной цитате речь идет о важности работы над техникой речи.

Техника речи определяется, во-первых, как совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи, и, во-вторых, как владение приемами эффективного владения речевого аппарата.

Работа над техникой речи включает в себя следующие разделы: «Дыхание», «Дикция», «Голос», «Психотехника», «Орфоэпия», «Невербальные средства общения». Основная часть занятия посвящается расширению диапазона и силы голоса, исключающего напряжение, накапливаемое в результате интеллектуальных, эмоциональных и душевных зажимов.

Дыхание – источник звука. «Быть в голосе» – значит освоить навык фонационного (речевого) дыхания, снять мышечное напряжение, приобрести гибкость, выносливость, звонкость, собранность и устойчивость звука. Опора дыхания – позвоночник, поэтому первая ступень к освобождению голоса – выработка привычки держать осанку, осознавать работу мышц, обеспечивающих речевой процесс. Важно научиться наблюдать себя как бы со стороны, акцентируя при этом внимание не на том, что вы делаете, а на том, как вы это делаете. Освобождение (релаксация) порождает энергию, обеспечивает продуктивность деятельности речевого аппарата. Правильное дыхание помогает нам ставить звук на опору и говорить с посылом. Задача упражнений по дыханию – не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха, а тренировка в умении рационально расходовать нормальный запас его. Поскольку звуки создаются при выдохе, то его организация является основой постановки дыхания, которое должно быть полным, спокойным и незаметным.

Дикция – это отчетливость и правильность произнесения отдельных звуков, которые обеспечиваются правильной работой органов речи. Подвижные части артикуляционного аппарата должны работать активно, но без лишнего напряжения: нижняя челюсть хорошо размыкать рот (плавно, не дергаясь); язык и губы принимать и менять с нужной быстротой то или иное требуемое положение; маленький язычок, когда надо, подниматься, закрывая проход в носовую полость, а когда надо, открывать выдыхаемой струе воздуха путь в нос. Все звуки и их сочетания должны произноситься четко, легко и свободно, в любом темпе.

Коррекцией нарушений речи занимаются логопеды. Однако существуют так называемые дикционные нарушения, не патологического генеза, связанные с вялостью артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти), малым раствором рта при произнесении гласных, нечетким произнесением согласных (так называемая «каша во рту»). Подобные проблемы устраняются с помощью специальных упражнений. Задача упражнений по дикции – отработка отчетливости, правильности произношения звуков и активизации артикуляционного аппарата.

Голос – основное выразительное средство устной речи. «Ничто так не влияет на отношение к нам людей, как впечатление от нашего голоса. Но ничем так не пренебрегают и ничто не нуждается в постоянном внимании, как голос»

. Голос обладает различными свойствами, которые могут быть развиты и улучшены путем тренировки: силой, высотой (диапазоном), тембром, гибкостью (подвижностью), благозвучностью и полетностью.

Под силой голоса следует понимать большую или меньшую интенсивность работы речевого аппарата. Сила голоса не равноценна его громкости. Если силу голосу придает активизация работы речевого аппарата, то громкость достигается активизацией выдоха. Голос можно усиливать даже на шепоте. Именно сила голоса и отчетливость произношения обеспечивают хорошую слышимость речи.

Высота голоса – это его способность к тональным изменениям, т. е. его диапазон, который неодинаков у разных людей. Обычно в него входят полторы октавы. Диапазон голоса условно делят на нижний, средний и верхний регистры. В нижнем регистре звучание голоса усиливается грудным резонатором, в верхнем – головным, на средних нотах должны работать оба. У хорошо поставленного голоса нет резких переходов от одного регистра к другому.

Тембр – это окраска голоса, которую ему придают обертоны. Он обусловлен индивидуально-психологическим строением речевого аппарата. Окончательно тембр устанавливается после «ломки» детского голоса и не изменяется на протяжении всей жизни. Изменить тембр нельзя, но можно «очистить» его от сипоты, хрипоты, гнусавости и других погрешностей.

Гибкость, или подвижность, голоса – это его способность свободно изменять силу и высоту в различном темпе речи. Активно произнося скороговорки или тексты, изменяя темп их произнесения, повышая или понижая голос, мы тренируем его подвижность, способность меняться без усилий и напряжения.

Приятное или неприятное впечатление, которое производит наш голос, зависит от такого его качества, как благозвучность. Благозвучный голос – это голос, чистый по звучанию, без хрипоты, сипения, гнусавости. В понятие благозвучности включаются также звонкость и «металличность».

