Плавание для лечения нарушений осанки. Учёные против мифов: правда ли, что плавание компенсирует сидячий образ жизни, а корсет формирует осанку Эффективные упражнения в воде

Юля поговорила со своим тренером по плаванию в I Love Swimming Андреем Волковым о том, реально ли научиться плавать кролем за месяц и исправит ли кроль кривую спину.
Андрей Волков в школе плавания I Love Swimming — почти с самого начала. Мастер спорта по плаванию, победитель чемпионатов СССР в прошлом, финишер гонок по триатлону серии Ironman в настоящем, победитель соревнований по плаванию Masters. Этим летом, несмотря ни на что, в очередной раз переплыл с учениками Босфор. Но гораздо чаще, чем на Босфоре, его можно встретить ранним утром и вечером в бассейнах Москвы, где он терпеливо учит кролю новичков — по методике Total Immersion.

Почему Total Immersion

— Особенность школы плавания I Love Swimming — методика обучению кролю Total Immersion. Но пройдя два курса, я не до конца поняла, в чем же тут фишка?

— Total Immersion — это методика обучения плаванию взрослых людей, тех, кто не занимался этим с детства. Она хороша тем, что позволяет достаточно легко начать плавать, без особых физических усилий.

Отличие от классической методики в сроках — дети учатся плавать с 7-8 лет и это занимает лет десять. Если взрослый человек решит научиться таким же образом, это будет долгий процесс. Да и методика с детьми применяется другая — они легче чисто психологически запоминают и воспринимают какие-то упражнения, и легче учатся вообще. И гибкость у них другая, она позволяет им выполнять упражнения с большой амплитудой — гребки, пронос руки, движения ног, все, что очень важно в плавании, дается детям легче.

— Но ILS не единственная школа плавания для взрослых, на соседних с вами дорожках тому же учат. В чем же отличие?

— Между другими школами принципиальных отличий нет. Но все же их методика обычно рассчитана на более длительный срок. Мы с Total Immersion пытаемся (и в большинстве случаев успешно) научить людей плыть кролем за 12 занятий, который упакованы в месяц. У других школ срок дольше.

Можно сказать так: Total Immersion подходит для взрослых людей, которые решили заняться плаванием уже в зрелом возрасте, не имея детского опыта. Они смогут в результате плавать, скажем, не быстро, но достаточно долго и без больших физических усилий, не имея каких-то особых спортивных данных или предрасположенно сти.

— Что такого особенного в этом методе, что он позволяет начать плавать через месяц?

— Метод хорош тем, что состоит из этапов. На первый взгляд, ученикам может показаться, что мы занимаемся несколько странными вещами — то есть мы не плывем с первого-второго занятия, а выполняем разные упражнения — обучаемся отдельным элементам, из которых потом складывается общая картинка. Нельзя пропустить какой-нибудь этап, потому что если что-то выпадет, потом наверстать будет достаточно проблематично.

— А в классическом обучении нет такого?

— Нет, там все по-другому. Во-первых, масштаб времени совершенно разный, если там мы говорим о годах, то здесь речь идет о месяцах. Во-вторых, там освоение идет постепенно. Дети уже начинают плавать, а потом по ходу им корректируют какие-то элементы техники. В Total Immersion совершенно по-другому, здесь сразу из элементов собирается целое. Разница в самом подходе.

На самом деле, методик обучения плаванию существует множество. А метод полного погружения Total Immersion, придуманный Терри Лафлином — один из. Изучив его плюсы и минусы (минусы там тоже, конечно, есть), мы поняли, что он больше подходит большинству людей. Это подтверждается уже многолетним опытом.

— Хорошо, а минусы какие у Total Immersion?

— Если методику Total Immersion показать тренеру по плаванию высшей категории, который занимается со спортсменами а-ля призерами чемпионата России, мира, Европы, Олимпийских игр и т.д., то он несколько будет шокирован и, возможно, будет смеяться. Потому что тот результат, который мы видим даже на примере самого товарища Лафлина — он записывает видео со своим участием — взрослый человек с неидеальной фигурой и с немного, скажем так, закостеневшими движениями… Методика Терри Лафлина позволяет научить взрослых людей плавать с минимально достаточной скоростью, но она явно не подойдет для спортсменов олимпийского уровня. Хотя сам товарищ Лафлин часто ссылается на олимпийского чемпиона Александра Попова. Но на встрече, которую I Love Swimming организовывал с Поповым, ему задали вопрос по поводу упоминания его имени в книгах Лафлина. Он практически ушел от этого вопроса: «Да, я знаю Терри Лафлина, но…» Но. На самом деле, это немножно не то. Это не спортивное плавание, эта методика не подходит для спорта высших достижений.

— Но в то же время вы готовите к IronMan по этой методике?

— Да, конечно. Потому что плавание в триатлоне, особенно на длинных дистанциях формата IronMan (где плывут 3,8 км) или его половинке (с 1,9 км) — не профилирующий вид.

— То есть не имеет смысла там плыть быстро?

— Это желательно, но не обязательно. Потому что соотношение времени плавания, велосипеда и бега совсем не в сторону плавания. На более коротких дистанциях, как олимпийская, где плывут 1,5 км, едут 40 км и бегут 10 км, плавание уже важно. Там, если ты отстал в плавании, то потом не сможешь сесть в группу велосипедистов и догнать. На длинных дистанциях все иначе. Общий результат лучших триатлетов, участвующих в полной дистанции IronMan, находится в районе 8 часов. Из них плавание у лучших — 45-46 минут, а у середнячков — 50 минут, то есть разница в 4 минуты на фоне 8 часов. Поэтому на общем масштабе времени очевидно, что плавание там не доминирует.

— Значит их задача — доплыть и не потратить много сил и Total Immersion для этого подходит?

— Совершенно верно. Особенно это касается любителей. Для любителей, которые выступают в возрастных группах, плавание из расчета 2 минуты на 100 метров считается вполне достаточным уровнем для прохождения этой дистанции. Это очень даже неплохо. А для чемпионатов по плаванию на открытой воде (даже ветеранских) на длинных дистанциях время 2 минуты на 100 метров — это за гранью добра и зла, это меньше, чем ничего.

Кому же это надо — плавать? И у кого это выходит?

— Хорошо, оставим в сторонке айронменов. Как вам кажется, зачем взрослые приходят учиться плавать?

— В большинстве случаев у человека появляется какая-то цель. Позиционирование нашей программы — проплыви свои первые 500 метров (на первом уровне) или километр (на втором) — это новый вызов, новый челлендж. Плюс многие увлекаются здоровым образом жизни, приходят из I Love Running’а — сначала начали бегать, потом посмотрели, где еще себя можно проявить. Но многие приходят просто с нуля. Тех, кто имеет какой-то опыт детского плавания, в общем объеме не больше 5-7 %, остальные либо никогда не плавали, либо в детстве их отвели пару раз в бассейн, не более того.

— Из тех, кто к вам приходит, все проплывают свои первые километры в итоге? Каков процент тех, кто не справляется?

— Я не могу сказать, что кто-то не справляется. У нас три уровня: начальный, средний и продвинутый. У меня чаще бывают группы среднего уровня — на нем процентов 80 проплывают в финале первый километр. Не проплывают те, кто не приходит. Под конец курса они не чувствуют в себе уверенности. Всеми силами стараешься им внушить: «Ребята, вы хотя бы придите, вот вы придите, а там все получится». Кто-то, будучи не уверен в себе, поплавал на тренировках, да и ладно. Им вот этот соревновательный азарт не присущ. Тех, кто приходит и не проплывает, вообще какие-то единицы.

— А на первом уровне ситуация какая?

— Вообще, если сказать честно, 12 занятий (плюс 13-е — заплыв) — это, конечно, маловато. Потому что, если обратиться к первоисточнику — товарищу Лафлину, — то он говорит: «Занимайтесь упражнением несколько часов». А у нас на все про все — двенадцать часов. Поэтому я всегда говорю, что если этого времени не хватает, но есть желание и возможность, ходите в бассейн сами в свободные дни и повторяйте то, что мы делаем.

— Кому сложнее — тем, кто хоть как-то по-собачьи плавать умеет или кто не умеет вообще?

— Без разницы, все очень индивидуально. Есть люди, которые реально не могут голову в воду опускать на первом занятии, а потом смотришь — они плывут. А есть те, которые уже умели, а не идет.

— Дыхание в воду — одна из базовых вещей, на которой многие спотыкаются.

— Есть люди, для которых дыхание в воду — это проблема, а в плавании дыхания не в воду не бывает. Поэтому многим приходится себя сильно переучивать и заставлять выдохнуть в воду, это важно. И это чисто психологическая вещь и больше ничего, это страх. Бывают иногда такие ученики, которых я называю «жертвы кораблекрушения» — у них панический страх воды. Им обучение дается крайне тяжело, потому что есть вот эта паника, страх «лица в воде». Для них это шок. Они спрашивают, можно ли как-то потренироваться. Если уж совсем страшно, дома наливаем воду в ванну или в таз и засовываем голову, и чем глубже, тем лучше — ничего другого порекомендовать я не могу.

— У меня нет проблем с выдыханием в воду, но тяжело дышать на три гребка. Это тоже страх?

— В большинстве случаев — тоже страх. Иногда я специально даю упражнения на задержку дыхания, и ученики совершенно спокойно это делают и 20, и 30, и 50 секунд. Проблема лежит только в психологии. Потому что я точно знаю, что как бы интенсивно вы ни плыли, через пять секунд воздух закончиться не мог, вот просто не мог. И многие осознают, что все это происходит у них в голове. А некоторые не понимают, они говорят: «все, у меня воздух закончился, я уже практически умер». Я же настаиваю, чтобы они плавали все-таки с вдохом на три гребка. И даже если появляется чувство «все, воздух закончился», то поднять голову и вдохнуть — дело на максимум 3 секунды. Вы ведь не в пещере, не под водой, не под толщей льда, вдохнуть — не проблема!

— Почему настаиваете на вдохе на три гребка?

— Иначе выходит дыхание на одну сторону, а это приводит к однобокому плаванию, искривлению техники. Человек начинает заваливаться на одну сторону, как бы хромать на нее. Плюс — нехорошо, когда шея поворачивается только в одну сторону.

Кроль, только кроль

— Почему I Love Swimming учит плавать только кролем?

— Другие способы требуют гораздо больше времени на освоение — это раз. Например, брасс в плавании — самый сложнокоординированный вид (а некоторые школы с него обучение начинают). А баттерфляй — тяжелый физически. Кроль освоить проще и, что важно, это самый энергоэффективный стиль по соотношению затраченных усилий и скорости к продвижению.

— Многим брасс кажется легче и быстрее.

— Брасс может быть легче, но он медленнее. Опять же, соотношение скорости и энергоэффективности. Сто метров брассом сейчас рекордсмены мира плавают где-то за 58 секунд. Человек, который нормально умеет плавать, кролем 100 метров за 58 секунд проплывет легко. Вот соотношение. Потому что в кроле, в отличие от брасса, положение тела — горизонтально ровное.

Плавание и осанка

— Кстати, про ровное тело. Есть расхожее мнение, что плавание исправляет осанку и делает спину здоровой. Вы как считаете?

— Базируясь на своем личном опыте, могу сказать, что для исправления спины скорее ЛФК пригодится. Потому что именно плавание (даже если это спортивное плавание) проблемы спины не решает вообще. Знаю сам, так как плаваю всю свою жизнь, и если у меня возникают проблемы со спиной, то плавание их не облегчает. Не усугубляет, но не облегчает. И на примере своих знакомых какого-то лечебного воздействия от плавания в бассейне я не вижу. Я для проблем спины порекомендовал бы на турнике лучше повисеть, это в 10 раз полезнее будет и времени займет в 80 раз меньше.

— Но плавание заставляет же как-то вытягиваться, выравниваться?

— Можно с тем же успехом вытянуться и ровненько полежать дома на диване. Вот эффекта от этого — от того, что ты лежишь на воде и тебя Архимедова сила держит — я реально не вижу никакого.

— Как же этот миф возник? Многие неврологи даже отправляют в бассейн.