Полетность голоса – это его способность «заполнять» то пространство, в котором он звучит, обеспечивать хорошую слышимость даже при небольшой силе. Тренируя полетность, надо прежде всего искать верное направление звука (вперед). Полетность требует также активного волевого посыла. Необходимо научиться ощущать расстояние: чем дальше объект, тем активнее должен быть посыл. Существует глубинная связь между голосом и телом.

В технику речи включаются также упражнения по психотехнике: на развитие умений словесного действия, наблюдательности – «калитки» к творчеству, по выражению Станиславского; на формирование способности передавать подтекст и т. д. Педагог является субъектом речевого воздействия. Он идет на «живой» контакт с детьми. Одна из основных задач его заранее запланированного воздействия – изменение установок, отношения, поведения объекта общения – слушателя.

Интонация является основным средством речевого воздействия на слушателей. Некоторые авторы пособий по технике речи и выразительному чтению считают, что «необходимо учить детей нужной интонации»

, и предлагают им задания, например, прочитать текст, передавая радость, печаль, гордость, ласку, страх и т. д. в зависимости от произведения.

Однако психолог Н.И. Жинкин всегда выступал против обучения интонации: «Спрашивается, как ищется интонация и можно ли обучиться хорошей правильной интонации. Ответ на этот вопрос отрицательный. Обучиться интонации нельзя. Это то же самое, что обучаться плакать, смеяться, горевать, радоваться и т. д. Интонация речи в определенной жизненной ситуации приходит сама собой, о ней не нужно ни думать, ни заботиться. Больше того, как только вы постараетесь ее сделать, это будет замечено как фальшь»

. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой, так как человек выражает свои мысли и чувства. В педагогическом процессе она возникает как результат глубокого проникновения в смысл высказывания. Интонация не только выражает эмоционально-волевые отношения людей, но и определяется ими, поэтомуправильно, например, просить учащихся попытаться прочитать текст с какой-либо целью (обрадовать, удивить, огорчить, предостеречь и т. д.) При этом надо думать о воздействии, которое хочешь оказать на слушателей, а не об интонации.

Усиливают выразительность речи и чтения такие невербальные средства общения, как жесты, мимика, телодвижения, мизансцены, свет, аксессуары, фонации (плач, смех, хохот и т. д.), которые органично связаны с интонацией и зависят от речевой ситуации и содержания высказывания. Психологи установили, что 60–80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств.

Жесты и мимика действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание собеседников на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, способствуют лучшему усвоению материала. Хотя жест – явление произвольное, пользоваться им нужно очень осторожно и сдержанно. Он должен соответствовать смыслу высказывания, поскольку не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестами. Суетливость и неумеренная жестикуляция могут испортить впечатление, утомить, вызвать раздражение собеседника.

В зависимости от назначения жесты бывают: указательные, подражательные, изобразительные (или описательные), психологические, ритмические, физические (например, вы протягиваете руку, чтобы что-то взять). Разновидностью подражательных являются жесты символические: палец у губ, призывающий к молчанию; угрожающий палец, призывающий и т. д.

Но лучшим жестом является тот, который, не бросаясь в глаза, органически сливается со словом, усиливая его воздействие на слушателей.

Интересна связь жеста с логическим ударением. Она заключается в том, что «жестикуляция всегда сопровождает ударение»

. Например, кто-нибудь гневно произносит фразу: «Это вы мне сделали столько зла!» . При произнесении слова «вы» чтец сделает выразительное движение рукой в сторону воображаемого обидчика.

Мимика (выражение лица) еще важнее для педагога, чем движения рук. Она является главным показателем и замечательным стимулятором эмоций, способна передавать целую гамму чувств и переживаний. При «неподвижном» лице теряется 10–15 % информации

. Мимика всегда должна соответствовать характеру речи и выражать доброжелательное отношение к слушателям. Чтобы научиться контролировать выражение своего лица, полезно понаблюдать за собой перед зеркалом.

Особую выразительность говорящему придают глаза. Они должны активно общаться с собеседниками, но не надо смотреть на него сверху вниз, искоса или снизу вверх.