— Это реально миф. А неврологи — ну разве что это общие рекомендации, что вода расслабляет мускулатуру, нервные рецепторы… Есть и такой миф, что плавание расслабляет. Но я не сторонник такого расслабона. Я за то, чтобы работать и напрягаться.

Даже если взять положение тела на воде в плавании — никакого расслабона там не может быть. Чтобы плыть и рассекать воду, все тело должно быть прямое и напряженное. А где напряжение — откуда там расслабление? И лучшее упражнение для плавания — это всем известные сейчас планки. Лучше, чем планки, для плавания вообще ничего нет. На боку, на спине, на груди, на локтях, на кистях и т.д.

— Если учиться плавать приходит человек, который сильно сутулится, он же не сможет даже ровно лежать на воде?

— Практика показывает, что они так и не лежат. Я не видел людей, которые изменили осанку от того, что они начали плавать. Если у ребенка лет в 8 сколиоз и его привели в спортивную школу плавания, то да, у него исправится осанка. Если взрослого 40-летнего человека привести, и он будет плавать месяц, два или даже пять, я сильно сомневаюсь, что ему это поможет.

Можно ли, плавая, сбросить вес?

— Есть еще один миф: что от плавания можно похудеть.

— Распространённейший миф. Мне самому за весом следить приходится, так что я этим интересуюсь. В вопросах похудения есть базовый принцип соотношения употребленных и потраченных калорий. И могу сказать: полоскания в бассейне в течение 45 минут с той интенсивностью, с которой это делают ученики первого и второго уровня ILS — это эквивалент приблизительно 250 калориям. А 250 калорий — это маленький пакетик картошки в McDonald’s. Поэтому о каком похудении может идти речь? И даже на третьем уровне, где можно ухитриться сжечь 800 калорий — это все равно немного.

А если говорить не о нашей школе, а о плавании вообще. Я часто бываю в Олимпийском бассейне, вижу там одни и те же лица. Годами. И вот они либо плавают, либо ходят на аквааэробику — и никак не меняются. Потому что часто можно наблюдать — поплавали, а потом 90 % из них встречаешь в буфете. От водных процедур очень хороший аппетит ведь появляется!

— К вопросу об аппетите. Что посоветуете новичку, осваивающему плавание, есть до тренировки и после?

— Меня об этом часто спрашивают люди, которые в детстве не имели отношения к спорту. «Что делать с питанием до и после тренировки?»… С текущим уровнем интенсивности — ничего. Забудьте, это не тот случай.

— Зависит от времени суток. Утром тренировки бывают очень рано, поэтому — легкий завтрак за час до. Вечером — лучше не есть меньше чем за час до тренировки. Но опять же, на нашем уровне интенсивности это все мало имеет значения.

Плавание плюс

— Как плавание комбинировать с другими видами спорта? С тренажерным залом, например?

— Тренажерный зал не препятствует плаванию. Просто имеет смысл сказать тренеру о том, какие вы делаете упражнения в зале — некоторые из них могут помочь, а некоторые навредить: перегрузить, забить мышцы, нужные для плавания. И правильного, нормального плавания не получится на самом деле, так как пропадет гибкость.

В большинстве случаев все другие виды спорта совместимы с плаванием, вопрос только в тайм-менеджменте: сколько есть свободного времени, чтобы им заниматься? А так они вполне параллельны. Можно поплавать и в тот же день побегать, если есть время.

Андрей Волков обучает плаванию на первом и втором уровне I Love Swimming.

Группы стартуют в начале каждого месяца , записаться можно на сайте .

Фото : Кристина Спивак.

Спасибо за помощь в подготовке материале Ирине Киселевой.

Нарушение осанки - распространенное отклонение в состоянии здоровья детей. Если в начальных классах нарушение осанки регистрируется лишь у каждого пятнадцатого, то к моменту окончания школы оно встречается у половины детей. Нарушения осанки нужно обязательно корректировать, а плавание и упражнения в воде помогут решить эту задачу.

Терминология

Осанкой называется поза, которую человек подсознательно принимает в положении стоя, сидя, либо во время ходьбы.

Нарушение осанки – это изменение соотношения степени физиологических изгибов позвоночника, приводящее к изменению архитектоники мышц грудной клетки и межпозвоночных суставных сочленений.

Кифоз – искривление позвоночника в сагитальной плоскости выпуклостью назад, в переводе с древнегреческого - «горбатый», «согнутый».

Лордоз – искривление позвоночника выпуклостью вперед.

Основные причины развития нарушения осанки :

  • Врожденные аномалии
    Во время внутриутробного формирования плода происходит неправильная закладка и развитие мышц и суставов позвоночника. Это может быть обусловлено неправильным внутриутробным положением плода, а также генетически детерминированными дефектами.
  • Рахит
    Рахит, перенесенный в раннем детском возрасте, приводит к деформации костей грудной клетки, позвоночника, костей нижних конечностей, результат - развитие впоследствии нарушений осанки и сколиоза.
  • Снижение остроты зрения
    Плохое зрение вынуждает ребенка низко склоняться над столом во время занятий в школе и дома. Неправильная поза постепенно входит в привычку, и ребенок продолжает сутулиться даже после коррекции зрения с помощью очков.
  • Плоскостопие
    Плоскостопие способствует неправильному положению позвоночника во время ходьбы. Чтобы компенсировать неудобства, возникающие при ходьбе, ребенок стремится подавать вперед верхне-грудной отдел позвоночника. С течением времени изменяется тонус мышц, и патологическое расположение позвоночника закрепляется. Впоследствии даже в положении сидя позвоночник остается в неправильном положении.
  • Существует еще большая группа причин формирования неправильной осанки, которая не связана с конкретными заболеваниями и с исходным состоянием здоровья, а связана с внешними причинами . Неправильная посадка за столом во время выполнения уроков, неправильно подобранная мебель могут спровоцировать нарушение осанки. Очень часто девочки большого роста, стесняясь своих нестандартных, на их взгляд, габаритов, начинают сутулиться, результат – нарушение осанки.