Знаменитый ученый В.М. Бехтерев считал, что все разнообразие выражений по своей сути является смешением двух основных тонов мимики – положительного и отрицательного. Положительный тон отличается ровным, без складок, лбом, улыбкой, оживленным выражением лица. Отрицательный можно узнать по слегка опущенной нижней челюсти и уголкам рта, сдвинутым бровям. Полезно перед зеркалом отрепетировать приятную, легкую улыбку и появляться с ней перед слушателями, излучая внутреннюю энергию доброжелательности.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Однако большинство средств невербального поведения, по мнению А. Пиза

, приобретено нами и культурно обусловлено. Например, очень много говорит о возрасте, темпераменте, физическом состоянии человека его походка. Подчеркнутый стук обуви обнаруживает бесцеремонность и несдержанность характера, танцующая походка – несерьезность и забывчивость. Проницательный человек может многое прочитать по «говорящим» рукам, что нашло отражение в таких выражениях, как «всплеснуть руками», «махнуть рукой», «как рукой сняло» и т. п.

«Мы должны следить за тем, чтобы всегда, постоянно, говорить правильно и красиво. Лишь при этом условии набьётся привычка, которая превратится во вторую натуру… Техника должна быть подходом и возбудителем природы к творчеству». (К.С. Станиславский)

Предлагаемый комплекс упражнений с методическими рекомендациями под руководством опытного педагога поможет совершенствовать технику речи.

Почему эйчары не приглашают на собеседование соискателей после первого разговора по телефону? Иногда людям отказывают потому, что они говорят медленно, невнятно, неуверенно. Или, например, публичное выступление. Даже самая интересная лекция не привлекает, если ее ведет хватающий ртом воздух спикер. Слушатели отвлекаются, обращая внимание на его неидеальное «р», постоянное аканье, проблемы с дыханием – информация отходит на второй план.

Чтобы вы зазвучали на полную мощность и были на высоте в любой ситуации, где нужно говорить и располагать к себе голосом, мы обратились за рекомендациями к Светлане Василенко, эксперту-консультанту по технике речи и риторике, автору и ведущей talk-проектов радио «Київ 98 ФМ» .

Светлана уже 20 лет работает голосом и уверена, что говорить красиво и внятно – не дар, а всего лишь умение, как и навык подавать правильно информацию. Так у нее появилась своя методика преподавания техники речи, основанная на личном опыте и тех приемах, которые она опробовала в процессе составления авторской программы.

Почему мы неправильно звучим: три ключевых причины


Неправильное положение речевого аппарата . Работать с речью нужно почти 90% людей. Взрослые люди зачастую не обращают внимания на произношение своих некоторых звуков. Неидеальное звучание возникает из-за физических нюансов – язык стоит не так, как надо, губы не расслаблены в нужный момент и т.д.

Лень. Одна из распространенных причин неправильного звучания – обычная лень. Мы ленимся открывать рот, поэтому не пользуемся челюстью – она неподвижна во время говорения, двигаются только губы. Образно говоря, звуки выходят с помощью воздуха, и их качество зависит от того, насколько широко мы открываем рот

Как рождается звук

Звук появляется, когда воздух проходит между голосовыми связками. Когда мы произосим звонкие звуки и гласные образованная связками голосовая щель смыкается, при глухих звуках – расходится. Частое говорение, т.е. постоянное напряжение голосовых связок, приводит к тому, что изначально тонкие связки утолщаются, становятся менее гибкими, и голос «обрастает» хрипотой, теряет высоту звука и полетность.

Вы замечали, как преподаватели уже через 45 минут лекции теряют голос и переходят на хриплый шепот? Обычно учителя говорят в три раза выше обычного, а это означает, что они используют связки на пределе своих возможностей. Большая нагрузка на эти мышцы приводит к тому, что на них появляются узлы или, как говорят певцы, мозоли, от которых голос может пропасть. Эти узлы можно убрать только хирургическим путем, но не факт, что вы зазвучите также хорошо, как и до операции.

Поэтому профессиональные лекторы, тренеры, консультанты, преподаватели, чтобы дольше сохранить голос и связки, учатся говорить с использованием грудного резонатора, максимально «выключая» из процесса связки. Грубо говоря, говорят «грудью», а не горлом.

Десять упражнений для улучшения техники речи

1. Полюбите себя

Зачастую те, кто имеет проблемы с артикуляцией, уверены, что они себя любят. Но на самом деле, у человека, который себя любит, звук рождается глубоко внутри, и человеку хочется, чтобы его услышали. Поэтому он говорит громче и яснее. Чтобы родилось чувство любви к себе, хвалите себя по утрам перед зеркалом в течение 5 минут, постоянно благодарите за то, что вы такой молодец, уделяйте себе время в течение дня.

2. Открывайте рот

Проговаривая слова, физически шире открывайте рот, работайте челюстью. Если человек переживает, нервничает, боится быть неудобным, то он не открывает рот во время говорения, двигая только губами. Поэтому речь его тихая, мало внятная, будто себе под нос. Вряд ли это оценит работодатель, коллега, слушатель и т.д.