Виды нарушений осанки

Выделяют следующие типы нарушения осанки :
  1. Сутуловатость . Сутуловатость один из наиболее частых видов нарушения осанки, он характеризуется увеличением грудного кифоза.
  2. Круглая спина . Круглая спина характеризуется формированием грудного кифоза и отсутствием поясничного, физиологического, лордоза. Если сутуловатость можно назвать отклонением в состоянии здоровья, которое не требует срочного медицинского вмешательства, то круглая спина – это веская причина для немедленного лечения у врача ортопеда.
  3. Уплощенная спина . Уплощенная спина характеризуется уменьшением степени выраженности грудного физиологического кифоза и отсутствием физиологического поясничного лордоза.
  4. Плосковогнутая спина. Состояние характеризуется сглаженностью грудного физиологического кифоза и увеличением поясничного лордоза.
  5. Кругловогнутая спина. При кругловогнутой спине происходит формирование увеличенного поясничного лордоза, с одновременным увеличением грудного кифоза.
  6. Ассиметричная осанка . При данном нарушении осанки происходит отклонение линии остистых отростков во фронтальной плоскости. Для ассиметричной осанки характерно отклонение головы в сторону, разная высота плеч, понижение мышечной выносливости.
Нормальная осанка - 1, кругло-вогнутая спина - 2, плоско-вогнутая спина - 3, плоская спина - 4, круглая спина - 5

Чем опасны нарушения осанки?

От неправильной осанки страдает весь организм: нарушается работа всех органов и систем, в том числе деятельность сердечно-сосудистой системы, затрудняется дыхание, человек быстро устает, часто плохо себя чувствует. Нарушения осанки могут привести к развитию ряда патологических состояний, таких как, остеохондроз с его многочисленными неврологическими проявлениями, сколиоз, остеоартроз.

Нарушение осанки - это состояние, которое необходимо исправлять путем комплексной кропотливой работы с использованием ряда мероприятий с учетом индивидуальных особенностей. К таким мероприятиям и способам коррекции осанки относят:

  • постоянный контроль за своей позой;
  • равномерное (симметричное относительно позвоночника) распределением нагрузки, например, при ношении рюкзака и пакетов;
  • правильный сон на жесткой постели, подушка не должна быть высокой;
  • правильное питание, сбалансированное поступление с пищей и минералов ;
  • постоянная двигательная активность (физкультура, прогулки, плавание, пробежки);
  • отказ от "любимых" поз, вроде склонности сутулиться или сидеть нога на ногу;
  • занятия лечебной физкультурой, мануальная терапия, массаж;
  • исправление плоскостопия.

Плавание для лечения нарушений осанки

Плавание является одним из наиболее эффективных способов коррекции осанки. Если другие методики воспринимаются ребенком негативно, то плавание – это не только лечение – это увлекательная игра. Плавая, ребенок как бы погружается внутриутробную среду, которая способствует релаксации как психологической, так и физической.

Эффекты плавания

Во время плавания тело человека находится в невесомом состоянии, благодаря чему происходит снижение гравитационных нагрузок на позвоночник. Одновременно оно стимулирует укрепление мышечного корсета позвоночного столба, гармонизирует тонус околопозвоночных мышц, мышц грудной клетки и поясницы. Плавание развивает координацию движений, которая в значительной степени страдает у детей, имеющих нарушения осанки.

У занимающихся плаванием детей восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков.

Очень часто при нарушениях осанки появляются боли в грудной клетке и пояснице. Они обусловлены повышенным мышечным тонусом. Со временем болевой синдром способствует развитию мышечно-тонических спазмов, которые впоследствии из функциональных превращаются в органические. Если на начальных этапах нарушения осанки носят исключительно обратимый характер, то в дальнейшем они переходят в хронические патологические состояния.

Занятия в бассейне являются эффективным методом лечения плоскостопия. Как известно, плоскостопие является одной из причин формирования неправильной осанки. Во время занятий мышцы стопы и голени получают разностороннюю физическую нагрузку, которая способствует формированию правильного свода стопы и укреплению ее связочного аппарат.

Важно отметить, что плавание оказывает также закаливающий эффект . Оно стимулирует неспецифическую иммунную защиту, дети становятся менее восприимчивыми к респираторным вирусным инфекциям. По статистике, у девяноста пяти процентов детей, часто и длительно болеющих респираторными инфекциями, выявляются нарушения осанки.

Лечебное плавание для коррекции осанки, методики.

Вне зависимости от вида нарушений осанки, первые занятия в бассейне должны помочь ребенку адаптироваться к окружающей обстановке. Продолжительность их не должна превышать 15 – 20 минут. В ходе первых тренировок ребенку разрешается выполнять те виды упражнений в воде, которые он лучше всего умеет делать. Наблюдая за ним в этот период, оценивают его физическое состояние и его плавательные возможности. Важно помнить, что во время занятий температура воды в бассейне не должна опускаться ниже 28 градусов, в противном случае снижается эффективность занятий, так как не достигается эффект разгрузки позвоночника. В холодной воде мышечный тонус повышен, что может спровоцировать судороги икроножных мышц и мышц бедра.

После подготовительного этапа можно приступать к специальным упражнениям. Все занятия, безусловно, проходят при непосредственной помощи кого-либо из взрослых. Часто во время выполнения упражнения ребенок поддерживается инструктором в области таза.

При сутуловатости и круглой спине, весьма эффективным является плавание кролем на спине .

Уплощенная и кругловогнутая спина, прекрасно корректируется плаванием в стиле кроль на груди и баттерфляй . При плоской спине плавание на спине не рекомендуется.

Если имеется сильно выраженный лордоз поясничного отдела, то при плавании на груди под живот подкладывают доску для плавания .

Ассиметричная осанка хорошо лечится плаванием в стиле баттерфляй и брасс .

Во время занятий плаванием ребенок первое время часто не совсем правильно выполняет упражнения. Скорее всего, они лишь отдаленно напоминают классические плавательные стили, но это не главное. Главным является сам процесс. Не нужно требовать точного выполнения всех упражнений. Очень часто заставляя точно копировать движения и превращая тренировки в рутину, вы формируете негативное отношение ребенка к занятиям.

Длительность занятий на начальном этапе не должна превышать 15 – 20 минут. Оптимальная кратность занятий три раза в неделю. Постепенно продолжительность можно довести до 40 минут. Необходимо воздержаться от занятий в период, когда ребенок болеет респираторными вирусными инфекциями, острым бронхитом, при наличии гипертермического синдрома. Занятия абсолютно противопоказаны при эпилептической болезни.