3. Зевайте и потягивайтесь

Утром вместо вскакивания с криком «Я опоздал!/ Проспала!» потянитесь и хорошенько зевните. Большинство проблем в технике речи еще и в том, что зажаты все мышцы: они затекают утром после сна, а после в офисе мы сидим, ссутулясь и не разминась.

Потягиваясь, вы отпускаете все мышцы шеи, которые позволяют лучше «отдавать» звуки. Зевая, мы «будим» суставы челюсти, расслабляем губы и дыхательное горло с его маленьким подвижным язычком. Он-то и влияет на то, как мы говорим – «выпуская» звуки через рот или через нос. Многие говорят гнусаво именно потому, что направляют воздух и звук через нос, не тренируя зеванием-расслаблением эту часть артикуляционного аппарата.

4. Держите спину ровно

В появлении звука огромную роль играет диафрагма, мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной (условно ее границу можно провести по нижнему краю ребер). Ссутулившись, напрягаясь, мы зажимаем диафрагму, препятствуя ее естественному движению.

У хорошего спикера диафрагма «закачана», т.е. очень подвижна, поэтому она может быстро менять свое положение. С ровной спиной у нас не зажаты мышцы живота, а значит можно набрать столько воздуха для говорения, сколько необходимо.

Проверьте, правильно ли вы сидите – сведите лопатки, опустите их до того уровня, когда спина станет ровной. Поначалу будет небольшой дискомфорт от непривычки, главное, чтобы вы спокойно смогли стоять или сидеть в таком положении. К слову, выпрямившись, вы выглядите более уверенным в себе.

5. Ставьте подбородок перпендикулярно шее

Одна девушка определяла свой голос в обычной жизни как «скрип несмазанной двери», но на встречах с друзьями после бокала вина все восхищались ее потрясающим грудным голосом. И на вопрос «А что не так с моим голосом?» нашелся очень простой ответ – она поднимала высоко подбородок, натягивая мышцы шеи, у горла, и звук не мог нормально выходить. А в расслабленном состоянии ее подбородок становился на место, появляелся воздух – и голос звучал так, как нужно. Если же подбородок опустить ниже, чем 90 градусов, то перетягиваются задние мышцы шеи и звук не получает достаточно воздуха для появления.

6. « Будите» резонаторы

Занимаясь утренними делами, мычите – тяните с закрытым ртом свою любимую песню, случайную мелодию, пытайтесь прочесть с закрытым ртом пару абзацев из книги или, что проще всего, произносите звук «ммммм».

7. Всегда пейте мелкими глотками

Гастроэнтерологи советуют пить теплую воду с лимоном для того, чтобы разбудить организм. Эта же вода помогает разбудить речевые органы. Утром выпивая мелкими глоточками стакан воды, вы тренируете маленький язычок. Подымаясь, он «работает» на полную, и ваша гнусавость исчезает сама собой.

8. Делайте вибрационный массаж

Как мы уже сказали, звуки создаются не одними голосовыми связками. Наш голос становится особенным, получая красивую вибрацию, благодаря внутренним резонаторам. Базовые приемы вибрационного массажа делаются на фронтальных пазухах (это пустоты в центре лба, в точке схождения бровей), гайморовых пазухах, верхней и нижней губе, а также верхней части грудной клетки. Упражнения ниже раскроют вам тонкости этого массажа в указанных точках.

Фронтальные пазухи. Массируя точку на фронтальных пазухах, произносите звук «м» и отправляйте его вверх. Представьте, будто звук уходит куда-то вверх, над макушкой, становясь тоньше. В том месте, где кончается небо и начинается язычок, появляется вибрация. Физически ничего не вибрирует, но само ощущение вибрации будет. Массаж помогает проснуться резонаторам – и организм в целом привыкает к правильному звучанию всех звуков.

Гайморовые пазухи. Массажируя гайморовые пазухи, «опускайте» звук «м» полностью в нос. Закрывайте одну ноздрю и произносите звук «м», при этом понижая тон, выпуская через открытую ноздрю. Если вы правильно выполняете упражнение, крыло открытой ноздри немножко вибрирует. Контролируйте выполнение – важно чтобы вибрация оставалась в области носа, а не уходила на зубы или язык. Это получится не сразу, но с этим заданием легко справятся те, кто привык говорить в нос.