Мало кто знает, о лечебных свойствах воды. Что самое интересное, вода – это эффективное решение для лечения осанки. Если у вас искривился позвоночник или проблемы со спиной, стоит начать ходить в бассейн. Но многим непонятно, как же вода может помочь, в этой ситуации? Читать длинные информационные статьи хочет не каждый, а вот испробовать такой метод терапии можно легко.

Подготовка к процедуре

Начнем с того, что для лечения необходимо найти ближайший бассейн и хорошего тренера. Чаще искривлением осанки страдают школьники или взрослые люди с сидячим образом жизни. Для лечения осанки в воде нужно будет выполнять ряд упражнений, которые не только помогут спине, но и укрепят дыхательные пути, повысят тонус мышц.

Особенность этих процедур в том, что все мышцы задействованы, но при этом на них не действует никакая нагрузка, как с тренажерами. Специалисты утверждают, что упражнения в воде рекомендуется выполнять для лечения и профилактики различных травм и заболеваний, связанных с позвоночником. Они оказывают хорошее влияние не только на позвоночник, но и на внутренние органы.

Обязательным является постоянство таких упражнений, желательно 2-3 раза в неделю.

Все нижеперечисленные упражнения исполняются в бассейне под присмотром специалиста.


Комплекс упражнений

  • Шаги с поворотом. Для этого упражнения необходимо зайти в бассейн, вода должна быть вам по пояс, обычными шагами ходить по дну и создавать круговые перемещения рук. Этот вид упражнения следует проводить одним из первых, в виде разминки.
  • Игра в мячик. Такое упражнение поможет выровнять осанку. Для этого комплекса движений понадобится резиновый мяч и выполняется на мелководье. Нужно лечь на дно, где маленькая глубина, но перед этим зажать мяч между стоп. Упираясь руками на дно, медленно поднимая ноги вверх, и обратно опуская вниз в воду. Этот вид упражнения обязательно должен контролировать – специалист.
  • Махи руками. Ноги должны находиться на борту бассейна, тазом дотрагиваясь борта. Лежа на спине, тело балансирует на воде, раскидывайте руки в разные стороны и расслабляйтесь, лучше закрыть глаза. Лежать в таком состоянии, примерно 10-15 мин.
  • Удобная поза. Поднять руки кверху, и завести за голову, ноги при этом должны находиться по ширине плеч и плавно прилечь на воду. Эта поза приводит спинные мышцы в активность.
  • Вытягивание. Этот вид упражнения, позволяет выполнить само вытяжение позвоночника и действует на него в виде разгрузки. Итак, нужно сильно оттолкнуться от борта бассейна, вытянув ноги, при этом напрягая носки, затем выпрямить руки и планировать до полной остановки тела.
  • На канатах. Лежа на спине на канатах, которые разделяют дорожки в бассейне, вытягивать руки над головой, ноги держать в расслабленном состоянии, на воде. Такое упражнение оздоровительно влияет на грудной отдел позвоночника и его мышц. Хорошая профилактика сколиоза, предотвращает искривление позвоночника и сутулость.
  • Руки в замок. Нужно отвести руки назад и соединить пальчики в замок, медленно поднять объединённые руки вверх, а потом вернуть их в исходное положение. Это упражнение стоит выполнять по три – пять подходов по возможности 10-15 раз.
  • Растяжка мышц. Лечь спиной поперек дорожки, на канаты бассейна. Это должно выглядеть так: руки на одной стороне дорожки с канатами, вы держитесь руками, а ноги лежат на противоположных канатах этой же дорожки. Обязательно, должна быть ровная спина, не спеша задействовать все мышцы.
  • Вытяжение позвоночника. При проблеме с осанкой желательно выполнять упражнения с вытяжением позвоночника. Отплывание лежа на спине в противоположную сторону с закрепленными ногами на канатах. Как можно дальше максимально скользить в воде, руки вытягивая в длину туловища.
  • Заплыв. Это упражнение выполнять с инструктором, пока не сможете выполнять безупречно. Оно выполняется в оживленном темпе. Ноги прямые и не напрягаются, основную работу исполняют бедра, стопы вывернуть внутрь с захлестывающими движениями. Не сдерживать дыхание. Незначительно увеличивать метраж проплыва.

Если постоянно выполнять десять таких упражнений, то спина всегда будет здоровой с красивой осанкой. Также вы снимите нагрузку с позвоночника, и сразу почувствуете облегчение при ходьбе. Обязательно нужно следить за осанкой, так как запущенные случаи могут привести к необратимым болезням. И при первых симптомах искривления или другой вид болезни спины, обязательно обратиться к специалистам. Не стоит затягивать!

Таким образом, увидев все достоинства водных упражнений, нужно как можно скорее воспользоваться этими видами упражнений. Чем быстрее вы начнете заниматься, тем быстрее наступит оздоровление. Ведь спина, является самой важной частью тела, поэтому обязательно стоит позаботиться о безопасности вашего здоровья.
Читайте также:

  • Аквааэробика в бассейне
  • Развлечения в домашнем бассейне
  • Аквааэробика для красивой фигуры
  • Что лучше для снижения веса - бег или плаванье?
  • Приседаем в воде - минус 3 кг за 10 дней
  • Как научиться плавать взрослому человеку за неделю
  • 16 упражнений, которые убирают целлюлит навсегда

Понравилось? Покажи друзьям - жми свою кнопку!

Упражнения в бассейне для позвоночника

Упражнения в бассейне для позвоночника – это комплекс лечебной гимнастики с помощью, которой можно восстановить опорно-двигательный аппарат после перенесенных травм или заболеваний. Упражнения можно проводить как в бассейне с горячей водой, так и обычном плавательном. Преимущество водной лечебной гимнастики в том, что в воде человек становится невесомым, то есть позвоночник не ощущает сильных нагрузок. Но в тоже время, вода является противодействием, которое возрастает по мере ускорения темпа упражнений. Быстрые движения сложно делать под водой, а на медленные оказывается сопротивление. Это говорит о том, что упражнения в бассейне для позвоночника подходят для людей с любой физической подготовкой.

Для того чтобы упражнения в бассейне были более продуктивными, можно использовать ласты и другое дополнительное оборудование, так как это только увеличит сопротивление воды. Единственное правило, которое необходимо соблюдать, выполняя упражнения – это избегать переохлаждения. Упражнения запрещено проводить при инфекционных и воспалительных заболеваниях при наличии ран, царапин и порезов, так как это станет причиной болезненных ощущений и дискомфорта. Давайте рассмотрим несколько упражнений, которые можно использовать для позвоночника, при занятиях в бассейне.

  1. Это упражнение рекомендуется делать в бассейне с растяжками, то есть канатами, которые разделяют дорожки для плаванья. Необходимо лечь спиной на растяжку, руки вытянуты, над головой, а ноги должны лежать на воде. Благодаря такому упражнению отлично прорабатывается грудной отдел позвоночника и мышцы, которые растянуты, но не задействованы в работе опорно-двигательного аппарата. Пару минут на растяжке – это отличная профилактика сутулости и сколиоза, а также лечение искривлений позвоночника.
  2. Данное упражнение направлено на то, чтобы привести в тонус мышцы позвоночника. Лягте между растяжками бассейна, то есть поперек плавательной дорожки. Руками придерживайтесь за канат, а ноги положите на растяжку. Старайтесь держаться спину ровной, постепенно напрягая все мышцы. Это упражнение можно делать и на животе, но только в маске или в том случае, если вы можете надолго задерживать дыхание.
  3. Еще одно упражнение, которое поможет расслабить защемленные мышцы позвоночника. Ноги и стопы должны быть на бортике бассейна, а таз касаться бортика. При этом спина лежит на воде, руки раскинуты в стороны. Закройте глаза и расслабляйтесь.

Упражнения в бассейне при остеохондрозе

Упражнения в бассейне при остеохондрозе помогают ослабить болезненные ощущения и со временем полностью избавиться от них. При лечении остеохондроза в бассейне, особую результативность показывает регулярное плавание. Это позволяет разработать и закрепить правильное положение спинно-плечевого отдела позвоночника. Кроме того, с помощью плаванья происходит коррекция позвоночного столба, при наличии деформаций. При остеохондрозе эффективны и результативны как активные, так и пассивные упражнения.

  • Пассивные упражнения проводят при неврологических расстройствах, деформациях суставов, посттравматических нарушениях опорно-двигательного аппарата. Упражнения выполняются в медленном темпе с поддержкой амплитуды движений. Пассивные упражнения в бассейне предполагают работу с профессиональным реабилитологом. Врач фиксирует тело больного и помогает выполнять упражнения. Как правило, при остеохондрозе разрабатывается индивидуальная программа тренировок.
  • Активные упражнения проводят в том случае, если функциональное состояние мышц пациента позволяет использовать дополнительные нагрузки. Во время упражнений используют различные исходные положения (сидя, лежа на воде, стоя), специальное оборудование (поплавки, водные гантели) и гимнастические снаряды, которые эффективны при лечении и профилактике остеохондроза (поручни в воде, гимнастические стенки).

Упражнения при остеохондрозе в бассейне предполагают использование дополнительных физических нагрузок на мышечно-суставный аппарат. Для этого применяют ускоренные движения, комбинирование упражнений в бассейне с нагрузками вне воды, то есть силовой контраст. Добиться положительного эффекта в лечении остеохондроза помогают специальные приспособления: ласты (ручные и ножные), водные пенопластовые гантели, трапеции и многое другое.

Упражнения в бассейне при сколиозе

Упражнения в бассейне при сколиозе – это лечебно-профилактический комплекс, который разработан специально для пациентов, с учетом индивидуальных особенностей течения заболевания. Самый эффективный метод лечения сколиоза – плаванье. Польза плаванья в том, что оно является не травмоопасным и защищает опорно-двигательный аппарат от нагрузок, которые получают при занятиях в тренажерном зале. Помимо основной задачи, плаванье при сколиозе, уменьшает тонус, позволяет проработать и растянуть все мышцы, обеспечивает высокую подвижность суставов и повышает метаболизм.

Особенности упражнений для спины при сколиозе в том, что тренировки необходимо проводить через день, длительность занятия должна быть около часа и более. Идеальная температура воды в бассейне +25-28 градусов по Цельсию. Сами упражнения должны проводиться под контролем реабилитолога или врача, который занимается лечебно-физкультурным комплексом. Давайте рассмотрим самые эффективные упражнения в бассейне при сколиозе.

  1. Исходное положение – стоя, руки держаться за бортик или поручни, ноги вместе. Задерживаем дыхание и опускаем голову в воду, так чтобы подбородок коснулся тела, при выдохе выпрямляем ноги, поднимаем их вверх и возвращаемся в исходное положение.
  2. При сколиозе эффективны такие упражнения, как плаванье на спине двумя руками, плаванье на спине, руки попеременно, брасс, кроль и баттерфляй. Чередование и регулярное выполнение подобных упражнений позволяет быстро и эффективно восстановить опорно-двигательный аппарат.
  3. Заканчивать комплекс упражнений рекомендуется растяжкой на канатах в бассейне и дыхательными упражнениями.

Обратите внимание, что упражнения в бассейне при сколиозе полностью соответствуют тренировкам по аквааэробике. То есть, при желании восстановит красивую осанку и здоровье спины не обязательно обращаться к профессиональному тренеру, можно пойти на аквааэробику, предупредив инструктора о наличие сколиоза.

Упражнения в бассейне для спины – это эффективный и действенный метод восстановления работы опорно-двигательного аппарата. Упражнения могут проводиться как с профессиональным инструктором, так и самостоятельно больным, по заранее составленному плану упражнений. Особенность тренировки в воде в том, что все мышцы максимально прорабатываются, но при этом на них не ложится нагрузка, как при занятиях в тренажерном зале. Бассейн используют для лечения и профилактики заболеваний и травм позвоночника, при сколиозе и остеохондрозе.

Такое явление как нарушение осанки может появиться у ребенка, как только он начинает учиться в школе. И если вовремя не обратить внимание на осанку ученика, то впоследствии она может негативно сказаться на его здоровье.