Выпуская звуки поочередно через разные ноздри, можно массировать точки у крыльев носа. Вы наверняка знакомы с эффектом такого массажа. Часто, когда нужно говорить с заложенным носом, мы интуитивно трем точки у гайморовых пазух, уменьшая отек, прочищая дыхательные пути, и соответственно звучим более внятно, особенно произнося сонорные звуки, среди которых «м» и «н».

Верхняя губа. Вибрационный массаж направлен на то, чтобы научить резонировать верхнюю губу – она должна расслабиться для правильного произношения всех звуков. Для этого произносите звук «в», стараясь ощутить, как работает середина верхней губы. Правильный звук «в» рождается именно в этой точке: воздух, выходя изо рта, под углом в 45 градусом попадает на середину губы и немного вибрирует. Делая это упражнение, вы почувствуете, как чешется это место. Добавьте массаж точки над верхней губой.

Нижняя губа. Для нижней губы применяйте тот же принцип, что и для верхней губы, только используя звук «з». Звук «з» рождается точно так же как и «в», только воздух направлен на середину нижней губы. Массаж делается на точке ниже середины нижней губы. Из-за зажатости середины нижней губы могут возникать проблемы с произношением «ш», «щ», «ж». Если вам кажется, что губы не участвуют в появлении «в» и «з», начните массировать указанные точки и физически ощутите вибрацию.

Грудной резонатор. Для вибромассажа грудного резонатора произносите звук «ж» и на выдохе отправляйте его максимально вниз по грудной клетке. Так вы понижаете свой голос настолько, насколько возможно. При этом голосовые связки не принимают участия в появлении звука, т.к.они полностью расслаблены, хотя физически вы можете ощущать их небольшие колебания.

Проверьте правильность выполнения так – положите руку на грудь, ниже шеи. И именно в этом месте вы ощущаете вибрирование, но не на шее, где связки. Голос при этом становится ниже.

9. Всегда тренируйте грудной резонатор

Положите руку на грудь и на выдохе произносите «чух-чух-чух», будто вы маленький паровозик. В идеале вы должны услышать, как в ладонь звук бьется изнутри грудной клетки на каждое «чух». Сложно заговорить «грудью» сразу, но со временем это станет нормой.

10. Открывайте дыхательное горло (трахею)

Откройте рот и на выдохе протяните звук «а». При этом постарайтесь максимально расслабить горло. К тому же, этим вы разминаете челюсти и губы – дополнительный полезный эффект.

Человек в стрессе весь сжимается и звуки с трудом продираются сквозь его горло наружу. Попробуйте напрячь горло, сразу поймете о чем речь. Поэтому каждый раз, когда нужно расслабить горло перед публичным выступлением, презентацией, собеседованием, уделите пару минут для этого упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы внятно и быстро говорить, уверенно аргументировать – вам нужно быстро и четко работать мышцами губ, челюсти и языка. Упражнения ниже вам пригодятся, чтобы развивать мышцы речевого аппарата. Кроме того, эта простая гимнастика решит проблему большинства звуков раз и навсегда.

Каждая группа мышц прорабатывается отдельно, но обязательно в комплексе. Даже если вам кажется, что вы не можете сделать какое-то упражнение, просто выполняйте его – вам нужно натренировать мышцы, которые вы ранее не использовали. Выполняйте каждое упражнение по 3-5 раз. Также прорабатывая одну конкретную группу мышц, максимально расслабляйте остальные мышцы.

Губы

«Уточка». Стяните губы вместе, будто говорите букву «у», а потом растяните губы, максимально открывая верхние и нижние зубы. Усилить эффект можно, делая круговые движения губами-«уточками» в разные стороны.

«Маска». Откройте широко рот и втяните губы внутрь рта как можно больше. Это хороший массаж для губ и для челюсти. Закончите упражнение широкой улыбкой. «Маска» хороша, если нет времени на полную артикуляционную гимнастику.

«Банка с вареньем». Вспомните, как вы слизываете варенье языком с своих губ. Вытяните язык, и напрягая мышцы, не спеша, проведите им по губам. Здесь одновременно включаются мышцы языка и губ. Усилить эффект можно, проводя языком за губами.

«Кролик». Без помощи рук подымите вверх верхнюю губу, т.е. тяните ее к носу. Постарайтесь при этом не морщить лоб и расслабить лицо.

Язык

«Лошадка». Цокайте языком, как в детстве. Это особенно хорошо для тех, у кого проблемы со звуком «р» и «л». При правильном выполнении у вас должна появиться вибрация между небом и средней частью языка. Это упражнение приучает среднюю часть языка работать.

«Художник». Упражнение особенно подходит для исправления звуков «р» и «л» у обладателей короткой подязыковой уздечки. Представьте, что ваш язык – кисть, которой вы проводите прямую от зубов по всему верхнему небу до подвижного язычка, плотно прижимая язык к «полотну».

«Шпага». Для проработки щек и губ изнутри. Напрягите язык, будто мини-шпажку, и оближите губы изнутри – медленно проведя языком по верхней и нижней челюсти. Напряжение «включает» в работу кончик и основу языка.

«Лодочка». Помогает исправить произношения звука «ч». Боковые мышцы языка подымаются, и язык высовывается изо рта. Звук при этом произносить не нужно – так вы заставляете подскакивать «ленивые» мышцы языка, ранее не участвовавшие в говорении. Замечено, 90% людей не умеющих говорить «ч» – не умеют делать лодочку.

Челюсти

«Щелкунчик». Откройте рот настолько широко, насколько это возможно. Делайте очень медленно. Затем медленно закройте рот.

«Сдвижки». Выдвигайте челюсть вперед, при этом не напрягая губы. Затем отдельно вправо и отдельно влево. Высший пилотаж – сделать выдвижное круговое движение челюстью по часовой и против часовой стрелки. Для начала попытайтесь сделать движение по квадрату, постепенно превращая его в небольшой овал.

Чтобы свести к минимуму все травмы, т.к. ваша челюсть не привыкла к нагрузкам, все упражнения выполняйте с открытым или приоткрытым ртом.

Когда нет времени

Если необходимо поработать над артикуляцией при отсутствии времени, утром перед важной встречей, то выполняйте следующие упражнения.

1. Напишите все согласные буквы алфавита подряд и выберите любое слово на букву «б» (или сложное в произношении для вас слово). Например, «баррель». Затем произнесите это слово, меняя первую букву: «баррель, варрель, гаррель…».

А если хотите дополнительно попрощаться и с гнусавостью, то закройте ноздри пальцами, вдохните через рот, и максимально открывая рот, проговаривайте тоже самое. Так весь воздух будет выходить исключительно через рот.

Пройдитесь по алфавиту туда и обратно. Вы сразу же зазвучите иначе и лучше – вы разбудите речевой аппарат, зазвучат правильно практически все звуки.

2. Подставьте по очереди все согласные к гласным «и», «э», «а,» «о», «у», «ы». «Пробегите» по алфавиту и вы будете гораздо убедительнее звучать на утренней встрече.

Техника дыхания

Умение правильно дышать – это самое важное в технике речи и ораторском искусстве. Постановкой дыхания занимаются параллельно с постановкой звуков и прокачкой мышц губ, языка и челюсти.

Как дышать правильно

Вдыхать нужно только через нос, выдыхать – только через рот. Идеально, если вместе с выдохом рождаются звуки.

Делая вдох, полностью расслабляйте мышцы живота и диафрагму. Помните, как дышат дети, выпячивая живот? Делайте то же без напряжения – и расслабленный живот станет вместилищем для воздуха, который так необходим в процессе говорения. В таком животе мышцы диафрагмы легко прогибаются и впускают воздух.

Выдыхая, втягивайте живот, выгибая таким образом диафрагму в другую сторону и тем самым выпуская воздух. В противном случае вы набираете воздух, напрягаетесь, быстро проговариваете нужное и только потом выдыхаете – что совершенно неправильно.

Всегда помните: вдох – на расслабленном животе, выдох с подтягиванием живота.

Проработка вдоха и выдоха

Существует огромное количество техник дыхания, и все они основаны на проработке диафрагмы. И их общий ключевой момент – сделав любое упражнение на вдох, вы обязаны сделать упражнение и на выдох.

Только начиная заниматься дыхательными техниками, всегда берите с собой воду, чтобы предупредить гипервентиляцию. Если вы чувствуете себя не совсем комфортно, кружится голова – просто выпейте воды и подышите спокойно.

Вдох. Представьте, что перед вами лежат три мешочка с кофе. Вам разрешили понюхать их все и выбрать один. Вам нужно понять, какой именно кофе вам нравится больше всего и полностью насытиться его ароматом. Сделайте один форсированный выдох, а затем трижды резко вдохните так, чтобы потянуло в груди. Живот при этом расслаблен, помните! Затем подтягивая живот, спокойно выдохните.

Выдох. Для начала подготовьтесь к выполнению – чтобы избавиться от излишков воздуха на предыдущем вдохе, т.е. гипервентиляции, нужно делать форсированный выдох. Резкими движениями, будто насосом, выдыхайте воздух вместе со звуком «ф», резко втягивая живот на каждом движении.