Первое, что хочется отметить, это то что осанка ребенку не дается с рождения, ее нужно вырабатывать. А правильная осанка - это не только красиво, но и функционально. При хорошей осанке положение тела наиболее устойчиво: вертикальная поза сохраняется при наименьшем напряжении мышц. Когда ребенок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устает, а если он идет, бежит или прыгает, позвоночник лучшим образом амортизирует нагрузки.

Кроме физиологических последствий рождает массу психологических проблем, не менее пагубных. Сутулый, с понурой головой ребенок смотрится неудачником и мямлей.

Но, что же может повлиять на лечение сколиоза и исправления осанки? В любом случае, чтобы ликвидировать нарушение осанки у школьников, необходимо восстановить нормальную работу мышц. Вариантов может быть масса. Это и специальная гимнастика, и удобное рабочее место, и массаж, но одним из действенных способов является бассейн.

Преимущества бассейна в борьбе с неправильной осанкой

1. Ни для кого не секрет, что дети не особо выполняют скучные, иногда неприятные упражнения лечебной гимнастики. Ребенку трудно объяснить, что нездоровый позвоночник требует каждодневного внимания. А вот бассейн после таких упражнений является действенным аргументом.

2. Во время обычной физкультуры трудно определить ту границу, где нагрузка может принести больше вреда, чем пользы. Вода - уникальный тренажер. Во время плаванья мышцы ребенка работают с максимальной нагрузкой, но усталости никакой. Он не чувствует собственного веса, происходит разгрузка позвоночника, снижается асимметричная работа межпозвоночных мышц, что способствует выполнению движений, которые уменьшают давление на зоны роста тел позвонков. В результате ребенок получает не крепатуру, а заряд энергии.

3. Сколиоз — хроническая болезнь, поэтому консервативное лечение его первых степеней должно проходить длительно и регулярно до 16-17 лет. Лечебное плавание подразумевает использование разных способов и стилей, проплывание отрезка з повышенной скоростью и ныряние в длину. Применяется ассиметричное плавание на боку, плаванье в ластах, со специальными дощечками, лопатками на кистях. так, например, при сутулости полезен брасс и на спине вольным стилем, при кругловогнутой спине — любой стиль, при боковом искривлении — брасс.

Работать над осанкой никогда не поздно. Даже в 15-16 лет еще можно исправить спину. Правда это потребует больших усилий и занятий под руководством врача. Может, стоит об этом задуматься пораньше и поискать ближайший в городе бассейн.

Введение

Осанка – привычное положение тела в покое и в движении, это поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Осанка отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, его настроение и даже характер. Правильная осанка – это не только красиво, это залог того, что вы уверены в себе и благополучны.

Вопросы обучения, воспитания, развития детей с нарушением осанки очень актуальны в современном мире. По данным НИИ детской ортопедии им. Г.И.Турнера в России нарушение осанки выявлено у 60–80 % детей, частота искривлений позвоночника за последние годы увеличилась с 4 % до 12 %. В нашем дошкольном учреждении таких детей около 19%.

В сложившейся ситуации посильную помощь детям с нарушением осанки могут оказать не только врачи, но и инструктора по физической культуре дошкольных учреждений, поскольку уже в 6–7 лет изгибы позвоночника четко выражены. За состоянием осанки нужно следить с раннего возраста. В этом смысле неоценимо значение плавания, как средства коррекции и профилактики осанки у детей дошкольного возраста. Потому что только плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц. Плавание является частью комплексной программы профилактики и коррекции осанки.

В работе представлена примерные упражнения для занятий в бассейне (рекомендуемые специалистами), также задачи, средства и методы коррекции осанки с помощью плавания в дошкольных учреждениях.

Значение плавания в профилактике и лечении нарушений осанки

Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно-важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение.

Воспитательное значение. Зависит от организации процесса. Систематические занятия по плаванию в детском саду воспитывают чувство товарищества, дисциплины и организованности, трудолюбия и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных способностей детей.

Эмоциональное значение. Заключается в снятии психологической напряженности у детей, создании оптимистического настроения.

Оздоровительно-гигиеническое значение. Состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершенствует теплообмен, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствуют повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких. Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат, увеличивая силу мышц. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата, заставляет все нервные клетки работать в полную силу.

Прикладное значение. Состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать, нырять, ориентироваться в воде.

Лечебное значение. Плавание – важное звено комплексной программы покоррекции нарушений осанки. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Вытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуются координация движений, формируется чувство правильной осанки. Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две задачи: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения и закаливание (особенно необходимое для ослабленных детей).

Показания и противопоказания к занятиям по плаванию в ДОУ

Плавание противопоказано детям, имеющим отвод врача-педиатра, дерматолога, лор-врача, психоневролога (эпилепсия, пиелонефрит, грибковые и инфекционные заболевания, коньюктивит и т. д.)

Задачи плавания как средства коррекции нарушений осанки

Основные задачи коррекционных и физических упражнений на суше и в воде заключается в следующем:

  • разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;
  • воспитание правильной осанки;
  • увеличение силы и тонуса мышц;
  • коррекция плоскостопия;
  • постановка правильного дыхания;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • закаливание;
  • приобретение навыков плавания – освоение плавания;
  • развитие волевых качеств;
  • эмоциональная разрядка.

Порядок применения упражнений на занятиях по плаванию в ДОУ

  • дыхательные упражнения;
  • упражнения подготовительные;
  • упражнения, активно вытягивающие позвоночник – брасс на груди с удлиненной фазой скольжения;
  • упражнения с асимметричным исходным положением для плечевого или тазового пояса;
  • упражнения для коррекции плоскостопия;
  • упражнения на развитие силы мышц (скоростное плавание, плавание в ластах);
  • свободное плавание и игры.

При подборе индивидуальных специальных упражнений следует учитывать степень нарушения осанки в сагиттальной плоскости (лордоз, кифоз). При плоской спине не рекомендуется плавание на спине, а при кифозе необходимо, наоборот, плавать на спине. При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают плавательный предмет.

При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль (для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание в ластах).

При плоской спине, когда вместо физиологического грудного кифоза у ребенка имеется уплощение – лордоз грудного отдела позвоночника, возможно ввести в комплекс работу стилем баттерфляй без выноса рук из воды.