А теперь можно выполнять упражнение: сделайте носом глубокий вдох и на выдохе, разделенном на три, подтягивая живот, резко задуйте на воображаемом торте три свечки. Каждую свечу отдельной порцией воздуха. Хитрость в том, чтобы оставить в легких еще немножко воздуха, чтобы вы смогли сделать аккуратный вдох, а не хватали воздух ртом. Некоторые могут разделить один выдох на 12 частей.

Общий релакс. Если вы нервничаете, глубоко вдохните, вбирая маленькими порциями воздух на 4 счета, и плавно, одним движением, выпустите воздух. Затем вдохните глубоко одним движением, затем, разбивая уже выдох на 4 счета, вытолкните воздух маленькими толчками.


1) Не спешите сделать все быстро, чтобы не навредить себе же.

2) Смотрите на себя в зеркало, выполняя упражнения. Контролируйте правильность выполнения до тех пор, пока не доведете до автоматизма. Мозг всегда рисует собственные алгоритмы выполнения того или иного задания, поэтому вы можете делать его неправильно, сами того не зная.

4) Не бойтесь артикулировать. Гласные звуки начинают звучать не только громче, но и набирают силу, если вы широко раскрываете рот.

5) Регулярно проговаривайте скороговки на разные звуки. Или, например, соберите свои любимые скороговорки в одну многоговорку и выучите ее. Проговаривайте ее, не спеша – так вы сделаете лучше своему речевому аппарату, научитесь четко произносить слова.

6) Не стремитесь получить результат за один день. Мышцы нужно приучить, а для этого понадобится минимум 21 день.

Театр считается образцом, хранителем традиций и школой . Долгое время нормой речи русского языка было произношение актёров МХАТа. И дело здесь не в «правильности» или «особенности», а в долгой и кропотливой работе, которая требуется для развития сценической речи. Переход с привычной для нас «бытовой речи» к сценической с ее выразительным звучанием - не такое простое задание, как кажется на первый взгляд. В этой статье мы постараемся прийти к пониманию того, что такое сценическая речь, какова ее роль для актёров и людей других профессий, какие существуют.

Что такое сценическая речь?

Сегодня сценическая речь является важной составляющей всех без исключения программ обучения . Это одно из профессиональных средств выразительности актёра. Сценическая речь также является средством театрального воплощения драматургического произведения. Через мастерство речи актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Для этого артисту нужно досконально владеть техникой, которая связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения (дикцией), интонационной выразительностью.

Стиль и характер сценической речи прошли период становления от древности до сегодняшних дней. На этом пути они меняли форму и содержание, развиваясь и совершенствуясь. Так, навык сценической речи оттачивали еще в Древней Греции ораторы и актёры. Наиболее знаменитым примером, наверное, стоит считать изыскания Демосфена. Упражняясь в красноречии, он много времени посвящал занятиям , но говорил невнятно, за что постоянно подвергался насмешкам со стороны своих визави и рядовых слушателей. Совсем отчаявшись, он обратился за советом к другу - известному актёру театра. Последний прочитал перед Демосфеном отрывок из произведения Софокла настолько выразительно и живо, что тот понял - важна не только речь, но и произношение, тембр и сила голоса. Этими качествами Демосфен, к сожалению, не обладал: у него был слабый голос, он шепелявил и прерывисто дышал.

Оратор начал работать над своими недостатками. Он произносил речи, стоя на краю скалы у моря, преодолевая шум волн и порывы ветра. Во рту Демосфен держал маленькие камни, проговаривал без вдоха длинные фразы и целые предложения. Несколько месяцев он спускался в пещеру и там разговаривал, слушая свой голос. Занятия дали результат - сегодня мы говорим о Демосфене как о величайшем ораторе античного мира.

Говоря о современном театре, мы подразумеваем расцвет реалистического искусства, который связан главным образом с русским театром, и такими именами как М. С. Щепкин, А. Н. Островский, К. С. Станиславский. В разработанной последним системе работы актёра над ролью , помогающие актёру вскрыть не только смысл текста, но и подтекст произносимых слов, захватывать, убеждать партнёров и зрителей «словесным действием».

К. С. Станиславский говорил: «Слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли». Выразительности этого слова великий драматург посвятил три раздела во втором томе « »: пение и дикция; речь и ее законы; темпо-ритм. Ниже мы собрали упражнения, как на основе рекомендаций Станиславского, так и других техник и методик, которые помогут поставить и развить сценическую речь.