Коррекция в грудном отделе достигается вытягиванием руки вверх на стороне вогнутости и в сторону – на стороне выпуклости, в поясничном отделе – отведением ноги в сторону на стороне выпуклости.

Следовательно, методика коррекции осанки с помощью плавания и выбор индивидуальных упражнений зависят от вида нарушения осанки у дошкольников (сутуловатость, круглая спина – кифоз, кругло-вогнутая, плоская, плоско-вогнутая, асимметричная). У дошкольников чаще всего встречается 1–2 степень нарушения осанки.

Цель упражнения Вид упражнения Методические указания
Самовытяжение, разгрузка и коррекция позвоночника. Скольжение на груди, скольжение на спине. Для выполнения правильного скольжения необходимо сильно оттолкнуться от бортика бассейна, выпрямляя ноги и оттянув носки, вытянуть руки и скользить до полной остановки.
Развитие дыхательной мускулатуры и укрепление мышц спины, плечевого пояса, грудных мышц. Скольжение на груди, плавание брассом в сочетании с дыханием. Вдох в начале гребка. Заканчивая гребок, выдох в воду. Вдох быстрый, выдох медленный, глаза открыты.
Укрепление мышц стопы, голени, разгибателей и приводящих мышц бедра. Плавание брассом на спине. Медленное подтягивание и разведение ног. Быстрое разгибание и сведение ног, отталкивая воду внутренними поверхностями голени и стоп. Руки держать в положении коррекции (вытянутыми вперед).
Коррекция искривления позвоночника. Скольжение на груди, плавание брассом с асимметричным положением рук. Руку противоположную искривлению поднимают вверх.
Укрепление мышц брюшного пресса и нижних конечностей. Скольжение на спине, ноги брасс – руки вдоль туловища. Вдох после толчка ногами.
Разгибание грудного отдела позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, нижних конечностей, улучшение легочной вентиляции и кровообращения. Скольжение на спине, ноги брасс. По показаниям. Руки в коррекции, таз не опускать.
Овладение навыками движений рук и ног при плавании брассом, коррекция позвоночника. Скольжение на груди – выполнить гребок руками брассом, затем толчок ногами брассом – скольжение. Повторить движения. Выполнять с задержкой на вдохе, в пояснице не прогибаться.
Овладение навыками сочетания движений рук и ног при плавании брассом на спине. Увеличение подвижности грудной клетки. Скольжение на спине, руки вдоль туловища. Гребок брассом руками – скольжение, толчок – брасс ногами – скольжение. Повторить движения (по мере возможности – плавание брассом самое сложное движение для дошкольников). Вдох начинать в момент выноса рук из воды и заканчивать, когда руки проходят линию плечевых суставов, выдох – в конце гребка..
Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища. Улучшение кровообращения и легочной вентиляции. Увеличение подвижности грудной клетки. Плавание брассом в полной координации. В начале гребка руками – вдох, в середине и в конце гребка – выдох. Сгибание ног начинается с разведением рук в стороны.
Коррекция искривления позвоночника, развитие мышечного корсета, дыхательной мускулатуры. Скольжение на груди с доской в вытянутых руках, плавание на ногах кролем. При выполнении движений ноги должны быть выпрямлены и не напряжены, работают в основном бедра, а стопы выполняют захлестывающие движения. Выполнять в быстром темпе с небольшой амплитудой, повернув стопы внутрь. По мере усвоения упражнения амплитуду увеличивать. Дыхание не задерживать. Проплывание начинать с нескольких метров. Метраж увеличивать постепенно.
То же и разгрузка позвоночника, улучшение дыхательной мускулатуры. То же без доски. Руки все время вытянуты вперед.
Коррекция искривления позвоночника. Развитие дыхательной мускулатуры, развитие мышц нижних конечностей. Скольжение на груди. В руке со стороны вогнутости искривления – доска, другая рука прижата к туловищу, ладонь на воде. Ноги работают кролем. На выдох голову поворачивать в сторону прижатой руки.
Коррекция искривления. Разгибание грудного отдела позвоночника. Скольжение на спине с доской в вытянутых вверх руках, ноги работают кролем. Плечевой пояс и таз не опускать.
Разгрузка, коррекция позвоночника. Развитие мышц туловища, увеличение легочной вентиляции, улучшение кровообращения. Скольжение на спине, руки в коррекции, ноги кроль. Рука вогнутой стороны грудного искривления вытянута вверх, рука выпуклой стороны прижата, ладонь кверху. Следить за коррекцией.

Естественно, что в дошкольном возрасте данные упражнения могут быть использованы в игровой форме, что позволит лучше усвоить и закрепить полученные навыки.

Если занятия по плаванию в детском саду проводятся систематически не менее двух раз в неделю, то можно ожидать следующие результаты:

  • укрепление мышечного корсета и ликвидация мышечного дисбаланса; стабилизация деформации позвоночника, грудной клетки;
  • приобретение и закрепление ранее полученных навыков плавания и специальных упражнений;
  • выработка правильной осанки;
  • улучшение функций дыхания и сердечно-сосудистой системы;
  • повышение общего уровня физического развития;
  • улучшение координации движений;
  • закаливание;
  • функциональная подготовка детей к школе.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что роль плавания неоценима в решении проблем коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Детский позвоночник гибок и податлив, еще не произошел процесс окостенения.

Не следует забывать, что занятия плаванием – часть комплексной программы по коррекции нарушений осанки, которая включает в себя и лечебную физкультуру, и массаж...

Зная, что процент дошкольников, страдающих нарушением осанки на сегодняшний день очень велик, задача дошкольных учреждений и педагогов по плаванию в том числе – помочь детям скорректировать эти нарушения и подготовить детей к школьной жизни. Я думаю, что решение этой задачи нам вполне под силу.

Список литературы:

  1. Халемский Г.А . Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
  2. Петренко Г.Г., Полесся Г.В . Лечебное плавание при нарушении осанки. – Киев: Здоровье, 1980.
  3. Бородич Л.А., Назарова Р.Д . Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков. – М.: «Просвещение», 1988.
  4. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. – Ростов-на-Дону: «Феникс, 2001.