Посещая различные семинары, конференции, занятия (лекции в университете и уроки в школе), вы, наверное, обращали внимание на такой интересный факт: на одних мероприятиях в буквальном смысле хочется спать - и тема скучная, и голос лектора монотонно-убаюкивающий. На других все диаметрально противоположно - неугасающий часами интерес и насыщенная речь оратора. Чаще всего виной этому не смысловая наполненность информации, а способ ее подачи. Рассказ без эмоций, монотонное бормотание «под нос», отсутствие интонации способны загубить любое выступление. То, как человек говорит, порой становится дополнительной мотивацией послушать его и иметь с ним дело. Это важный коммуникационный навык, не только для артистов сцены, но и многих, чья сфера занятости связана с общением, обучением, продажами.

Развитие техники сценической речи подразумевает в первую очередь работу над голосом. Голос - сложное явление, в котором задействованы определенные группы мышц и психофизический аппарат человека. Звучание голоса зависит от дыхания, и физического состояния человека, поэтому тренировка речи подразумевает комплекс разноплановых упражнений. Это работа над постановкой дыхания, артикуляцией, звучанием, дикцией.

Упражнения для постановки дыхания

Одним из самых важных умений в данном блоке является тренировка вдоха через нос вместо привычного «хватания» воздуха ртом.

  1. С открытым ртом сделать вдох и выдох через нос. Повторить 10 раз.
  2. Рука на животе. Делаем медленный вдох, считая в уме до 4. Без задержки выдыхаем, снова считая до 4. Во время упражнения важно ощущать рукой как подымается и опускается живот. Если эти движения тяжело различимы, следует наклонить корпус вперед, положа руки на поясницу. На вдохе должно ощущаться расширение этой области. Каждый следующий вдох-выдох увеличиваем счет на единицу (5,6,7…).

Оптимальным дыханием считается грудное, его нужно развивать.

  1. Исходное положение стоя. На вдохе представляем, что нюхаем цветок. Выдох плавный, со звуком «пфф», при этом нужно втягивать живот. Вдох - короткий, выдох - долгий.
  2. Классическое упражнение. Нужно вдохнуть, и на выдохе, на «одном» дыхании проговорить долгую фразу.

Упражнения для артикуляции

Артикуляция - совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. Чем лучше развита артикуляция и артикуляционный аппарат, тем внятнее и четче человек говорит.

Во время выполнения упражнений для артикуляции следует начинать с обычного проговаривания звуков. Сначала гласных (единичных У, Ы, И, О, Э, А, Ю, Е, Я, Ё, потом в связке У - У - Ы - Ы; У - У - И - И; У - У - О - О; У - У - А - А), потом - согласных (П, Б, Т, Д, Х, К, Г, Н, М, Ф, В, Л, Р, Ч, Ц, С, Ш, Щ, З, Ж; твердые и мягкие отдельно), завершить - сочетаниями гласных и согласных по типу: КА - КУ - КЕ - КО - КИ. Во время тренировки звуки нужно произносить сильнее и ярче, чем в бытовой речи.

Очень хорошо развивает артикуляцию произнесение скороговорок. Говорить их нужно шепотом и более медленно, постепенно наращивая силу и скорость. Вот некоторые примеры:

  1. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
  2. Добыл бобов бобыль.
  3. Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипит укроп.
  4. От топота копыт пыль по полю летит.
  5. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  6. О любви, не меня ли вы мило молили, и в малину манили меня?

Упражнения для звучания

Звучание - тональность, диапазон, интонация.

  1. Прочитать стих таким образом: первая строчка громко, вторая - тихо.
  2. Поупражняться в произношении обычной фразы, вкладывая в нее оттенки разных чувств: грусти, радости, укора, гнева, страсти, удивления.
  3. Нейтральную фразу произнести голосами разных животных, соответственно вашему представлению. Еще лучше разыграть диалог.

Упражнения для дикции

Дикцию также хорошо развивают скороговорки. Кроме того есть другие упражнения.

  1. Положение - стоя, руки на груди. Вдохните, на выдохе начинайте медленно наклоняться вперёд, при этом произнося гласные «у» и «о» длительно и протяжно, настолько низким голосом, насколько можете.
  2. Косность речевого аппарата помогает преодолеть проговаривание трудных сочетаний: ВЗВА, ЛБЛБАЛЬ, ФСТРА и др.
  3. Можно читать любой текст с закрытым ртом .

Это далеко не все возможные упражнения, но выполняя их, вы со временем улучшите свои навыки.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.